Проблема трудоустройства молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Трудоустройство молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7
1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи 7
1.2. Особенности социально – педагогической деятельности в системе трудоустройства молодёжи 11
1.3. Условия эффективного трудоустройства студенческой молодёжи 23
Вывод по первой главе 30
Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска. 32
2.1. Этапы организации опытно – поисковой работы по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска 32
2.2. Диагностический инструментарий по проблеме изучения трудоустройства 36
2.3. Модель системы управления содействием трудоустройства молодёжи 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.пРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ..docx

— 147.29 Кб (Скачать файл)

• Формирование и реализация программ содействия социальной адаптации  и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

• Обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших  восемнадцатилетнего возраста, особо  нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети – инвалиды, дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил РФ – ветеранов боевых действий, а также молодежи, проживающей в сельской местности и районах Крайнего Севера;

• Формирование и реализация системы государственных мер  по материально – технической и финансовой поддержки деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес – инкубаторов, учебно – деловых центров, коммерческих организаций, более 75% численности работников которых составляют молодые граждане;

• Формирование государственных  механизмов поддержки молодежного  предпринимательства. [29, 52 – 76 c.]

Для большего изучения проблемы трудоустройства предложена анкета:

  1. Имеете ли Вы работу?

А) да

Б ) нет

(Если Вы ответили вариант  «А», то ответьте, пожалуйста, на  следующие два вопроса):

  1. Нравится ли Вам ваша работа?

А) да

Б ) нет

В ) у меня нет выбора

  1. Устраивает ли Вас ваша зарплата?

А) да

Б ) нет

В ) затрудняюсь ответить

  1. Имеете ли Вы высшее образование?

А) да

Б ) нет

  1. Какое у Вас образование?

А) техническое

Б ) гуманитарное

В ) ____________ (Ваш вариант)

  1. Хотите ли вы работать по специальности?

А) да

Б ) нет

  1. Кукую Вы хотите зарплату?

______________________________________

  1. Что бы Вы предпочли?

А) занимать руководящую  должность

Б ) готовы работать в подчинении

  1. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?

А) высокая зарплата

Б ) работа должна быть интересной

В ) ответственная должность

Г ) близкое расположение места работы от дома

Д ) _______________________ (Ваш вариант)

  1. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?

А) отсутствие у молодых  специалистов практического опыта

Б ) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей

В ) ______________________ (Ваш вариант)

  1. Как Вы считаете, какова вероятность найти хорошую работу с помощью Интернета?

А) очень большая вероятность 
Б ) не большая вероятность

В ) никакой

Г ) затрудняюсь ответить

  1. Считаете ли Вы, что предприятия и организации уже заранее должны готовить для себя специалистов, пока они ещё учатся в вузах – брать их на практику, проводить дополнительные занятия и т.д. («выращивать кадры»)?

А) конечно, было бы здорово

Б ) нет

В ) _________________________________________ (Ваш  вариан)

  1. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот факт, хорошо ли студент учится в вузе?

А) да

Б ) нет

  1. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?

А) да

Б ) нет

  1. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?

А) да

Б) нет

  1. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?

___________________________________________________________

  1. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?

___________________________________________________________

Данное анкетирование  выявит ситуацию с трудоустройством, поможет молодёжи найти своё место  на рынке труда.

2.3. Модель системы  управления содействием трудоустройства  молодёжи

Выявлено, что элементами системы могут являться спрос  и предложение рабочей силы; субъекты (работодатели, трудоспособная молодежь, государство); юридические нормы, регулирующие отношения между субъектами, конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и предложения, цена рабочей силы, конкуренция); инфраструктура (службы занятости, кадровые агентства, центры занятости при вузах и  др.).

Анализ молодежного рынка  труда обусловлен, во – первых, тем, что молодые люди (14 – 30 лет) составляют более трети населения в трудоспособном возрасте и более 30 % из них – безработные, во – вторых, молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем, эта категория населения наиболее уязвима на рынке труда.

В работе выявлены субъекты системы управления трудоустройством (работодатели, молодежь), элементы инфраструктуры, поведение и взаимодействие которых определяют специфику функционирования, развития и управления этой системой.

Система содействия трудоустройству молодежи функционирует и развивается как социально – экономическая система, которая представляет собой совокупность элементов, функций, воспроизведенных связей, общественных отношений, взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливают специфику её функционирования в рамках конкретного территориального образования.

Социально – экономическая система молодежного рынка труда, являясь подсистемой национального рынка труда, находится в зависимости от общего состояния российской экономики. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что к компетенции федеральных органов исполнительной власти относится большинство рычагов воздействия на рынок труда: политика занятости, трудовое законодательство, минимальные социальные стандарты жизненного уровня населения. От деятельности федерального центра, тенденций социально – экономической жизни страны, в целом, напрямую зависят и перспективы развития региона и рынка труда. В этой связи социально – экономическая система управления занятостью молодежи в регионе представляет собой более сложный объект, чем социально – экономическая система национального рынка труда.

В диссертационном исследовании разработана модель системы управления трудоустройством молодежи (рис. 6).

Рис. 6. Модель системы содействия трудоустройству молодежи.

Тесная связь элементов  системы наблюдается в отношениях органов государственной власти с рынком образовательных услуг, призванным обеспечивать заблаговременную подготовку и переподготовку кадров с учетом динамики развития производства региона, структурных сдвигов и  новых технических характеристик  рабочих мест.

Наиболее тесные связи  прослеживаются между образовательными учреждениями и интересами предприятий  по укомплектованию рабочих мест кадрами. [9, 26 – 34 c.]

 

 


 
Вывод по второй главе

1. На основе анализа  подходов к исследованию проблемы  трудоустройства и занятости  обосновано социально – экономическое содержание системы трудоустройства молодежи, определены ее структурные элементы, их взаимодействие и дана оценка результатов функционирования системы;

2. Выявлены и проанализированы  тенденции и особенности управления системой трудоустройства молодежи. Дан их сравнительный анализ по сравнению с общероссийскими тенденциями. Выявлен и систематизирован ряд факторов, оказывающих сдерживающее и мотивирующее влияние на трудоустройство молодежи;

3. Выявлено, что за исследуемый  период трудоустроено практически  в два раза меньше молодежи. Изучена структура органов исполнительной власти, занимающихся содействием занятости молодежи на федеральном и региональном уровнях;

4. Оценка функционирования системы трудоустройства, свидетельствующая не только о позитивных тенденциях, но и о наличии резервов в системе трудоустройства молодежи. Необходимо предоставлять студентам информацию об имеющихся вакансиях по специальности, проводить профориентационную работу, в основном среди студентов младших курсов, участвовать в организации и проведении дополнительных учебных курсов и тренингов. Необходимо наладить тесную взаимосвязь с руководителями служб по работе с персоналом предприятий-работодателей, заключать договора о сотрудничестве в области трудоустройства выпускников.

5. Разработана модель системы управления содействием трудоустройству молодежи. Система содействия трудоустройству молодежи на рынке труда функционирует как система взаимосвязанных элементов.

Предложена модель системы трудоустройства молодежи. Элементами системы могут являться спрос, предложение и цена рабочей силы; субъекты (работодатели, трудоспособная молодежь, государство); юридические нормы, регулирующие отношения между субъектами, конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, цена рабочей силы, конкуренция); инфраструктура (службы занятости, кадровые агентства, центры занятости при вузах, и др.).

6. Определены уровни управления. В качестве механизмов управления предложены:

  • совершенствование действующего законодательства в сфере занятости молодежи;
  • финансирование мероприятий по содействию трудоустройству и занятости молодежи;
  • стимулирование и поддержка развития молодежного предпринимательства;
  • создание механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;
  • совершенствование деятельности службы занятости.

7. Определены следующие  тенденции: стабильно сохраняется  спрос на специалистов с высшим образованием: инженеров – механиков, конструкторов, технологов, программистов, страховых агентов, врачей.

Промышленности сегодня  требуются профессионально подготовленные инженерно – технические специалисты со знанием маркетинга, анализа хозяйственной деятельности, управления персоналом. Таким образом, выявлено налицо явное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, рынка труда и рынка образовательных услуг. Однако предложение по отдельным профессиям не соответствует спросу не только по количеству, но и по качеству.

8. Основополагающим фактором  несбалансированности спроса и  предложения рабочей силы является  слабая профориентационная деятельность  на всех уровнях управления системой содействия трудоустройству молодежи.

9. Необходимо создание  программы с более четкой координацией  деятельности следующих субъектов,  действующих на данном сегменте  рынка труда:

– потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители;

– специализированные службы занятости при городской и областной администрации;

– организации, участвующие в деятельности по трудоустройству и адаптации молодежи и студентов на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования).

Эффективным решением может  стать комплексная программа  адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к проблемным вузам и специальностям.

10. Методические положения  по оценке эффективности управления системой содействия трудоустройству молодежи, предусматривающие оценку интегрального показателя через учет совокупности пяти блоков: молодежь; взаимодействие с работодателями; потенциал работников органов исполнительной власти; реализация программ содействия занятости молодежи; эффективность и качество трудоустройства.

11. Выделенные критерии  и разработанные практические  рекомендации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти по управлению процессом трудоустройства молодежи нашли свое отражение в проекте по заданию Министерства образования и науки РФ Разработка технологии оценки эффективности реализации мер и мероприятий органов исполнительной власти субъектов РФ, направленных на поддержку молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи. [15, 158 – 203 c.]

 

Заключение

Таким образом, специфика  положения молодежи на рынке труда  определяется тем, что именно эта  группа общества является элементом  социальной структуры, который своими демографическими характеристиками способствует росту напряженности на рынке  труда. Вступление относительно многочисленного  поколения 80 – х в трудоспособный возраст общепризнанно в качестве одного из ведущих, наравне с экономическим кризисом, фактором этой напряженности. В тоже время, молодое поколение в ситуации любой, даже благоприятной, экономической конъюнктуры является группой социального риска. Причина этого в естественной меньшей в сравнении с прочими возрастными когортами трудоспособного населения конкурентоспособности на рынке труда.

Информация о работе Проблема трудоустройства молодёжи