Проблемы выбора и профессиональной ориентации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Содержание работы

Введение
1. История становления профориентации
2. Проблемы профессиональной ориентации молодежи
3. Проблемы и перспективы межведомственной координации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Занятость.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

   Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

 

Профессиональная ориентация –  это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских  мер в выборе профессии, которые  рассматриваются как система  равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

 

 

   Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

 

 

   Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

 

· профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;

- профессиональное просвещение  предоставляет возможность ознакомления  с миром профессий, их содержанием; 

 

· в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального  пути получения конкретной профессии;

- с помощью профдиагностики  устанавливаются и изучаются  признаки, характеризующие отклонение  различных «параметров» конкретного  человека от требований избранной профессии;

 

· профессиональный отбор  помогает устанавливать психологические  особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно  к определенным группам профессий  с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;

 

· профессиональная адаптация  является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному  окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.4

 

 

   При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

 

 

   Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

 

 

   Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы. 5

 

 

   Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

 

 

   Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический.

 

 

   Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

 

 

   Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда.

При выборе профессии  необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями  человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

 

 

   Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

 

 

   Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

 

– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

 

– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные  виды учебной и внеучебной деятельности.

 

   Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

 

   Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.

 

   Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

 

· достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих  профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение  трудностей, опасностей и риска);

 

· актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

 

· перспективность (показ  профессии в развитии, раскрытие  возможностей профессионально-квалификационного  и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

 

· обновляемость (своевременная  замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

 

· доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

 

· привлекательность  и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных  материалов, размещение в удобном  месте, благоприятные условия для  восприятия).

 

 

   Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы межведомственной координации

работы по организации  профессиональной ориентации молодежи

 

 

   У профконсультантов службы занятости Архангельской области сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации населения со всеми заинтересованными учреждениями и организациями с учетом ситуации на рынке труда региона. Однако в целях развития и совершенствования системы профориентации молодежи, содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Департамент ФГСЗН по Архангельской области в 2004 г. инициирует принятие областного закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области».

 

 

   На наш взгляд, данный закон должен выполнять следующие задачи:

 

· реализация государственной  политики в области профессиональной ориентации молодежи;

 

· обеспечение в полном объеме реализации прав молодежи на профессиональную ориентацию;

 

· развитие и совершенствование системы и программ профессиональной ориентации;

 

· обеспечение сотрудничества всех заинтересованных организаций  на основе общей программы профессиональной ориентации, разработанной с учетом специфики региональных и местных  условий;

 

· организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о рынке профессий, спрос на них в регионе;

 

· содействие становлению  рынка профессиональных услуг;

 

· развитие материальной базы, создание единой системы профессиональной ориентации в регионе, проведение единой кадровой политики в области профориентации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления этого вида деятельности, объединение научного потенциала и систематизация научных знаний в данной области. 6

 

 

   Для реализации данных задач считаем необходимым создание в области межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Межведомственная комиссии может осуществлять следующие направления работы:

 

– инициирование разработки нормативных документов, межведомственных планов и программ, поддержка региональных мероприятий, нацеленных на профориентацию населения, содействие профессиональному развитию и адаптации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в условиях свободного рынка труда;

 

– определение приоритетных направлений научных исследований и практической работы по профессиональной ориентации и психологической поддержке  различных социально-демографических  групп населения и содействие их осуществлению;

 

– рассмотрение вопросов реализации закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области», иных нормативно-правовых актов по профессиональной ориентации, психологической поддержке и содействию социально-профессиональной адаптации различных категорий населения области;

 

– всестороннее изучение основных проблем профессиональной ориентации и психологической поддержки  населения, ситуации в социально-трудовой сфере с учетом процессов, происходящих в экономике, состояния социальной сферы и тенденций развития кадрового потенциала региона;

 

– выработка согласованных  позиций, решений, концепций по проблемам  профессиональной ориентации, содействия профессиональному становлению  молодежи, социально-психологической  реабилитации и профессиональной адаптации  слабозащищенных категорий населения;

 

– рассмотрение аналитических  и информационных материалов по вопросам профориентации и психологической  поддержки населения.

 

 

   Проведение активной политики занятости в регионе, дальнейшее развитие эффективно действующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в рамках межведомственной координации действий всех заинтересованных сторон призвано способствовать повышению уровня занятости населения Архангельской области. 7

 

Заключение

 

   Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью.

 

   Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

 

   Разработанная и предложенная программа по профориентации для старшеклассников направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

 

   Полученные результаты способствуют повышению эффективности профессиональной ориентации школьников, а также в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций и в консультировании старшеклассников.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.

 

2. Божович, Л.И. Избранные  психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с.

 

3. Божович, Л.И. Проблемы  формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.

 

4. Вилюнас, В.К. Психологические  механизмы мотивации человека / В.К.  Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

 

5. Захаров, Н.Н. Профессиональная  ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.

Информация о работе Проблемы выбора и профессиональной ориентации молодежи