Проблема трудоустройства молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Трудоустройство молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7
1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи 7
1.2. Особенности социально – педагогической деятельности в системе трудоустройства молодёжи 11
1.3. Условия эффективного трудоустройства студенческой молодёжи 23
Вывод по первой главе 30
Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска. 32
2.1. Этапы организации опытно – поисковой работы по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска 32
2.2. Диагностический инструментарий по проблеме изучения трудоустройства 36
2.3. Модель системы управления содействием трудоустройства молодёжи 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.пРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ..docx

— 147.29 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная  социально – педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»

 

 

 

 

 

 

Кафедра социальной педагогики.

Курсовая работа на тему

Проблема трудоустройства молодёжи

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Социально – психологического факультета

«050711.65 – Социальная педагогика»

___________________

Научный руководитель:

____________________

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск 2012

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Трудоустройство  молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7

1.1. Анализ теоретических  аспектов трудоустройства молодёжи 7

1.2. Особенности социально  – педагогической деятельности  в системе трудоустройства молодёжи 11

1.3. Условия эффективного  трудоустройства студенческой молодёжи 23

Вывод по первой главе 30

Глава 2 – Опытно – поисковая  работа по организации системы трудоустройства  молодёжи в условиях г. Тобольска. 32

2.1. Этапы организации  опытно – поисковой работы  по изучению трудоустройства  молодёжи в условиях г. Тобольска 32

2.2. Диагностический инструментарий  по проблеме изучения трудоустройства 36

2.3. Модель системы управления  содействием трудоустройства молодёжи 44

Вывод по второй главе 48

Заключение 51

Список литературы 53

 

 

 

 

Введение

Происходящие в последнее  десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение  форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Наличие определенного уровня и различных форм безработицы  признается практически во всех странах. При этом можно установить взаимосвязь  между степенью изученности этой проблемы в определенной стране и  ее положением в мировом сообществе. Наиболее развитые страны тратят большие  средства на анализ, прогнозирование  безработицы и разработку путей  ее стабилизации, а по возможности и снижения.

Общепризнанные социальные последствия безработицы, такие  как рост правонарушений, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, самоубийств, политического отчуждения, а так же ряда других негативных явлений, обусловливают необходимость решения этой проблемы.

Все это, в частности, означает особую важность теоретического осмысления феномена безработицы, которое, в свою очередь, предполагает расчленение  данной проблемы на отдельные значимые вопросы. В этой связи вряд ли можно  преувеличить значение молодежной тематики, т.к. от того, как общество, а в  частности, властные структуры, реагируют  на проблемы молодежи, какую позицию  занимают во взаимодействии с ней, зависит  экономическое, а так же и социально-политическое состояние общества.

Наличное положение дел  в области занятости молодежи является следствием сложной комбинации субъективных и объективных факторов. К числу первых относятся неприспособленность  учебных заведений различных  типов к рыночным отношениям, отсутствие государственной поддержки, изъяны молодежной политики и т.п. Кроме  того, в России в настоящий момент сложилось уникальное по своей неблагоприятности  сочетание демографической и экономической динамики: спад производства, продолжался на протяжении всех 90 – х гг., и имел своим следствием сужение рынка труда, изменения в лучшую сторону, произошедшие в самом конце 90 – х и в начале нового века не изменили положение вещей сколько – нибудь радикально; оборотная сторона такой ситуации в экономике – демографический кризис, проявляющийся в стабильном отрицательном приросте населения. При этом, доля трудоспособного населения и его абсолютное количество возрастают, усиливая конкуренцию по поводу рабочих мест. [7, 34 – 80 c.]

Для более глубокого осмысления степени разработанности проблем, связанных с местом молодежи на рынке  труда, занятостью и безработицей целесообразно, на наш взгляд, в данном анализе выделить ряд подтем:

1) рынок труда (занятость и безработица);

2) молодежь как особая  группа;

3) занятость и безработица молодежи;

4) государственная политика  занятости по отношению к молодежи. Рынок труда в качестве самостоятельной темы стал изучаться отечественными исследователями сравнительно недавно. Это связано с тем, что в советский период он не рассматривался, т.к. рабочая сила не рассматривалась как товар. В настоящее время, при переходе к новым формам хозяйствования, проблемы рынка труда в экономике и социологии выходят на главенствующие позиции. Об этом свидетельствует значительное число публикаций на данную тему. Общетеоретические и фундаментальные разработки присущи в основном экономистам. В социологическом аспекте эта проблема в последнее время затронута в ряде коллективных монографий. Именно социологи обычно используют дифференцированный подход к проблеме трудоустройства населения и расчленяют ее на относительно автономные, специфичные аспекты. Именно в социологических исследованиях как правило рассматривается проблема занятости молодежи.

На Западе изучение этих проблем имеет достаточно длительную историю. При этом, они определяются на сегодняшний день как одни из ключевых. В фундаментальной работе, изданной Международной Организацией Труда (МОТ), сделана попытка обобщить проведенные исследования и узаконить основные понятия, относящиеся к проблемам занятости, безработицы и неполной занятости. [3, 15 – 27 c.]

Сегодня в свет выходит  достаточно много работ, в которых  молодежь рассматривается сквозь призму рынка. Эти исследования посвящены  следующим сюжетам: структура занятости, положение на рынке труда, государственная  политика занятости молодежи. Однако, они имеют узкоспециальную направленность. Кроме того, молодежь как сегмент рынка труда, рассматривается, в большинстве случаев, на страницах периодической печати, объем которых не позволяет полностью раскрыть данную проблему в целом и политико-социальный аспект в частности.

В настоящий момент –  и это наиболее важно – исследования проблемы трудоустройства молодежи довольно подробно освещают почти все частные ее стороны, но комплексный анализ проблемы до сих пор не проделан. [26, 44 c.]

До сих пор не предпринята  попытка привести в соответствие теоретический аппарат социологических  и экономических исследований в  соответствие с нуждами осмысления проблемы трудоустройства молодежи в ее исторической динамике. Это же касается и проблем занятости и безработицы в целом.

Интересный сюжет, так  же не нашедший до сих пор освещения  в литературе – соотношение стратегий  власти и динамики проблем трудоустройства и безработицы.

Цель исследования: определение основных аспектов проблемы занятости молодежи в современной России.

Задачи:

•выявить место  проблемы трудоустройства молодежи в структуре более общей проблемы занятости населения России в целом и определить основные параметры и характеристики занятости и безработицы молодежи;

•рассмотреть содержание социальных предпосылок настоящего положения вещей в данной области и концепций его изменения.

Объектом исследования является положение молодежи на рынке труда в условиях переходного российского общества.

Предмет исследования – социальный аспект положения молодежи на рынке труда сквозь призму государственной политики занятости. [6, 38 – 44 c.]

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Трудоустройство  молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема

1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

* к углублению бедности и  обнищанию бюджетов молодых семей  (как следствие – увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей – сирот, детей – инвалидов);

* снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

* усугубляется криминогенная обстановка  в стране: увеличивается количество  экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических  и прочих заболеваний, сокращается  уровень продолжительности жизни,  увеличивается смертность – это способствует естественному вырождению нации. [8, 89 c.]

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

1. Во – первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь – это будущее нации):

  • пересмотреть и доработать законодательную базу;
  • откорректировать политику в области трудоустройства;
  • найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
  • разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во – вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

– способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально – психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

– следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

– формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

– обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления – вузы – рынок труда;

– стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

3. В – третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

  • выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс – "Планирование профессиональной карьеры");
  • выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
  • вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями – работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Информация о работе Проблема трудоустройства молодёжи