Проблема сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить факторы, влияющие на возникновение социального сиротства, как социальной и социально-педагогической проблемы. Задачи исследования:
определение основных понятий;
выявление психологических особенностей детей - сирот;
определение путей преодоления сиротства.
Определение мер социальной и социально - педагогической работы с сиротами, а также мер государственной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая сироты.docx

— 107.26 Кб (Скачать файл)

     Патронатная  семья – под патронатом понимается  специальная форма устройства  ребенка, нуждающегося в государственной  защите, на воспитание в семью,  патронатного родителя  при сохранении  части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа  опеки и попечительства (уполномоченного  органа).

     В патронатную  семью ребенок может помещаться  временно до решения его дальнейшей  судьбы: возврат к биологическим  родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного  типа. В таком случае патронатная  семья выполняет функцию как  бы «скорой помощи», в которую  помещаются дети, в срочном порядке  изъятые из кризисных семей   по причине угрозы для их  здоровья и жизни.

     Психологи,  педагоги, социальные работники  сходятся в мнении, что полный  отрыв детей от своих биологических  родителей во многих случаях  крайне нежелателен. В идее  патроната, в отличие от всех  остальных, должна быть заложена  программа сохранения и поддержания  контактов ребенка  с его  биологическими родителями.

     Форму патронатного  устройства ребенка в семью  можно также использовать для  обеспечения социализации, и подготовки  к самостоятельной семейной жизни  через приобретение опыта проживания  в семье, усвоение семейных  ролей и гендерных моделей  поведения в семье. Особенно  это актуально для выпускников  интернатных учреждений.

     Главная цель  приемной и патронатной семей  – создать благоприятные условия  для временного пребывания ребенка.

    Задачи же специалистов  – психологов, социальных педагогов  заключаются в следующем:

  • подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
  • подготовить ее к патронату (через систему обучения);
  • провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;
  • обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка  через его пребывание в патронатной семье;
  • обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.

      Государственные  формы устройства детей, оставшихся  без попечения родителей наиболее  развитые и наиболее широко  используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны,  коллективистским образом жизни  советских граждан на протяжении  более чем 70 лет, а также  возможностью страны с государственным  регулированием экономики с наименьшими  затратами обеспечить минимальную  прожиточную норму наибольшему  числу детей.

     На сегодняшнее  время по данным Министерства  образования проживание, содержание  одного ребенка в детском доме, обходится примерно в 6 тысяч  рублей в месяц. В то же  время выплаты, гарантируемые  государством на содержание ребенка  в приемной семье, не достигают  даже 3 тысяч рублей в месяц.

     Дом ребенка  – учреждение здравоохранения,  предназначенное для воспитания  и оказания медицинской помощи  детям сиротам, подкинутым детям,  детям родителей, не имеющих  возможности воспитывать своих  детей, и детям  с дефектами  физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются  дети от рождения  до 3 лет, дети  с дефектами физического и  психического развития до 4 лет.  Дети попадают в дом ребенка  из роддомов (отказные дети), из  больниц и из семей. Основная  деятельность дома ребенка –  воспитательная и лечебно-оздоровительная.  Дети, находящиеся в доме ребенка  обеспечиваются питанием, одеждой,  обувью, инвентарем и игрушками  в соответствии с утвержденными  нормативами. Выписка детей из  дома ребенка производится при  возвращении их в семью, переводе  в детский дом системы образования,  дом-интернат системы социального  обеспечения или передаче их  на усыновление, опеку.

     Всего в  стране 249 домов ребенка, в которых  воспитывается 19,3 тысяч детей  [таблица].

     Детский дом  – государственное образовательно-воспитательное  учреждение, в котором обеспечивается  содержание, развитие, образование  и воспитание детей в возрасте  от 3 до 18 лет, лишившихся попечения  родителей  (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания  детей в установленном порядке  и других причинах), а также  детей одиноких матерей, испытывающих  затруднения в их содержании  и воспитании.

     Различают  детские дома для детей дошкольного  возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В  детский дом принимаются дети  из домов ребенка, от населения,  частных лиц (в том числе  родителей, родственников), из приемников-распределителей  системы МВД.

    Основная задача  детского дома: создание детям  условий для воспитания и получения  образования, оказание помощи  в выборе профессии, подготовка  их к самостоятельной жизни  и трудовой деятельности. Они  обеспечиваются питанием, одеждой,  обувью, инвентарем по установленным  нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие  в самообслуживании, работают в  мастерских, на опытном участке,  занимаются в различных кружках,  секциях, участвуют в спортивных  соревнованиях и творческих конкурсах.  Выпускники детского дома могут  быть возвращены родителям, лицам  их замещающим, или направлены  для поступления в ВУЗы, ПТУ,  техникумы или на работу. Все  воспитанники детского дома школьного  возраста, как правило, обучаются  в ближайшей общеобразовательной  школе.

    Школа-интернат  – государственное учреждение, которое  обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот  школьного возраста, а также детей  из семей, имеющих проблемы  в развитии или обучении.

    Различают несколько  типов интернатов:

  • интернаты с общеобразовательной  программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
  • вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
  • интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной  защиты.

     В последние  годы стали появляться интернаты  для одаренных детей, оставшихся  без попечения родителей.

     Сегодня в  России более 152 общеобразовательных  школ-интернатов для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в которых обучается  и воспитывается около 28,9 тысяч  детей; 213 школ-интернатов для детей  сирот с недостатками умственного  и физического развития, в которых  находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

     Приют –  государственное специализированное  учреждение системы социальной  защиты населения, новая форма  помощи детям-сиротам и детям,  оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными  организациями.

    Приют – учреждение  временного пребывания ребенка.  Главными задачами сотрудников  приюта являются: оказание детям  психолого-педагогической поддержки,  их социализация, а также –  определение дальнейшей судьбы  ребенка.

    Вид помощи, оказываемый  в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют)  основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время  своего пребывания в приюте. Состав  и возраст детей, находящихся  в приюте общего типа, набор  предоставляемых (по желанию ребенка)  консультацией, определяется организаторами  конкретного приюта.

    Приют диагностического  типа является местом круглосуточного  пребывания ребенка с соответствующими  целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся  без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

     По статистическим  данным научной литературы сегодня  в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской  программы «Дети России» в  стране было открыто около  200 учреждений этого типа [8, с.1].

     Центры временного  содержания – форма временного  устройства ребенка, организуемая  с целью оказания ему экстренной  специализированной помощи. Такая  помощь бывает, необходима, когда  ребенка в срочном порядке  изымают из семьи, когда возникает  потребность в организации срочной  психолого-педагогической или социальной  поддержки. Важным направлением  работы центров является организация  коррекционно-реабилитационных мероприятий.  Чаще всего подобные центры  создаются органами социальной  защиты населения, а также общественными  организациями.

     Сегодня в  нашей стране около 150 социально-реабилитационных  центров, центров помощи детям,  оставшимся без попечения родителей,  центров временного пребывания детей-сирот21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности социальной работы с  детьми-сиротами и социализация сирот  в обществе.

2.1 Социализация  как процесс становления социальных  отношений. Проблемы вхождения  ребенка-сироты в систему социальных  отношений.

 

Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться  прежде всего в наиболее общих  подходах к этому явлению.

Под социализацией понимают процесс  становления человека в системе  социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой  – либо группы людей, организации. При  этом происходит усвоение им элементов  культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения  является той средой, в которой  он реализует свои потребности, где  он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Существует два подхода к  понимании сущности социализации, различающими представлениями о человеке и  его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи  указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью  общества в том, чтобы его члены  успешно овладевали общественными  ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную  семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что  человек становится полноценным  членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как  субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в  единстве с проявлением своей  активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует  в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные  обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у  него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального  опыта. По – этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде  бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по своему.

Процесс социализации существенным образом  зависит от тех норм, принятых в  обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение  в социальную деятельность.

На социализацию человека влияют ряд  факторов, требующего от него определенного  поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые  влияют на социализацию всех жителей  планеты, а также больших групп  людей, живущих в определенных странах. Вторая – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту  и типу поселения, в котором они  живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех  или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.) Эти  факторы влияют на социализацию как  прямо, так и опосредованно через  микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние  микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений –  мир отношений между людьми, в  котором каждый играет не одну, а  множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и  т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в  каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.

Информация о работе Проблема сиротства