Патронатная
семья – под патронатом понимается
специальная форма устройства
ребенка, нуждающегося в государственной
защите, на воспитание в семью,
патронатного родителя при сохранении
части обязанностей опекуна (попечителя)
в отношении ребенка у органа
опеки и попечительства (уполномоченного
органа).
В патронатную
семью ребенок может помещаться
временно до решения его дальнейшей
судьбы: возврат к биологическим
родителям, усыновление или опекунство,
устройство в учреждение интернатного
типа. В таком случае патронатная
семья выполняет функцию как
бы «скорой помощи», в которую
помещаются дети, в срочном порядке
изъятые из кризисных семей
по причине угрозы для их
здоровья и жизни.
Психологи,
педагоги, социальные работники
сходятся в мнении, что полный
отрыв детей от своих биологических
родителей во многих случаях
крайне нежелателен. В идее
патроната, в отличие от всех
остальных, должна быть заложена
программа сохранения и поддержания
контактов ребенка с его
биологическими родителями.
Форму патронатного
устройства ребенка в семью
можно также использовать для
обеспечения социализации, и подготовки
к самостоятельной семейной жизни
через приобретение опыта проживания
в семье, усвоение семейных
ролей и гендерных моделей
поведения в семье. Особенно
это актуально для выпускников
интернатных учреждений.
Главная цель
приемной и патронатной семей
– создать благоприятные условия
для временного пребывания ребенка.
Задачи же специалистов
– психологов, социальных педагогов
заключаются в следующем:
- подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
- подготовить ее к патронату (через систему обучения);
- провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;
- обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в патронатной семье;
- обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.
Государственные
формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей наиболее
развитые и наиболее широко
используемые в нашей стране.
Это обусловлено, с одной стороны,
коллективистским образом жизни
советских граждан на протяжении
более чем 70 лет, а также
возможностью страны с государственным
регулированием экономики с наименьшими
затратами обеспечить минимальную
прожиточную норму наибольшему
числу детей.
На сегодняшнее
время по данным Министерства
образования проживание, содержание
одного ребенка в детском доме,
обходится примерно в 6 тысяч
рублей в месяц. В то же
время выплаты, гарантируемые
государством на содержание ребенка
в приемной семье, не достигают
даже 3 тысяч рублей в месяц.
Дом ребенка
– учреждение здравоохранения,
предназначенное для воспитания
и оказания медицинской помощи
детям сиротам, подкинутым детям,
детям родителей, не имеющих
возможности воспитывать своих
детей, и детям с дефектами
физического и психического развития.
В доме ребенка воспитываются
дети от рождения до 3 лет, дети
с дефектами физического и
психического развития до 4 лет.
Дети попадают в дом ребенка
из роддомов (отказные дети), из
больниц и из семей. Основная
деятельность дома ребенка –
воспитательная и лечебно-оздоровительная.
Дети, находящиеся в доме ребенка
обеспечиваются питанием, одеждой,
обувью, инвентарем и игрушками
в соответствии с утвержденными
нормативами. Выписка детей из
дома ребенка производится при
возвращении их в семью, переводе
в детский дом системы образования,
дом-интернат системы социального
обеспечения или передаче их
на усыновление, опеку.
Всего в
стране 249 домов ребенка, в которых
воспитывается 19,3 тысяч детей
[таблица].
Детский дом
– государственное образовательно-воспитательное
учреждение, в котором обеспечивается
содержание, развитие, образование
и воспитание детей в возрасте
от 3 до 18 лет, лишившихся попечения
родителей (вследствие их смерти,
лишения родительских прав, отобрания
детей в установленном порядке
и других причинах), а также
детей одиноких матерей, испытывающих
затруднения в их содержании
и воспитании.
Различают
детские дома для детей дошкольного
возраста (3-7 лет), школьного возраста
(7-18 лет) и смешанного типа. В
детский дом принимаются дети
из домов ребенка, от населения,
частных лиц (в том числе
родителей, родственников), из приемников-распределителей
системы МВД.
Основная задача
детского дома: создание детям
условий для воспитания и получения
образования, оказание помощи
в выборе профессии, подготовка
их к самостоятельной жизни
и трудовой деятельности. Они
обеспечиваются питанием, одеждой,
обувью, инвентарем по установленным
нормам, игрушками, школьными принадлежностями.
Воспитанники принимают участие
в самообслуживании, работают в
мастерских, на опытном участке,
занимаются в различных кружках,
секциях, участвуют в спортивных
соревнованиях и творческих конкурсах.
Выпускники детского дома могут
быть возвращены родителям, лицам
их замещающим, или направлены
для поступления в ВУЗы, ПТУ,
техникумы или на работу. Все
воспитанники детского дома школьного
возраста, как правило, обучаются
в ближайшей общеобразовательной
школе.
Школа-интернат
– государственное учреждение, которое
обеспечивает содержание, обучение,
развитие и воспитание детей-сирот
школьного возраста, а также детей
из семей, имеющих проблемы
в развитии или обучении.
Различают несколько
типов интернатов:
- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.
В последние
годы стали появляться интернаты
для одаренных детей, оставшихся
без попечения родителей.
Сегодня в
России более 152 общеобразовательных
школ-интернатов для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, в которых обучается
и воспитывается около 28,9 тысяч
детей; 213 школ-интернатов для детей
сирот с недостатками умственного
и физического развития, в которых
находится около 25,1 тысяч детей-сирот.
В указанных учреждениях более 90% детей
имеют живых родителей.
Приют –
государственное специализированное
учреждение системы социальной
защиты населения, новая форма
помощи детям-сиротам и детям,
оказавшимся в трудной ситуации.
Приюты создаются также общественными
организациями.
Приют – учреждение
временного пребывания ребенка.
Главными задачами сотрудников
приюта являются: оказание детям
психолого-педагогической поддержки,
их социализация, а также –
определение дальнейшей судьбы
ребенка.
Вид помощи, оказываемый
в приюте, зависит от его типа.
Приют общего типа (открытый приют)
основан на принципе добровольности.
Ребенок сам определяет время
своего пребывания в приюте. Состав
и возраст детей, находящихся
в приюте общего типа, набор
предоставляемых (по желанию ребенка)
консультацией, определяется организаторами
конкретного приюта.
Приют диагностического
типа является местом круглосуточного
пребывания ребенка с соответствующими
целями. Такой приют в основном рассчитан
на детей, недавно оставшихся без попечения
родителей, из кризисных семей, на детей,
сбегающих из интернатных учреждений.
Основной задачей приюта данного типа
является диагностика наличной ситуации,
в которой находится ребенок, и определение
его дальнейшей судьбы. В подобные приюты
ребенка чаще всего определяют органы
опеки, социальные работники, специалисты
интернатных учреждений.
По статистическим
данным научной литературы сегодня
в России действует более 300
приютов. Только в рамках президентской
программы «Дети России» в
стране было открыто около
200 учреждений этого типа [8, с.1].
Центры временного
содержания – форма временного
устройства ребенка, организуемая
с целью оказания ему экстренной
специализированной помощи. Такая
помощь бывает, необходима, когда
ребенка в срочном порядке
изымают из семьи, когда возникает
потребность в организации срочной
психолого-педагогической или социальной
поддержки. Важным направлением
работы центров является организация
коррекционно-реабилитационных мероприятий.
Чаще всего подобные центры
создаются органами социальной
защиты населения, а также общественными
организациями.
Сегодня в
нашей стране около 150 социально-реабилитационных
центров, центров помощи детям,
оставшимся без попечения родителей,
центров временного пребывания детей-сирот21.
Глава
2 Особенности социальной работы с
детьми-сиротами и социализация сирот
в обществе.
2.1 Социализация
как процесс становления социальных
отношений. Проблемы вхождения
ребенка-сироты в систему социальных
отношений.
Рассматривая особенности социализации
детей сирот, необходимо разобраться
прежде всего в наиболее общих
подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают процесс
становления человека в системе
социальных отношений как компонента
этой системы, то есть человек становится
частью социальной общности, какой
– либо группы людей, организации. При
этом происходит усвоение им элементов
культуры, социальных норм и ценностей,
на основе которых формируется качества
личности.
Для человека социальные отношения
является той средой, в которой
он реализует свои потребности, где
он приобретает главные черты, отличающие
его от других обитателей Земли.
Существует два подхода к
понимании сущности социализации, различающими
представлениями о человеке и
его роли в процессе собственного
развития. Так одни исследователи
указывают, что содержания процесса
социализации определяется заинтересованностью
общества в том, чтобы его члены
успешно овладевали общественными
ролями, могли участвовать в производственной
деятельности, создавали прочную
семью, были законопослушными гражданами
и т.д. Это характеризует человека
как объект социализации.
Другой подход связан с тем, что
человек становится полноценным
членом общества, выступая не только объектом,
но и субъектом социализации. Как
субъект он усваивает социальные
нормы, культурные ценности общества в
единстве с проявлением своей
активности, саморазвитие, самореализации
в обществе, то есть не только адаптируется
к обществу, а активно участвует
в процессе социализации, а влияет
на самого себя и свои жизненные
обстоятельства. Именно второй подход
наиболее соответствует современному
гуманистическому мировоззрению. Социализируясь,
человек не только обобщается опытом,
но реализует себя как личность,
влияя на жизненные обстоятельства
и на окружающих людей.
Человек не играет пассивной роли
в своем социальном становлении.
Он имеет определенные задатки, у
него формируется индивидуальность,
он активен в освоении своего социального
опыта. По – этому можно говорить
о том, что все люди, усваивая вроде
бы одновременно общий для всех социальный
опыт, делают это каждый по своему.
Процесс социализации существенным образом
зависит от тех норм, принятых в
обществе, которые регулируют требования
предъявляемые обществом человеку,
и обеспечивают его адекватное включение
в социальную деятельность.
На социализацию человека влияют ряд
факторов, требующего от него определенного
поведения и активности. Первая группа
– макрофакторы (космос, планета, мир,
страна, общество, государство), которые
влияют на социализацию всех жителей
планеты, а также больших групп
людей, живущих в определенных странах.
Вторая – мезофакторы, условия социализации
больших групп людей, выделяемых
по национальному признаку, по месту
и типу поселения, в котором они
живут (регион, город, поселок, село), по
принадлежности к аудитории тех
или иных сетей массовой коммуникации
(радио, телевиденье, кино и др.) Эти
факторы влияют на социализацию как
прямо, так и опосредованно через
микрофакторы; к ним относятся: семья,
группы сверстников, микросоциум, организации,
в которых происходит социальное
воспитание (учебные, профессиональные,
общественные, частные и др.). Влияние
микрофакторов на развитие человека
осуществляется через агентов социализации,
т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми
протекает его жизнь (родители, братья,
сестры, родственники, сверстники, соседи,
учителя).
Родившись, ребенок сразу попадает
в мир социальных отношений –
мир отношений между людьми, в
котором каждый играет не одну, а
множество ролей. Это роль семьянина,
политика, роль жителя села, города и
т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется,
становится личностью. Окружение человека
играет громадную роль. От того, в
каких отношениях с окружающей средой
он находится, зависит формирование
личности. Только активно и полноценно
участвуя в системе социальных отношений,
усваивается роли, которые приходится
исполнять в жизни, вырабатывается
свое отношение к этим ролям, появляется
человек как социальный феномен.