Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Научная электронная библиотека.docx 1.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

Материалы по психофизиологическим особенностям и специальной методике профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников включены в программы факультетов институтов повышения квалификации г.Москвы, Московской области и большинства регионов России, занимающихся учебно-методической работой коррекционных школ VIII вида, а также реализованы в создании учебно-методических комплектов для данного вида учебных заведений.

Научная достоверность и  обоснованность основных теоретических  положений и результатов исследования:

- обеспечивается достижениями  философии, психофизиологии труда,  клиники, общей и специальной  педагогик и общей и специальной  методик обучения; системно-структурным  подходом при анализе процесса  профессионального обучения умственно  отсталых школьников;

- подтверждается репрезентативным  количеством испытуемых, принимавших  участие в экспериментах; комплексным  использованием различных методов  исследования; вариативной организацией  эксперимента и широкой ее  апробацией в общей системе  коррекционно-развивающего обучения; результативностью реализации дифференцированного  подхода в процессе фронтального  обучения в плане овладения  учащимися теоретическим и практическим  материалом, в повышении уровня  общей и специальной профессионально-трудовой  подготовки и психофизиологическом  развитии каждого с учетом  структуры его дефекта; широким  применением разработанных автором программ, учебников и методических рекомендаций в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Основные положения, выносимые  на защиту:

1. С точки зрения психологии  труда содержание понятия трудовой  деятельности включает в себя, прежде всего, психофизиологические  особенности этого процесса, которые  у умственно отсталых школьников  в значительной мере отличаются  от протекания этих процессов  у их нормально развивающихся  сверстников. Без учета специфических  особенностей невозможен эффективный  процесс профессионально-трудовой  подготовки умственно отсталых  школьников. Несформированность у  них высших форм познавательной  деятельности, прежде всего, аналитико-синтетической,  конкретность и поверхностность  мышления, нарушение словесной регуляции  трудовой деятельности отрицательно  сказывается на формировании  когнитивных и оперативных образов  при обработке технологических  операций, что в свою очередь  ведет к затруднению формирования  мобильности профессиональных навыков  и умений.

2. Системно-структурный подход  к анализу особенностей трудовой  деятельности и возможностей  усвоения умственно отсталыми  учащимися учебного материала  позволяет на основе выявления  их индивидуальных и типологических  особенностей, проявляющихся в трудовой  деятельности, создавать педагогические  технологии, имеющие коррекционную  направленность с целью обеспечения  развития учащихся, т.е. овладения  ими не только несложными трудовыми  навыками, но и общетрудовыми  умениями.

3. Выраженные отклонения  в профессионально-трудовой деятельности  умственно отсталых детей непосредственно  проявляются в недостаточной  успешности при отработке целенаправленных  трудовых действий и движений  в процессе формирования нормативно  одобренных приемов профессионального  труда, ведущих к ловкости в  работе в целом и в трудностях  усвоения терминологических понятий  на первом этапе обучения в  5-7 классах (изделие, детали, инструменты,  материалы и технологические  операции). Овладение первоначальными  навыками, знаниями и умениями  на основе разработанных методик  создает положительные предпосылки  как для дальнейшей профессиональной  подготовки умственно отсталых  подростков в старших классах  (8-10, 11) или в системе ПУ, так  и в развитии социально-значимой  личности в целом.

4. Эффективность начального  этапа профессионально-трудового  обучения в значительной мере  связана с коррекцией и развитием  речемыслительной деятельности  и положительной мотивации к  труду на основе становления  эмоционально-волевой деятельности  учащихся с проблемами психофизического  развития.

5. Определение и разработка  эффективных форм и содержания  учебного процесса на основе  создания УМК и компьютерных  тренажеров для обучения и  контроля за уровнем овладения  учебным материалом способствует  коррекции разной степени выраженности  отклонений психофизического развития  и познавательной деятельности  учащихся при подготовке их  к самостоятельной жизни и  труду.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-методических советах  Института коррекционной педагогики РАО (1995, 1998 гг.), на Всесоюзных педагогических чтениях (1975, 1978, 1985 гг.), на международных конференциях по проблемам дефектологии (Бельгия 1993, 1997, 2000 гг.), на Российско-Фламандском проекте по социально-трудовой подготовке умственно отсталых учащихся (Бельгия, Антверпен, 1996; Россия, Москва, 1998, 2000, 2001 гг.), на городских педагогических чтениях и семинарах ( г.Москва, 1988, 1990, 1993, 1995, 1997, 1999, 2000, 2004 гг.; г.Тверь, 1999; г.Самара, 1999, 2001, г.Псков, 2000), на педагогических советах коррекционных школ и школ-интернатов г.Москвы №№ 8, 30, 35, 418, 532; г.Тверь 1999; г.Самара 1998, 2001. Материалы исследования освещались в докладах, лекциях и специальной методике профессионально-трудового обучения, в авторском курсе „Организация и методика начальной профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся на базе школ и ПТУ", на курсах повышения квалификации учителей трудового обучения, директоров и специалистов г.Москвы, Московской области, городов и регионов РФ, в лекциях для студентов социально-педагогических колледжей №№ 3, 7 и Московского государственного педагогического университета (с 1995 года и по настоящее время), на педагогических чтениях и конференциях Педагогической академии последипломного образования Московской области (2000-2006 годы).

Результаты исследования изложены более чем в 30 публикациях  автора, в том числе монографических  и методических пособиях, учебниках, компьютерных программах и учебной  литературе для школ, обучающих детей  с умственной отсталостью.

Обобщенные результаты исследования легли в основу создания автором  с творческой группой учителей профессионально-трудового  обучения монографии «Использование компьютерных тренажеров с целью коррекционно-развивающего обучения учащихся коррекционных школ VIII вида» (2004), написание методики обучения картонажно-переплетному делу (2003).

В составе научного коллектива, автор принимал участие в разработке федерального компонента государственного стандарта общего образования по части социально-трудовой адаптации  лиц с ограниченными возможностями  здоровья, а результаты исследования легли в основу проекта форм и  содержания организации профессиональной подготовки учащихся с проблемами физического  и интеллектуального развития. Автором  исследования были разработаны не только научно-теоретические аспекты социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей  и подростков, но и впервые создана  структура специального учебного заведения  с профессиональной подготовкой  учащихся на базе 12-летнего обучения (1995) со специально разработанным учебным  планом и программами для учащихся старших (10-12) профессиональных классов.

На основе полученных экспериментальных  данных разработаны: программы профессионально-трудового  обучения умственно отсталых школьников 5-9 классов (2000), 10(11-12) профессиональных классов (2002); методические письма и  рекомендации (1985, 1992, 1996, 2001); учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида (УМК «Азбука переплетчика» с рабочей тетрадью) (2004); учебник «Ручная и машинная технология» (2005); История переплетного дела (2005); иллюстрированный альбом «Ручная технология переплетно-брошюровочных процессов» (2004), методика обучения картонажно-переплетному делу (2003).

Результаты исследования освещались в сборниках научных  трудов, в статьях, опубликованных в  журналах «Специальная школа», «Дефектология», в тезисах докладов на педагогических чтениях и научных сессиях  по дефектологии (1987-2004 гг.)

22

Заключение диссертации 

доктор педагогических наук Васенков, Геннадий Васильевич

 

Выводы о том, что основная характеристика навыка заключается  в объединении частных действий и о том, что на первом этапе  формирования навыка самое важное - выработка правильного представления  о новом упражнении, сделанные  учеными, занимающимися проблемами формирования навыков, дают нам определенное направление и в суть коррекционной  работы.

Установлено, что в представлении  о действии сначала господствуют зрительные компоненты. Лишь затем  они уступают двигательным ощущениям. Зрительные представления обучаемых  сначала диффузны и имеют большие  пробелы. Важно на первоначальном этапе  усвоения навыка создать четкий образ  действия, так как главное заключается  в том, чтобы движения выполнялись  с самого начала правильно и демонстрировались  учителем на профессиональном уровне.

Огромное значение при  формировании двигательных навыков  должно отводиться регулирующей функции  речи, ибо они складываются у детей  в условиях их развернутой речевой  деятельности, в результате чего приобретают  более обобщенный характер, легче  переносится в новые условия, чем те навыки, которые складываются при снижении словесной активности. Подчеркивая взаимосвязь формирования двигательных навыков с психофизиологическими  качествами обучаемых, указывается  и на двигательную роль влияния метода упражнений.

При формировании навыков  прослеживается ряд этапов, фаз, ступеней и стадий. Разные авторы насчитывают  их от трех до пяти. В них и заключается  форма и содержание механизма  формирования навыков. Первая стадия включает изучение отдельных движений, создает  первоначальное представление о  двигательном действии и дает установку  на овладение им, объединяя их в  целостное действие. Вторая стадия характеризуется устранением лишних движений и чрезмерного мышечного  напряжения, где предварительно усвоенные  действия совершенствуются и уточняются. Третья стадия связана с процессом  автоматизации навыка, в результате чего происходит становление двигательных навыков и закрепление двигательных действий с характерным появлением вариантного навыка (приема) и умение его применять в новых условиях.

Рассматривая процесс  формирования двигательных навыков, К.К.Платонов дает наиболее обстоятельное описание разных видов рабочих движений с  описанием их характеристики на всех четырех этапах развития. Автор определяет: «Навык - есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию. Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из-под контроля сознания, так как в процессе его  выполнения достигается осознанная цель».

Естественно, если процесс  осознания цели отсутствует, то навык  можно рассматривать, как «автоматизм», что в свою очередь является отрицательным  показателем при формировании профессионально-трудового  навыка.

Известно, что любая профессия  имеет свои трудовые процессы, которые, в свою очередь, состоят из трудовых операций, а операции из трудовых действий и движений.

Составной частью трудового  процесса при выполнении изделия  являются трудовые операции (термин введен в 60-е годы XX века). Трудовые операции состоят из отдельных трудовых действий и движений, способствующих выработке трудовых приемов. Составной формирующей навыка являются трудовые действия и движения, в результате которых вырабатываются приемы.

Трудовой процесс - наиболее крупная единица трудовой деятельности. Он охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенных работ, типичных для данной профессии.

Трудовое действие - законченная  совокупность движений. Например, взятие детали, возвращение инструмента  на место, установка сверла в построме и т.п. Каждое такое действие обычно включает несколько отдельных трудовых движений.

Трудовое движение - однократное  и однородное непрерывное перемещение  всего тела рабочего или отдельных  его частей (головы, шеи, туловища, верхних  и нижних конечностей) в целях  выполнения какого-либо определенного  трудового действия («взять», «переместить», «отпустить», «совместить» какой-либо предмет и т.д.)

Трудовой прием - элемент  трудового процесса и часть трудовой операции, имеющая самостоятельную  цель ее эффективного выполнения. Трудовые приемы составляют как содержание уровня квалификации рабочего, так и уровня производственных технологий по части  нормативно одобренных приемов профессионального  труда.

Профессиональный навык  проходит в своем формировании ряд  фаз или этапов (таблица 6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема исследования комплексной  системы профессионально-трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида как таковая рассматривается впервые.

Необходимость разработки данной проблемы обусловлена рядом объективных  причин: реформированием общества, кардинальным изменением социально-экономических  устоев производства, парадигмы педагогических подходов и системы образования  в целом, интенсивным ростом потребности  педагогической и родительской общественности к профессионально-трудовой подготовке умственно отсталых школьников, предполагающей улучшение их адаптации к жизни  и труду в условиях рыночных отношений.

Применение в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе VIII вида программ и учебно-методического материала по профессиональной подготовке, используемой в ПУ и ПТУ, не представляется возможным из-за высокой степени абстрактности и сложности их содержания.

Для выхода из сложившейся  ситуации для профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых старшеклассников, необходимо создание специальных коррекционно-развивающих  условий обучения без снижения уровня предъявляемых к соответствующей  квалификации, в частности ее мобильности. Достичь этого можно наиболее программным, практико-ориентированным подходом к профессионально-трудовой подготовке старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, позволяющей строить обучение на материале самой производственной деятельности в различных организационных формах (на базе 10(11) производственных классов, интегрированном обучении на базе ПТУ, профлицеев или в системе производственного отделения учебного заведения).

Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников