Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат
Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.
- сложившейся системой
их профессионально-трудовой
- возросшими квалификационными
требованиями к подготовке
- ограниченным количеством
профессий, по которым могут
быть трудоустроены лица с
умственной отсталостью, и еще
меньшим их количеством, по
которым можно осуществлять
Все обозначенные противоречия
затрудняют умственно отсталым выпускникам
быть конкурентоспособными на рынке
труда, тем более, что большинство
из них, не являются инвалидами, а значит
и не имеют никаких льгот при
трудоустройстве. К ним предъявляются
те же требования, что и к их нормально
развивающимся сверстникам, выпускникам
общеобразовательных школ. Необходимость
разрешения выявленных противоречий,
недостаточная теоретическая
Проблемой исследования является
определение организационных и
психолого-педагогических условий, обеспечивающих
формирование эффективной профессионально-
Цель исследования - теоретически
обосновать и разработать психолого-
Объект исследования - организация и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся 5-9-х, 10 (11-12) классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, школ-интернатов VIII вида и в системе ПУ.
Предмет исследования - условия и средства формирования у умственно отсталых школьников профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность их к самостоятельной жизни и труду в обществе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников общеобразовательных 5-9 и профессиональных 10 (11-12) классах повысится при учете общих закономерностей их развития, а также при:
- определении значимости
профессионально-трудовой
- выявлении тенденций
развития организационных форм
и инновационных технологий в
системе профессионально-
- обосновании и разработке
механизмов формирования
- разработке путей реализации
принципа дифференцированного
- создании оптимальных
условий эффективности
- разработке педагогической
классификации, выделении
В соответствии с поставленной целью, предметом, объектом и гипотезой исследования определены следующие задачи: выявить психофизиологический механизм формирования целенаправленных действий и приемов работы при выполнении технологических операций различной сложности с целью определения форм и содержания коррекционной работы с учащимися с проблемами интеллектуального развития;
- разработать психолого-
- провести комплексное
психолого-педагогическое
- дифференцировать учащихся
на типологические группы с
учетом целевой,
- рассмотреть в сравнении
с нормально развивающимися
- проследить возможности
продвижения в период
- обосновать и разработать
систему педагогической
Методологической основой исследования является общенаучные методологические принципы развития и системности, фундаментальные принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся, принципы комплексного системно-структурного подхода при изучении детей с отклонениями в развитии.
Теоретическими источниками работы явились философские концепции, концепции общей и специальной психологии и педагогики, а также психофизиологии труда (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец,
A.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), о развивающей роли обучения (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков,
B.В.Рубцов, Д.Б.Эльконин), о ведущей роли профессионально-трудового обучения в подготовке умственно отсталых жизни и труду в обществе (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский и др.), о поэтапности формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин), о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С.Выготский), о роли специально организованного (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии в решении вопроса их социальной адаптации и реабилитации (Д.И.Азбукин, Т.А.Власова). Большое внимание уделялось изучению литературы по психологии, физиологии и профессиональной педагогики трудовой деятельности (С.Я.Батышев, Н.А.Бернштейн, М.А.Жиделев, Е.А.Климов,
C.А.Косилов, Б.Ф.Ломов, А.М.Новиков, К.К.Платонов).
Методы исследования. В
исследовании использовались: теоретические
и эмпирические методы, включающие
аналитический обзор психолого-
Опытно-экспериментальная база исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась с 1990 года на базе коррекционных школ VIII вида г.Москвы №№ 309, 957, 418, 532, школ-интернатов №№ 102, 35, 108, 68, 62, а также ПТУ № 124, где обучаются учащиеся, не имеющие отклонений в развитии. В эксперименте участвовало 512 испытуемых. Фронтальным обучением было охвачено 102 ученика, 35 из них в течение одного учебного года (10 класс коррекционных школ и I курс ПТУ), 200 испытуемых (5-7 классы) в течение трех лет, 312 - в течение трех лет в коррекционных школах с различным уровнем методической организации обучения.
Результаты исследования позволили уточнить имеющиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого школьника, выявить проблемы психофизиологии в процессе его трудовой деятельности, наметить дифференцированные меры коррекционного воздействия с учетом особенностей каждого ученика и группы учащихся, определить организационные формы и содержание профессионально-трудового обучения, способствующие наиболее эффективному освоению учебного материала. Внедрение идей реализовано в практике работы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, школ-интернатов VIII вида г.Москвы и России.
Научная новизна данного исследования заключается в постановке и решении проблемы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников с целью их социальной адаптации и реабилитации. В исследовании впервые:
- изучен психофизиологический
механизм формирования
- определены психолого-
- показана психологическая
и функциональная пригодность
умственно отсталых учащихся
к определенным видам трудовой
деятельности, своеобразие их
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что разработаны
теоретико-методологические основы профессионально-трудовой
подготовки умственно отсталых школьников,
включающие основные концептуальные положения,
принципы, цели, задачи и направления
методической и коррекционной работы
с данной группой учащихся в русле
общей и специальной
- экспериментально проверено
и обосновано понятие
- определены условия оказания
учащимся с проблемами в
- разработаны педагогические
и методические условия в
- представлены обобщенные
результаты исследования в
Практическая значимость исследования. Для обучения данной категории учащихся важно знать не только особенности их интеллектуальной недостаточности, личностных качеств и возможности обучения, но и владеть методикой обучения с целью преодоления имеющихся у них дефектов в психофизиологии трудовой деятельности.
Разработанные автором экспериментальные
методы позволяют с достаточной
достоверностью выявить особенности
овладения учащимися знаниями и
практическими навыками, составляющие
профессиональные умения, как показатель
степени овладения
С целью усиления коррекционной
направленности обучения разработано
содержание обучения, распределение
учебного материала по годам обучения
на основании полученных экспериментальных
данных об особенностях умственного
и психофизиологического
Основные положения
Исследования автора легли
в основу разработки основных положений
особенностей коррекционной работы
с учащимися, имеющими психофизиологические
нарушения в трудовой деятельности
и указаны эффективные
Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников