Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Научная электронная библиотека.docx 1.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

Научная электронная библиотека → Педагогические науки → Теория и методика профессионального образования

Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников

тема диссертации и  автореферата по ВАК 13.00.08, 13.00.03, доктор педагогических наук Васенков, Геннадий Васильевич

 

Share on vk Share on facebook Share on twitter Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal Share on google More Sharing Services

Автореферат

 

Диссертация

 

Артикул: 296879

Год:

2006

Автор научной работы:

Васенков, Геннадий Васильевич

Ученая cтепень:

доктор педагогических наук

Место защиты диссертации:

Москва

Код cпециальности ВАК:

13.00.08, 13.00.03

Специальность:

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика  и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

Количество cтраниц:

422

Оглавление диссертации 

доктор педагогических наук Васенков, Геннадий Васильевич

 

Введение.

Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

1.1. Психофизиологическая  готовность умственно отсталых  школьников к овладению профессионально-трудовой  деятельностью

1.2. Педагогические аспекты  становления профессионально-трудового  обучения умственно отсталых  школьников.

1.3. Система обеспечения  профессионально-трудового обучения  умственно отсталых школьников  в практике работы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений.

1.3.1. Отношение и влияние  государства и общества к лицам  с ограниченными интеллектуальными  возможностями на рынке труда  и разработка психолого-педагогического  обоснования системы их профессионально-трудового  обучения.

1.3.2. Система становления  и развития профессионально-трудового  обучения в специальных (коррекционных)  школах

VIII вида Российской Федерации.

Глава 2. Система форм и  методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.

2.1. Содержание констатирующего  эксперимента.

2.2. Особенности формирования  профессионально-трудовых навыков  у учащихся в норме и патологии  психофизиологического развития.

2.3. Программное и методическое  обеспечение учебно-воспитательного  процесса в трудовом обучении  умственно отсталых школьников.

Глава 3. Концепция совершенствования  системы и методов профессионально-трудового  обучения школьников с проблемами психофизиологического  развития.

3.1. Основные приоритетные  направления системы профессиональной  подготовки умственно отсталых  старшеклассников.

3.2. Условия реализации  концепции.

3.3. Создание системы профессиональной  подготовки рабочих кадров в  условиях специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.

Глава 4. Организационные  формы и методы профессионально-трудового  обучения

4.1. Практико-ориентированный  подход к системе организации  трудовой и профессиональной  подготовки умственно отсталых  учащихся.

4.2. Методика поэтапного  формирования знаний в процессе  профессионально-трудового обучения  учащихся коррекционных школ  VIII вида.

4.3. Механизм формирования  профессиональных двигательных  навыков и методы коррекционно-развивающего  обучения в процессе их формирования.

4.4. Составляющие педагогической  технологии КРО в профессионально-трудовом  обучении умственно отсталых  школьников, способствующей мобильности  квалификации производственной  деятельности.

Введение диссертации (часть  автореферата)

доктор педагогических наук Васенков, Геннадий Васильевич, 2006 год, Москва

 

Актуальность проблемы. Одним  из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с  отклонениями в развитии наряду с  общим образованием является обеспечение  для них реальной возможности  получения трудовой подготовки. Обусловлено  это тем, что большинству выпускников  только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных  школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию  и компенсацию их умственного  и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в  сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции  отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию  в трудовой жизни в современных  условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного  отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства  самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация  средствами трудового обучения недостатков  физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному  груду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве).

Эти задачи, являющиеся основополагающими  для всех категорий детей с  отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно  отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических  особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения  им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

По данным Управления специального образования Министерства образования  РФ, в настоящее время в Российской Федерации функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289000 человек. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в  интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к  трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой  для себя и окружающих (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский).

Наиболее полно задачам  максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями  отвечает образовательно-адаптационная  и реабилитационная среда школ VIII вида.

Как показывает практика, правильно  созданные в них условия, формы  и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику  освоение в соответствии с его  возможностями трудовых умений и  навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем  социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности  умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы  выступать на рынке труда в  доступных для него областях.

В настоящее время опыт творчески работающих специальных  коррекционных школ г. Москвы, Московской области и других регионов России позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:

1) формирование интеллектуальных  умений в труде;

2) коррекция и развитие  целенаправленных двигательных  навыков с учетом синзетивного  периода для их формирования (12-15 лет);

3) осознанную регуляцию  трудовых действий технологических  операций;

4) обучение навыкам самообслуживания  и самообеспечения в быту;

5) становление личности  ученика в процессе профподготовки  и профориентации с опорой  на общетрудовые умения и навыки;

6) адресная подготовка  на конкретном рабочем месте;

7) определение базовых  предприятий;

8) социализация учащихся;

9) разработка структуры  специальных образовательных учебных  заведений с профподготовкой  учащихся на базе 10 и 11-12 классов.

Государство и современная  наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных  услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти  направления в деятельности специальной  школы являются смысловыми и приоритетными  в организации образовательной  среды для детей с нарушениями  интеллектуального развития. Специальная  школа для этой категории детей  по-прежнему остается не только стабильным, но и социально защищенным источником жизневедческого опыта (И.М.Бгажнокова, Н.Н.Малофеев А.М.Щербакова).

Образовательная среда - понятие  многоуровневое, оно включает в себя условия и участников социального  заказа (государство, регион, родители, общественные организации); ресурсное  обеспечение конкретной школы в  качестве государственного учреждения (контингент обучающихся, кадры, материально-техническое  и учебно-методическое оснащение, финансы), а также организацию собственно образовательного пространства, имея в виду стратегию, содержание обучения и воспитания, используемые в коррекционной  работе технологии, их результативность с учетом познавательных возможностей детей.

В условиях социально-экономического изменения в жизни нашего общества остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственных мощностей с учетом экономической  целесообразности предъявляет ряд  требований и, прежде всего, к мобильности  квалификации рабочего.

В отечественной психологии и педагогике труда в настоящее  время разработана целостная  система, способствующая профессиональной подготовке лиц с полноценной  психофизиологией, позволяющей осваивать  мобильные (способные к переносу в различные производственные ситуации) умения и навыки (С.Я. Батышев, С.А. Косилов, Б.Ф. Ломов, A.M. Новиков, К.К. Платонов и др.). Особый акцент в процессе профессиональной подготовки уделяется психической деятельности человека, которая характеризуется, прежде всего, своей субъективностью.

В отличие от разработанной  системы профессиональной подготовки рабочих с нормальным интеллектуальным развитием, проблема подготовки лиц  с ограниченными возможностями  здоровья ни в теоретическом, ни в  практическом планах разработана недостаточно, эффективного ее решения по существу нет. В результате выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ VIII вида, имея определенный потенциал трудовых возможностей, не в состоянии их реализовать в условиях производства.

Наше исследование направлено на возможность, с учетом многолетнего практического опыта, связать обозначенные выше концепции в подходе к  профессионально-трудовому обучению и представить научно-практическую систему социально-трудовой адаптации  умственно отсталых подростков.

Современная психолого-педагогическая наука коррекционно-развивающего обучения не дает готовых установок и рецептов, а нацеливает на подбор инструментариев  и логических понятий предмета (С.Д.Поляков), поэтому, владение педагогами механизмами  формирования знаний, умений и навыков  является ключевым в системе коррекционно-развивающего обучения. В нестабильные политико-экономические  времена общества эмоциональная  сторона должна связываться с  рациональной, только тогда будут  положительные результаты подготовки молодежи к самостоятельной жизни  и труду. Все это и делает наше диссертационное исследование актуальным, исходя из требований социально-экономической  жизни общества.

В центре внимания настоящего исследования находится также решение  задач дифференцированного подхода  к умственно отсталым школьникам в процессе трудового обучения и  типологических особенностей, которые  являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического  воздействия, усиление роли коррекционной  работы.

Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников. Это предполагает совершенствование  организации учебного процесса, научное  обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что  выбор профессии для умственно  отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному  числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе, школе-интернате  VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, C.JI. Мирский, Б.И. Пинский, A.B. Политова, A.M. Щербакова). Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.). И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников