Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:34, курсовая работа
Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.
Введение 3
Глава 1. Трудоустройство молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7
1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи 7
1.2. Особенности социально – педагогической деятельности в системе трудоустройства молодёжи 11
1.3. Условия эффективного трудоустройства студенческой молодёжи 23
Вывод по первой главе 30
Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска. 32
2.1. Этапы организации опытно – поисковой работы по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска 32
2.2. Диагностический инструментарий по проблеме изучения трудоустройства 36
2.3. Модель системы управления содействием трудоустройства молодёжи 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 51
Список литературы 53
Вторая категория — молодые люди 18 – 24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.
Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.
Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).
В анализе проблем
Рассматривая трудоустройство молодежи как комплексную социальную систему, возникает необходимость выделения в ней основные этапы. К числу таких этапов относятся следующие: во – первых, это подготовка молодежи к осознанному выбору будущей профессии; во – вторых, освоение соответствующей профессии; в – третьих, поиск места работы и сама процедура трудоустройства; в – четвертых, адаптация и трудовая социализация молодежи на производстве.
Профессиональные предпочтения
выпускников школ резко расходятся
с реальными потребностями
Молодежь в наибольшей степени оказалась подверженной воздействию негативных проявлений новой социальной реальности. Сегодня у нее среди социальных ценностей труд оказался на одном из последних мест широко распространено мнение, что труд не является источником жизненного успеха. (Следует заметить, что подобная оценка труда характерна сегодня не только для российской молодежи. Она имеет место в развитых странах мира, в том числе ФРГ, США, Японии).
Происшедшая резкая социальная дифференциация молодежи по уровню материальной обеспеченности, привела к неравенству шансов молодежи в получении более престижных и финансово обеспеченных видов труда. Государство, призванное обеспечить равенство этих шансов у подрастающего поколения, к сожалению, пока не занимается этой проблемой.
Изменить ситуацию в этом вопросе невозможно без кардинального изменения всей экономической, социальной и правовой политики государства. Пока же она является главной питательной почвой, формирующей негативное отношение к добросовестному труду, к труду как важнейшей социальной ценности, способствующей развитию личности. В этой связи примечателен такой факт: в государственной молодежной политике среди основных приоритетов отсутствует направление, связанное с вопросами труда.
Актуальной и сложной
социальной проблемой социально
российского общества является оптимизация
рынка труда и системы
Этапы организации работы:
- теоретический анализ литературы;
- диагностический
2) 2012 – 2013 гг.:
- разработка технологии
трудоустройства молодёжи в
- Круглый стол;
- проведение дискуссий.
3) 2013 – 2014 гг.:
- обработка информации;
- принятие решений;
- разработка конкретных рекомендаций и пожеланий.
4) 2014 – 2015 гг.:
- оценка уровня проделанных работ в целом;
- определение перспектив дальнейшего развития.
Государство поощряет работодателей,
способствующих обеспечению занятости
молодежи в различных областях промышленности
и сельского хозяйства, науки
и техники, культуры и искусства,
образования, здравоохранения, а также
оказанию социальных услуг для молодежи
Федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов
РФ в соответствии с законодательством
РФ, законодательством субъектов РФ, органы
местного самоуправления в соответствии
с нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления обеспечивают
финансирование мероприятий по созданию
рабочих мест для молодежи, если это предусмотрено
федеральными, межрегиональными, региональными,
местными целевыми программами в области
государственной молодежной политики
в РФ.
Приоритетные государственные меры обеспечения трудоустройства молодежи осуществляются в отношении молодых граждан, впервые устраивающихся на работу по достижении возраста 15 лет, после окончания образовательного учреждения, а также несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, в свободное от обучения время. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с федеральными целевыми программами в области государственной молодежной политики в РФ оказывают содействие организациям независимо от организационно – правовых форм и форм собственности в их деятельности по содействию занятости, профессиональной ориентации и профессиональной подготовке молодых граждан.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления дополнительно к мерам, которые осуществляют органы государственной службы занятости населения, органы образования, органы здравоохранения, осуществляются меры по созданию специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан, в том числе по организации их временного (сезонного) трудоустройства. Создание указанных организаций не является обязательным, если реализуются соответствующие программы (проекты) общественных объединений, в том числе молодежных и (или) детских, других некоммерческих организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обеспечению создания занятости населения. В данном случае финансовые средства, предназначенные для содействия занятости молодежи, передаются исполнителям программ (проектов) обеспечения содействия занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки молодых граждан на условиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи. [22, 42 – 46 c.]
Установленная в соответствии
с законодательством РФ о труде
квота, в счет которой работодатели
обязаны принимать на работу выпускников
общеобразовательных
Работодатель, не выполнивший установленной
для него квоты приема на работу указанных
молодых граждан, несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации. [17, 34 – 41 c.]
Применение правил выполнения
квоты приема на работу инвалидов
по отношению к инвалидам из числа
молодых граждан осуществляется
уполномоченными органами исполнительной
власти в соответствии с Законом
РФ “О занятости населения в
В целях интеграции инвалидов
из числа молодых граждан в
общественную жизнь при реализации
федеральных, межрегиональных, региональных,
местных целевых программ содействия
занятости населения
В целях стимулирования предпринимательской деятельности молодых граждан при осуществлении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации на конкурсной основе размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Органы местного самоуправления размещают муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В случае если коммерческие
организации, более 75 процентов численности
работников которых составляют молодые
граждане, производят продукцию и
оказывают услуги для молодежи в
соответствии с федеральными, межрегиональными,
региональными, местными целевыми программами
в области государственной
Соответствующие федеральные
органы исполнительной власти оказывают
и иную поддержку органам
Финансовая поддержка
коммерческих организаций, более 75 процентов
численности работников которых
составляют молодые граждане и которые
производят продукцию и оказывают
услуги для молодежи, осуществляется
посредством освобождения указанных
коммерческих организаций от налогов
и сборов, установление льгот по
аренде помещения, оборудования, бесплатного
предоставления коммерческой информации,
предоставления скидок на размещение
рекламы и в других формах, если
это установлено
Деятельность молодых граждан, объединившихся для строительства молодежных жилищных комплексов, поддерживается в объеме и в порядке, которые предусмотрены пунктами 6 и 7 настоящей статьи в отношении коммерческих организаций. [13, 31 – 36 c.]
В случае государственной
поддержки соответствующей
В случае, если молодежное и (или) детское общественное объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, оно вправе пользоваться государственной поддержкой, предусмотренной пунктами 6 и 7 настоящей статьи в отношении коммерческих организаций.
Меры государственной поддержки, предусмотренные пунктами 6 – 9 настоящей статьи, осуществляются при условии соблюдения конкурсного порядка установления организаций, получающих такую поддержку.
Следовательно, в качестве путей решения проблемы трудоустройства молодежи можно выделить следующие мероприятия, которые осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровнях в настоящее время:
• Создание условий для занятости молодежи, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи;
• Поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан – центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере занятости и профориентации молодежи, несовершеннолетних, в сфере развития современной культуры предпринимательства, привития культуры и навыков потребительского поведения, просвещения по вопросам защиты прав потребителей;