Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:34, курсовая работа
Происходящие в последнее десятилетие в нашей стране политические и экономические перемены, изменение форм собственности, переход от командно – административной системы управления к рыночной, демократизация общественно – политической жизни поставили на повестку дня не изучавшиеся ранее проблемы рынка труда и безработицы, как его составляющей.
Введение 3
Глава 1. Трудоустройство молодёжи в современных условиях как научно – педагогическая проблема 7
1.1. Анализ теоретических аспектов трудоустройства молодёжи 7
1.2. Особенности социально – педагогической деятельности в системе трудоустройства молодёжи 11
1.3. Условия эффективного трудоустройства студенческой молодёжи 23
Вывод по первой главе 30
Глава 2 – Опытно – поисковая работа по организации системы трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска. 32
2.1. Этапы организации опытно – поисковой работы по изучению трудоустройства молодёжи в условиях г. Тобольска 32
2.2. Диагностический инструментарий по проблеме изучения трудоустройства 36
2.3. Модель системы управления содействием трудоустройства молодёжи 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 51
Список литературы 53
Также одним из приоритетных направлений развития профориентации у молодежи является создание на территории области ресурсных центров. [23, 34 – 48 c.]
Ресурсный центр (отраслевой комплекс,
центр коллективного
Основными функциями ресурсных центров являются следующие:
Таким образом, создание ресурсных центров на территории области позволит повысить доступность качественного профессионального образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современным потребностями общества. [2, 38 – 59 c.]
Глубокие изменения, происходящие
в области труда и занятости
в нашей стране, необходимость
быстрого адекватного реагирования
на перемены, связанные с планируемым
переходом страны на инновационный
путь развития, обуславливают особое
внимание к уровню образования взрослого
населения. Важная роль в совершенствовании
и обновлении знаний специалистов принадлежит
дополнительному
Дополнительные квалификации содействуют стабилизации рынка высококвалифицированного труда, повышению гибкости и устойчивости системы образования, получению квалификаций, подготовка по которым не предусмотрена основными программами, повышению профессиональной мобильности и социальной защищенности специалистов.
Выпускник, окончивший, например,
факультет математики и кибернетики,
часто не готов сразу же после
получения диплома о высшем образовании
работать на некоторых не так давно
появившихся должностях. Однако если,
имея базовое университетское
Вместе с тем, одни из перспективных направлений развития ДПО является разработка специальных учебно – методических программ и курсов, ориентированных на пожилых людей, на так называемый «третий возраст». Эти программы призваны не только обеспечить социально – экономическую защищенность этой категории людей в сложном современном мире, но и постепенно выработать у них устойчивую мотивацию к обучению. Это такие программы, как: гувернерство; социально – юридическая клиника; медико – социальная помощь населению; садовник; реформирование и модернизация жилищной сферы и т.д.
Кратко остановимся на особенностях ДПО за рубежом. В большинстве промышленно развитых стран мира созданы системы непрерывного профессионального образования, которые позволяют любому работающему гражданину независимо от возраста получать образование. Например, во Франции право граждан на дополнительное профессиональное образование базируется на конституционных нормах и закреплено в Трудовом кодексе. Основным финансовым источником для осуществления ДПО служат, как правило, обязательные отчисления работодателей. Так, во Франции в соответствии с законом каждое предприятие с численностью в 10 работников и более обязательно отчислять на эти нужды 1,5 % от суммы выплачиваемой предприятием заработной платы. Предусматриваются также возможности финансового участия со стороны местных бюджетов, профессиональных объединений, а также самих работников.
Итак, система ДПО в основном создается на базе высших учебных заведений и включает в себя разработку целого комплекса дополнительных программ для разных категорий граждан – студентов, выпускников вузов, сузов, с ориентацией на динамику развития рынка. [20, 55 – 58 c.]
Следующей способом содействия занятости и трудоустройства молодежи является тесное сотрудничество учебного учреждения (вузов, сузов) и бизнеса в форме центров, объединений, учебно – исследовательских лабораторий и других структур, создаваемых в рамках конкретного уровня бизнеса: крупного, среднего и малого. Наиболее распространенной формой такого взаимодействия являются корпоративные учебно – исследовательские центры подготовки и переподготовки кадров. Цели таких центров состоят в реализации оптимального многоступенчатого кадрового и научно – технического обеспечения инновационной деятельности корпораций. Подготовка в центре позволяет:
1. Обучить студента не только существующим технологиям производства, но и перспективным процессам;
2. Своевременно вносить изменения в учебные планы основных образовательных программ;
3. Получить студенту практические навыки работы во время практики;
4. Получить студенту рабочую профессию во время обучения и решить вопрос о трудоустройстве выпускника;
5. Сократить срок адаптации молодого специалиста в компании;
6. Компании получить специалиста, способного не только вести производство, но и развивать его.
Одним из примеров плодотворного сотрудничества учебного заведения и предприятий являются корпоративные центры на базе ИрГТУ. Сегодня университет активно взаимодействует с 16 крупными российскими и зарубежными корпорациями в их числе такие, как: ОАО «Иркутскэнерго», ООО «Компания «Востсибуголь», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «НПК «Иркут», ОАО «ИркАЗ – СУАЛ» и т.д. Центры имеют хорошее материально – техническое оснащение, программы обучения, разработанные под требования предприятия – заказчика. КУИЦ организует целевую подготовку студентов в течение последних трех лет обучения в университете (с 3 – го по 5 – ый курсы) по дополнительным образовательным программам, специально разработанным профессорско – преподавательским составом ИрГТУ совместно с высококвалифицированными специалистами предприятий.
В новых социально – экономических условиях требуется принципиальное новое напряжение сил. Объединив усилия, на базе межшкольных учебных комбинатов, ресурсных центров, системы дополнительного профессионального образования, корпоративных учебных центров можно разработать постоянно обновляемый набор программ на основе современных технологий, способствующих эффективному освоению молодежью профессиональных квалификаций для поэтапной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы могут быть оптимизированы по срокам обучения и открыты для всех желающих.
Эффективная кадровая политика является основой стабильного будущего нашей страны. Всесторонне развитие личности, повышение квалификации и уровня профессионализма на основе преемственности позволит создать кадровый резерв специалистов, способствующих дальнейшему развитию, повышению эффективности, прогрессивности технологических процессов, а также становлению предприятия на инновационный путь развития с выходом на качественно новый уровень управления. Ведь именно квалифицированный персонал является главным внутренним фактором конкурентного преимущества организации, региона и страны в целом. [1, 12 – 28 c.]
Согласно ст. 173 КЗоТа РФ
не допускается прием на работу лиц
моложе 15 лет. Для подготовки молодежи
к производственному труду
В этой статье КЗоТа нетрудно
заметит противоречие с Законом
РФ от 10 июля 92 г. “Об образовании”
с последующими изменениями. По этому
закону в случае совершения правонарушения
несовершеннолетнего могут
Там же (п. 4 ст. 19) требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15 – летнего возраста, если соответствующее образование не было получено учащимся ранее. Если лицо, достигшее 15 лет, прекратило учебу, оно одновременно приобретает трудовую дееспособность.
В соответствии с п. 6 ст. 19 того же Закона по взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 14 – летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения основного общего образования. [12, 256 – 271 c.]
Многие авторы считают, что лицо, достигшее 14 – летнего возраста и оставившие образовательное учреждение до получения основного общего образования, либо отчисленные из такого учреждения за правонарушение, должно иметь возможность быть принятым на работу наравне с лицом 15 летнего возраста.
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, и работах, которые могут нанести ущерб психике или нравственности несовершеннолетнего. Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, содержит список профессий, объединенных по производствам. Это означает, что труд несовершеннолетних не разрешен по указанной профессии независимо от производства. Л.А. Спроватская .Трудовое право. Учебник. – М.: 2001. С.67.
Например, в подразделе “Литейные работы” отдела “Машиностроения и металлообработка” Перечня указана профессия “Формовщик машинной формовки”. Следовательно, несовершеннолетний не должен допускаться к работе по этой профессии в литейном производстве независимо от того, на каком предприятии какой отрасли есть литейное производство.
В Перечне также приведены
отдельные виды работ, без “привязки”
к отдельным производствам, к
которым также применимо
Например, в подразделе “Сварочные
работы” раздела “
Важно подчеркнуть, что если
в Перечне указаны профессии
рабочих под общим
При прохождении учащимся до 18 лет производственной практики на работах, предусмотренных Перечнем, они могут на них находиться не более 4 – х часов в день при строгом соблюдении на рабочих местах санитарно – гигиенических норм и норм техники безопасности; и при условии, что к моменту окончания учащимся профессионального обучения они достигнут 18 – летнего возраста.
Выпускники профтехучилищ, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 – х лет по указанным профессиям, но не достигшие к моменту окончания образования 18 лет могут быть допущены к работе по данным профессиям лишь под руководством опытных рабочих – наставников при условии строго соблюдения мер по охране труда.
Перечень предусматривает также, что при создании безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, при положительном заключении госэкспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора. Субъекта РФ работодатель может использовать труд подростков на работах, включенных в Перечень. Таким образом, снята серьезная проблема, связанная с трудоустройством подростков. Ранее, при использовании Списка производств, профессий и работ с тяжелыми условиями и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, все время возникали сложности, связанные с существенным различием условий труда на различных производствах. В одних случаях условия труда значительно улучшались, а профессия оставалась в списке запрещенных для подростков, либо подростков принимали на работу с вредными или тяжелыми условиями труда по признаку формально отсутствия профессии в списке запрещенных. [14, 17 – 19 c.]
Разработчики Перечня
также сами ограничили запрет на целый
ряд работ для отдельных
Например, в перечне разрешен прием на геолого – съемочные и геофизические работы в горных, таежных и тундровых районах местных несовершеннолетних.