Проблема трудоустройства молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Трудоустройство молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7
1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи 7
1.2. Особенности социально – педагогической деятельности в системе трудоустройства молодёжи 11
1.3. Условия эффективного трудоустройства студенческой молодёжи 23
Вывод по первой главе 30
Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска. 32
2.1. Этапы организации опытно – поисковой работы по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска 32
2.2. Диагностический инструментарий по проблеме изучения трудоустройства 36
2.3. Модель системы управления содействием трудоустройства молодёжи 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.пРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ..docx

— 147.29 Кб (Скачать файл)

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться – в единстве наша сила. [24, 23 – 47 c.]

Молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально – экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности. [28, 23 – 34 c.]

1.2. Особенности  социально – педагогической деятельности  в системе трудоустройства молодёжи

Социальный педагог – это специалист по социально – педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодёжными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Социальный педагог призван обеспечивать направленную социально – педагогическую помошь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодёжи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого – педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подростка в период их социального и профессионального становления (Санникова Н.Г., Словарь по социальной педагогике, М., 2002.).

Цель деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально – психилого – педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.

Задачи социального педагога:

  • Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;
  • Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
  • Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии;
  • Оказание комплексной социально – психолого – педагогической помощи и поддержки;
  • Создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.

 

Основные направления  социально – педагогической деятельности:

 

  • Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей;
  • Оказание комплексной помощи, направленной на создание благоприятных социально – педагогических условий в образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;
  • Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально – педагогической проблематике для детей и семей группы риска;
  • Социально – педагогическая профилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детей и подростков;
  • Работа с детьми – инвалидами;
  • Работа с одаренными детьми;
  • Организация спортивно – оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;
  • Консультирование и специализированная помощь в профессиональном определении;
  • Культурно – просветительская работа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;
  • Осуществление системы превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума;
  • Предупреждение социальной и педагогической защищенности детей;
  • Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов, работа в классах педагогической коррекции;
  • Предупреждение негативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникших конфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др. [25, 32 – 35 c.]

Правильно организованная социально – педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка оказание ему комплексной социально – психолого – педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни (Я хозяин собственной жизни).

Социально – педагогическая деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного человека, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.

Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» человека, прогнозировать и проектировать возможные варианты его развития, влиять на мотивационно – потребностную сферу, чтобы вызвать желание к самосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм.

Особенно важно уметь определять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которую включен человек, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои социальные позиции – от этого во многом зависят его потребности и поведение.

Социально – педагогическая деятельность предполагает и так называемое социальное закаливание подростков, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.

И, наконец, социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит и нравственного поведения ребенка. [18, 89 – 95 c.]

Как известно, человек живет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога – уметь наполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир, организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире и времени. Другая важная задача – уметь управлять внешним миром, создавать нравственную воспитывающую среду в микросоциуме.

По оценкам экспертов, за счет сложившейся  ситуации в системе образования  России в 2009  году на улице может  оказаться до 2 миллионов людей. Из школы в этом году выпустится около  миллиона человек, в результате введенной  в 2002 г. новой системы поступления  в вузы – единых государственных экзаменов (ЕГЭ), учитывая статистику предыдущего года, каждый четвертый из них, не сдав ЕГЭ, пополнит ряды безработных, а это примерно 250 тыс. человек. Кроме того, ряды безработных могут пополнить также те студенты, которые учатся по системе бакалавриата, поскольку они учатся не пять, а четыре года и завершать свое обучение в вузе на год раньше.

Эта масса молодежи станет запалом для социального взрыва и перехода экономического кризиса в кризис политический, так как эта часть населения с точки зрения трудоустройства наиболее неблагополучна, а правовые механизмы для обеспечения их рабочими местами отсутствуют.

Социологами всероссийского центра общественного  мнения  (ВЦИОМ) 31 – 1 февраля 2009 г. был проведен опрос, посвященный оценкам перспектив трудоустройства молодежи после окончания вузов. Было прошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Результаты проведенного исследования показали, что каждый второй россиянин (50 %) уверен: найти работу выпускнику вуза удается лишь с большим трудом. Еще 24 % респондентов полагают, что трудоустроится человеку, только что получившему диплом о высшем образовании, практически не возможно, 12 % граждан считают, что работу найти можно, приложив небольшие усилия. Лишь 2 % убеждены, что выпускник вуза легко может трудоустроится, 13 % затруднились ответить.

Трудоустройство молодежи – одни из самых сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда происходят существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением. Длительность цикла подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (5 – 6 лет) приводит к тому, что их выпуск часто не соответствует актуальным запросам предприятий и организаций.

Таким образом, бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста  по конкретной специальности, заканчиваются  с крайне низкой эффективностью:

* экономика региона не получает  необходимые кадры;

* выпускники образовательных учреждений  вынуждены переучиваться с учетом  рынка труда;

* образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, уже не пользующимся спросом. [11, 215 – 226 c.]

Молодые люди, получившие образование, часто не имеют возможности применить  свои знания по специальности, что сказывается  на их квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях предприятий и  организаций в трудовых ресурсах не систематизирована, а разбросана по разным источникам (периодическая  печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости).

Как следствие, выпускники получают специальность, не только не отвечающей их материальными  и моральными запросам, но и неконкурентоспособной  на рынке труда, что приводит к  психологическим травмам, социальным проблемам.

Ситуация с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования, сложившаяся в новых социально-экономических условиях, предполагает необходимость выработки принципиально новых подходов, организационных и методологических принципов создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства молодых специалистов. [21, 57 – 63 c.]

Особую актуальность сегодня имеет  профессиональная ориентация молодежи. Чем раньше молодой человек сумеет выбрать верный профессиональный путь, тем безопаснее пройдет его адаптация  на рынке труда. При этом ориентирование молодежи в реалиях рынка труда  необходимо осуществлять уже со школьной скамьи. И одним из способов профессиональной ориентации молодежи является возобновление  на территории области деятельности учебно – производственных комбинатов (УПК), с учетом новых социально – экономических условий и требований рынка труда. УПК ведет свою историю с 1974 г., когда Советом министров СССР было утверждено Постановление «Об организации межшкольных учебно – производственных комбинатов».  Однако с распадом СССР количество УПК на территории России резко сократилось, их материально-техническая база была практически полностью истреблена. Тем немее, во многих уголках нашей страны по прежнему существуют аналоги УПК – межшкольные учебные комбинаты (МУК) с 30 – летнией историей, которые продолжают образовательную деятельность с использованием уже новых технологий, достижений науки в разных областях знаний и адаптированные  к современным рыночным условиям.

Межшкольный учебный комбинат –  это образовательное учреждение, обеспечивающее начальную и профессиональную подготовку учащихся 5 – 11 классов. МУК позволяет адаптироваться обучающейся молодежи к жизни в обществе, осознанно выбрать профессию в ходе трудовой и профессиональной подготовки. Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммой знаний, формирование профессиональных навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Вместе с этим, данное образовательной  учреждение является очень динамичным и  способно реагировать на изменение  структуры рынка труда и образовательных  запросов молодежи, оптимизировать состояние  объемов подготовки кадров различной  квалификации в зависимости от складывающейся экономической и демографической  ситуации.

Овладев на базе МУК специальностями  водителей и парикмахеров, поваров  и социальных работников, секретарей – референтов и цветоводов – дизайнеров, каменщиков и слесарей, выпускники школ затем легче находят себе работу, а при желании и возможности могут совершенствовать свои знания и профессионализм в средних и высших учебных заведениях. По данным статистики Белгородской области процент поступления в учебные заведения и трудоустройства выпускников комбината в среднем составляет  85 % и выше. Социологические опросы среди учащихся Белгородской области, получивших свою первую профессию в учебном комбинате, свидетельствуют, что только за последний год с 4 % до 6,5 % увеличилось число желающих посвятить себя рабочим профессиям, которые так востребованы в современных условиях.

Информация о работе Проблема трудоустройства молодёжи