Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:59, контрольная работа
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Введение
1. История становления профориентации
2. Проблемы профессиональной ориентации молодежи
3. Проблемы и перспективы межведомственной координации
Заключение
Список использованной литературы
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.
Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.
· профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
- профессиональное просвещение
предоставляет возможность
· в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
- с помощью профдиагностики
устанавливаются и изучаются
признаки, характеризующие отклонение
различных «параметров»
· профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
· профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.4
При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы. 5
Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический.
Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.
Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда.
При выборе профессии
необходимо сопоставлять эти требования
с индивидуальными
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.
Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:
– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;
– развитие интересов, склонностей,
способностей школьников, их самооценки
через включение в
Ключевую роль в профориентации выпускников
играет информация: о содержании, условиях,
организации труда и обучения по конкретной
профессии, оплате труда, его требованиях
к организму и личности человека, возможностях
профессионально-
Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
· достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
· актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
· перспективность (показ
профессии в развитии, раскрытие
возможностей профессионально-
· обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
· доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
· привлекательность
и доступность (рациональный подбор
и сочетание текстовых и
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
3. Проблемы и перспективы межведомственной координации
работы по организации профессиональной ориентации молодежи
У профконсультантов службы занятости Архангельской области сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации населения со всеми заинтересованными учреждениями и организациями с учетом ситуации на рынке труда региона. Однако в целях развития и совершенствования системы профориентации молодежи, содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Департамент ФГСЗН по Архангельской области в 2004 г. инициирует принятие областного закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области».
На наш взгляд, данный закон должен выполнять следующие задачи:
· реализация государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи;
· обеспечение в полном объеме реализации прав молодежи на профессиональную ориентацию;
· развитие и совершенствование системы и программ профессиональной ориентации;
· обеспечение сотрудничества
всех заинтересованных организаций
на основе общей программы
· организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о рынке профессий, спрос на них в регионе;
· содействие становлению рынка профессиональных услуг;
· развитие материальной базы, создание единой системы профессиональной ориентации в регионе, проведение единой кадровой политики в области профориентации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления этого вида деятельности, объединение научного потенциала и систематизация научных знаний в данной области. 6
Для реализации данных задач считаем необходимым создание в области межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Межведомственная комиссии может осуществлять следующие направления работы:
– инициирование разработки нормативных документов, межведомственных планов и программ, поддержка региональных мероприятий, нацеленных на профориентацию населения, содействие профессиональному развитию и адаптации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в условиях свободного рынка труда;
– определение приоритетных
направлений научных
– рассмотрение вопросов реализации закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области», иных нормативно-правовых актов по профессиональной ориентации, психологической поддержке и содействию социально-профессиональной адаптации различных категорий населения области;
– всестороннее изучение основных проблем профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, ситуации в социально-трудовой сфере с учетом процессов, происходящих в экономике, состояния социальной сферы и тенденций развития кадрового потенциала региона;
– выработка согласованных позиций, решений, концепций по проблемам профессиональной ориентации, содействия профессиональному становлению молодежи, социально-психологической реабилитации и профессиональной адаптации слабозащищенных категорий населения;
– рассмотрение аналитических и информационных материалов по вопросам профориентации и психологической поддержки населения.
Проведение активной политики занятости в регионе, дальнейшее развитие эффективно действующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в рамках межведомственной координации действий всех заинтересованных сторон призвано способствовать повышению уровня занятости населения Архангельской области. 7
Заключение
Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью.
Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
Разработанная и предложенная программа по профориентации для старшеклассников направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Полученные результаты способствуют повышению эффективности профессиональной ориентации школьников, а также в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций и в консультировании старшеклассников.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5. Захаров, Н.Н.
Информация о работе Проблемы выбора и профессиональной ориентации молодежи