Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Научная электронная библиотека.docx 1.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

- сложившейся системой  их профессионально-трудовой подготовки  и современными социально-экономическими  условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными  требованиями к подготовке специалистов  и особенностями умственного  и психофизического развития  учащихся, осложняющими им овладение  даже доступными по их возможностям  профессиями;

- ограниченным количеством  профессий, по которым могут  быть трудоустроены лица с  умственной отсталостью, и еще  меньшим их количеством, по  которым можно осуществлять профессионально-трудовую  подготовку учащихся коррекционных  школ, школ-интернатов VIII вида.

Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам  быть конкурентоспособными на рынке  труда, тем более, что большинство  из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких льгот при  трудоустройстве. К ним предъявляются  те же требования, что и к их нормально  развивающимся сверстникам, выпускникам  общеобразовательных школ. Необходимость  разрешения выявленных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность  проблемы и в то же время ее высокая  практическая значимость обусловили актуальность нашего исследования.

Проблемой исследования является определение организационных и  психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать психолого-педагогические и методические основы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.

Объект исследования - организация  и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся 5-9-х, 10 (11-12) классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, школ-интернатов VIII вида и в системе ПУ.

Предмет исследования - условия  и средства формирования у умственно  отсталых школьников профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность их к самостоятельной  жизни и труду в обществе.

Гипотеза исследования состоит  в предположении, что эффективность  профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников общеобразовательных 5-9 и профессиональных 10 (11-12) классах  повысится при учете общих  закономерностей их развития, а также  при:

- определении значимости  профессионально-трудовой подготовки  умственно отсталых школьников  с учетом своеобразия психофизиологии  их трудовой деятельности;

- выявлении тенденций  развития организационных форм  и инновационных технологий в  системе профессионально-трудовой  подготовки и профориентации  умственно отсталых школьников;

- обосновании и разработке  механизмов формирования знаний  и навыков, способствующих выработке  квалифицированных умений;

- разработке путей реализации  принципа дифференцированного подхода  к учащимся в профессионально-трудовом  обучении;

- создании оптимальных  условий эффективности использования  педагогических технологий в  коррекционно-ориентированном процессе  обучения с учетом особенностей  и возможностей усвоения нового  учебного материала;

- разработке педагогической  классификации, выделении типологических  групп учащихся, дифференцированных  методов и приемов работы в  системе коррекционно-развивающего  обучения.

В соответствии с поставленной целью, предметом, объектом и гипотезой  исследования определены следующие  задачи: выявить психофизиологический механизм формирования целенаправленных действий и приемов работы при  выполнении технологических операций различной сложности с целью  определения форм и содержания коррекционной  работы с учащимися с проблемами интеллектуального развития;

- разработать психолого-педагогические  обоснования проблемы дифференциации  умственно отсталых учащихся  с учетом их индивидуальных  и типологических особенностей  в профессионально-трудовом обучении;

- провести комплексное  психолого-педагогическое изучение  особенностей формирования у  учащихся технико-технологических  знаний и навыков;

- дифференцировать учащихся  на типологические группы с  учетом целевой, энергетической  и исполнительной сторон трудовой  деятельности;

- рассмотреть в сравнении  с нормально развивающимися подростками  механизм процесса формирования  у них знаний и навыков;

- проследить возможности  продвижения в период профессионально-трудового  обучения учащихся с учетом  их типологических особенностей;

- обосновать и разработать  систему педагогической технологии  коррекционно-развивающего обучения  умственно отсталых школьников  в процессе их подготовки к  самостоятельной жизни и труду  (определить содержание, методы, приемы, организационные формы обучения).

 

Методологической основой  исследования является общенаучные  методологические принципы развития и  системности, фундаментальные принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся, принципы комплексного системно-структурного подхода  при изучении детей с отклонениями в развитии.

Теоретическими источниками  работы явились философские концепции, концепции общей и специальной  психологии и педагогики, а также  психофизиологии труда (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец,

A.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов), о развивающей роли обучения (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков,

B.В.Рубцов, Д.Б.Эльконин), о ведущей роли профессионально-трудового обучения в подготовке умственно отсталых жизни и труду в обществе (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский и др.), о поэтапности формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин), о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С.Выготский), о роли специально организованного (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии в решении вопроса их социальной адаптации и реабилитации (Д.И.Азбукин, Т.А.Власова). Большое внимание уделялось изучению литературы по психологии, физиологии и профессиональной педагогики трудовой деятельности (С.Я.Батышев, Н.А.Бернштейн, М.А.Жиделев, Е.А.Климов,

C.А.Косилов, Б.Ф.Ломов, А.М.Новиков, К.К.Платонов).

Методы исследования. В  исследовании использовались: теоретические  и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и профессионально-педагогической литературы, программно-методических документов; диагностический, обучающий  и контрольный эксперименты, реализуемые  в индивидуальном (лабораторном) и  фронтальном вариантах. В процессе изучения особенностей формирования знаний, навыков и умений у учащихся в  трудовом обучении применяется метод  длительного (лонгитюдного) изучения одной  и той же группы испытуемых на разных годах обучения (5-9 общеобразовательные  и 10-12 профессиональные классы). В исследовании применялись поперечные срезы, необходимые  для изучения процесса овладения  учебным материалом и динамики развития умственно отсталых и с нормальным психофизическим развитием подростков, обучающихся в профессиональных училищах. Изучались аналитические  данные, школьная документация, осуществлялись наблюдения на уроках, проводился корреляционный анализ продуктивной деятельности учащихся.

Опытно-экспериментальная  база исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась с 1990 года на базе коррекционных школ VIII вида г.Москвы №№ 309, 957, 418, 532, школ-интернатов №№ 102, 35, 108, 68, 62, а также ПТУ № 124, где обучаются учащиеся, не имеющие отклонений в развитии. В эксперименте участвовало 512 испытуемых. Фронтальным обучением было охвачено 102 ученика, 35 из них в течение одного учебного года (10 класс коррекционных школ и I курс ПТУ), 200 испытуемых (5-7 классы) в течение трех лет, 312 - в течение трех лет в коррекционных школах с различным уровнем методической организации обучения.

Результаты исследования позволили уточнить имеющиеся представления  о структуре дефекта умственно  отсталого школьника, выявить проблемы психофизиологии в процессе его  трудовой деятельности, наметить дифференцированные меры коррекционного воздействия с  учетом особенностей каждого ученика  и группы учащихся, определить организационные  формы и содержание профессионально-трудового  обучения, способствующие наиболее эффективному освоению учебного материала. Внедрение  идей реализовано в практике работы специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ, школ-интернатов VIII вида г.Москвы и России.

Научная новизна данного  исследования заключается в постановке и решении проблемы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников с целью их социальной адаптации  и реабилитации. В исследовании впервые:

- изучен психофизиологический  механизм формирования двигательных  профессиональных навыков и умений  у умственно отсталых школьников  и произведен сравнительный анализ  с механизмом их формирования  у нормально развивающихся сверстников;

- определены психолого-педагогические  и методические основы дифференциации  умственно отсталых учащихся  в процессе их профессиональной  подготовки с учетом типологических  особенностей в труде (целевой,  энергетической и исполнительной  сторон трудовой деятельности); реализован  системно-структурный подход при  анализе особенностей и возможностей  усвоения когнитивного и оперативного  образов трудовых действий в  процессе выполнения технологических  операций;

- показана психологическая  и функциональная пригодность  умственно отсталых учащихся  к определенным видам трудовой  деятельности, своеобразие их психофизиологического  развития на различных этапах  профессионально-трудового обучения, на начальном периоде 5-7 классы, среднем 8-9 классы и, собственно, профессиональной подготовке в  10-12 классах коррекционных школ  VIII вида и ПУ со спецгруппами данного контингента обучаемых.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны  теоретико-методологические основы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления  методической и коррекционной работы с данной группой учащихся в русле  общей и специальной педагогики, теории профессионального образования. В ходе исследования:

- экспериментально проверено  и обосновано понятие обучаемости  применительно к умственно отсталым  школьникам на основе проявления  общих способностей, познавательной  активности, возможности усвоения  технико-технологических сведений  при формировании новых знаний  и практических действий в  процессе работы;

- определены условия оказания  учащимся с проблемами в развитии  дифференцированной помощи в  коррекции разной степени выраженности  отклонений психофизиологического  развития на уровне организации  учебного процесса (индивидуальные  и групповые коррекционные занятия,  коррекционно-развивающая направленность  уроков профессионально-трудового  обучения);

- разработаны педагогические  и методические условия в процессе  профессионально-трудового обучения (пропедевтика усвоения нового  на основе создания УМК (учебно-методического  комплекта)), вариативная система  практических упражнений с применением  компьютерных и оперативных образов  трудовых операций, а также при  изучении технологического производственного  оборудования, контроль за усвоением  учебного материала, оказание  индивидуальной дополнительной  помощи;

- представлены обобщенные  результаты исследования в виде  педагогической классификации, характеристик  учащихся выделенных типологических (в трудовом обучении) групп, дифференцированных  рекомендаций в методических  пособиях и компьютерных программах, обеспечивающих эффективные условия  системы коррекционно-развивающего  обучения умственно отсталых  учащихся в процессе их подготовки  к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическая значимость исследования. Для обучения данной категории учащихся важно знать  не только особенности их интеллектуальной недостаточности, личностных качеств  и возможности обучения, но и владеть  методикой обучения с целью преодоления  имеющихся у них дефектов в  психофизиологии трудовой деятельности.

Разработанные автором экспериментальные  методы позволяют с достаточной  достоверностью выявить особенности  овладения учащимися знаниями и  практическими навыками, составляющие профессиональные умения, как показатель степени овладения квалификацией  рабочего на доступном их возможностям уровню.

С целью усиления коррекционной  направленности обучения разработано  содержание обучения, распределение  учебного материала по годам обучения на основании полученных экспериментальных  данных об особенностях умственного  и психофизиологического развития учащихся. Предложены методические пути реализации коррекционной работы на уроках трудового обучения с учетом дифференцированного подхода к  учащимся, отражены в федеральной  программе и методике, способствующей коррекции и развитию умственно  отсталых учащихся.

Основные положения разработанной  автором системы профессионально-трудового  обучения умственно отсталых учащихся в коррекционно-развивающем обучении, получили распространение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида.

Исследования автора легли  в основу разработки основных положений  особенностей коррекционной работы с учащимися, имеющими психофизиологические нарушения в трудовой деятельности и указаны эффективные психолого-педагогические пути работы в данном направлении, важные для построения частных методик.

Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников