Проблема трудоустройства молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Трудоустройство молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7
1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи 7
1.2. Особенности социально – педагогической деятельности в системе трудоустройства молодёжи 11
1.3. Условия эффективного трудоустройства студенческой молодёжи 23
Вывод по первой главе 30
Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска. 32
2.1. Этапы организации опытно – поисковой работы по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска 32
2.2. Диагностический инструментарий по проблеме изучения трудоустройства 36
2.3. Модель системы управления содействием трудоустройства молодёжи 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.пРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ..docx

— 147.29 Кб (Скачать файл)

Но все эти разрешения не распространяются на отдельные виды работ, входящие в профессию, запрещенную  в перечне, но разрешенную несовершеннолетним по другим основаниям. Это работы на высоте, верхолазные, взрывоопасные, подземные и подводные работы.

Помимо работ с вредными, тяжелыми или опасными условиями  труда, несовершеннолетние не могут  привлекаться к работам:

– выполненным вахтовым методом;

– по совместительству;

– связанных с работой, способных оказать отрицательное влияние на психическое и моральное состояние.

Работа, выполняемая вахтовым методом – такая работа, в которой исключается возможность ежедневного возвращения работников к месту постоянного проживания.

Понятно, что такая работа не может положительно влиять на воспитание несовершеннолетнего, которое в  основном происходит в семье; а также  создает повышенную нагрузку на неокрепший организм.

Работа по совместительству также предполагает повышенную нагрузку, которую несовершеннолетний вряд ли сумеет правильно оценить и распределить с учетом обязательного времени  отдыха.

Запрещается труд подростков на работах, способных причинить  вред их нравственному развитию (в  игорном бизнесе, ночных кабаре и  клубах, в производстве, перевозке  и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами), т.к. психика  у подростка легко может меняться, т.ч. и в негативную сторону.

Запрещается также заключение письменного договора о полной материальной ответственности с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы непосредственно связанные  с хранением, обработкой, продажей, отпуском, перевозкой или применением  в производстве переданных им ценностей.

Из этого можно сделать  вывод о противоречии КЗоТ и ГК, т.к. если подросток эмансипируется от родителей в 16 лет, в связи с  ведением предпринимательской деятельности, он должен быть способен заключать  любые сделки, в т.ч. и с полной материальной ответственностью. В то же время в КЗоТе прямо указано на неправомерность заключения таких договоров, (ст. 121 КЗоТ). Считаю, что законодатель должен разрешить это противоречие Колб считает, что разрешение этой правовой коллизии видится в комплексном подходе к проблеме – в создании межотраслевой системы правового регулирования труда лиц, не достигших 18 лет, в которую бы входили:

  • Неполная занятость подростков, достигших 14 лет, в каникулярное и другой свободное время;
  • Трудоустройство подростков с 15 лет в любую коммерческую организацию;
  • Признание с 16 лет за несовершеннолетними права заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в полном объеме;
  • Вовлечение несовершеннолетних в такие формы предпринимательства, коммерческих юридических лиц, которые требуют личного трудового участия подростка

Несовершеннолетним работникам ограничены нормы поднятия тяжестей. Впервые предельные нормы поднятия и переноски тяжестей были предусмотрены  еще Постановлением НК РСФСР от 4 марта 1921 г.

При применении постановления  Министерства Труда от 7 апреля 1999 г. следует учитывать, что:

  1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной работой (профессией);
  2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

Ст. 177 КЗоТа РФ запрещает  привлекать работника моложе 18 лет  к ночным и сверхурочным работам, а также к работам в выходные дни.

Ночным считается время  с 22 – х до 6ч. утра, поэтому если несовершеннолетний работает по сменному графику, его утренняя рабочая смена не может начинаться ранее 6 часов утра, а вечерняя – заканчиваться позже 22 часов вечера. [19, 364 – 372 c.]

Для подростка до 18 лет  сверхурочной считается работа сверх  установленного ст. 43 КЗоТа для них  сокращенного рабочего времени. Администрация  не должна даже с согласия несовершеннолетнего  привлекать его к сверхурочной работе. Ныне на практике при ослаблении надзора  со стороны государственных инспекций  за трудовым законодательством и  профсоюзного контроля за охраной труда  вообще и подростков в частности, запрет сверхурочных работ для несовершеннолетних часто нарушается, особенно на негосударственных  небольших производствах.

Ст. 43 КЗоТа РФ гласит, что  продолжительность рабочего времени  зависит от возраста работника, и  не может превышать:

– Для учащихся 14 – 15 лет, работающих в период каникул, и для всех несовершеннолетних от 15 – 16 лет – 24 часа в неделю;

– Для несовершеннолетних от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю;

– Для несовершеннолетних, работающих в свободное от учебы время, предельное время работы не может превышать половины от общих норм, установленных для несовершеннолетних соответствующего возраста.

Остается открытым вопрос о порядке распределения рабочего времени по дням недели в случае скользящего графика, либо сдельной системы работы. Например, может ли 15 – летний подросток отрабатывать по 12 часов 2 раза в неделю, или он обязан работать 6 дней по 4 часа, либо допустимы какие-то средние варианты. Законодатель в дополнение к нормам о количестве рабочих часов в неделю должен установить максимальную продолжительность рабочего дня для подростков. [14, 17 – 19 c.]

Для трудоустройства всех лиц моложе 21 года, им необходимо пройти медосмотр, (ст. 176 КЗоТ). Эта статья, по существу, ставит еще одно условие приема на работу молодежи. Он необходим для определения пригодности по состоянию здоровья к работе, на которую предполагается за счет средств потенциального работодателя. Как показывают медицинские обследования молодежи при призыве в армию, здоровье несовершеннолетних резко ухудшилось. Чтобы работа по предполагаемому виду труда еще больше не повредила здоровью юноши или девушки; чтобы не увольнять их потом по несоответствию по состоянию здоровья, (п.2 ст. 33 КЗоТ), и введен обязательный предварительный медосмотр.

Несовершеннолетние работники  должны также до наступления 18 лет  проходить еще и ежегодный  медицинский осмотр. Он проводится в сроки, устанавливаемые приказом администрации, в котором указываются  фамилии несовершеннолетних. Этот приказ согласовывается с лечебными  учреждениями, на территории которых  находиться предприятие, или с иными, по установившейся практике предприятия.

Уклонение работающего подростка  от прохождения ежегодного медосмотра является дисциплинарным проступком, за который администрация может  наложить дисциплинарное взыскание, если ее распоряжение не было выполнено  в срок без уважительных причин.

Графики переосвидетельствования  для молодых рабочих устанавливают  лечебные учреждения по согласованию с администрацией.

Студенты – лица, которые  в установленном порядке зачислены  в высшее или среднее профессиональное (специальное) учебное заведение  для обучения по основной образовательной  программе. [5, 14 – 27 c.]

Трудоустройство бывает постоянное и временное. Для студентов не характерно постоянное трудоустройство, в силу того, что у молодые люди заняты учёбой. А временное трудоустройство можно разделить на следующие  группы:

  • Студенческие отряды:

- строительные; - педагогические; - сервис; - проводников и т.д.

  • Простые рабочие:

- офис менеджер; - продавцы; - разнорабочие и т.д.

 

Вывод по первой главе

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой  достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной  политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются  на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей  жизни, поэтому все меры должны приниматься  комплексно.

На молодежный сектор рынка  труда оказывает влияние ряд  негативных тенденций: усиление несоответствия спроса и предложения рабочей  силы как по профессионально – квалификационным, так и по другим качественным характеристикам; увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. При этом страдает и экономика, не получающая необходимой для её успешного функционирования рабочей силы определенных профессий и уровня квалификации. Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом.

Развитие экономики, науки  и информационных технологий предъявляет  высокие требования к качеству рабочей  силы. Это относится и к молодым  рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются  наиболее уязвимой категорией, вопросы  контролирования и помощи которой  являются вопросами государственной  политики.

Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между  низким уровнем заработной платы, скрытой  безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного  рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют  три сегмента этой политики:

– формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;

– регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

– система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда).

Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса  с учетом потребности экономики.

Государство должно занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи – разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих  кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики.

Главный инструмент такой  политики – региональные программы  по созданию рабочих мест для молодежи. При этом важно, чтобы государственное  вмешательство осуществлялось в  основном с помощью экономических  и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских  структур, а не административных мер. [4, 22 – 25 c.]

 

Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации  системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска.

2.1. Этапы организации  опытно – поисковой работы  по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска

Рынок труда молодежи является особым социально – демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из – за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. [16, 89 c.]

Выходящие на рынок труда  молодые люди (14 – 30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и  вузов. Именно в этот период человек  усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и  стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач  этого периода является выбор  будущей профессии.

В основном она не вовлечена  в трудовую деятельность. Однако в  отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в  трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-экономические отношения  значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это  должно привести к положительным  результатам, так как у подростка  вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли  экономики принимают молодые  трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей  степени молодежь представлена в  сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных  молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить  вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может  привести к деградации трудового  потенциала страны. Для государства  это означает потерю большого числа  квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать  в развитии страны.

Информация о работе Проблема трудоустройства молодёжи