Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат
Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.
Материалы по психофизиологическим
особенностям и специальной методике
профессионально-трудового
Научная достоверность и
обоснованность основных теоретических
положений и результатов
- обеспечивается достижениями
философии, психофизиологии
- подтверждается
Основные положения, выносимые на защиту:
1. С точки зрения психологии
труда содержание понятия
2. Системно-структурный подход
к анализу особенностей
3. Выраженные отклонения
в профессионально-трудовой
4. Эффективность начального
этапа профессионально-
5. Определение и разработка
эффективных форм и содержания
учебного процесса на основе
создания УМК и компьютерных
тренажеров для обучения и
контроля за уровнем овладения
учебным материалом
Апробация и внедрение
результатов исследования. Результаты
исследования докладывались и получили
одобрение на научно-методических советах
Института коррекционной
Результаты исследования изложены более чем в 30 публикациях автора, в том числе монографических и методических пособиях, учебниках, компьютерных программах и учебной литературе для школ, обучающих детей с умственной отсталостью.
Обобщенные результаты исследования
легли в основу создания автором
с творческой группой учителей профессионально-трудового
обучения монографии «Использование компьютерных
тренажеров с целью коррекционно-
В составе научного коллектива,
автор принимал участие в разработке
федерального компонента государственного
стандарта общего образования по
части социально-трудовой адаптации
лиц с ограниченными
На основе полученных экспериментальных
данных разработаны: программы профессионально-
Результаты исследования освещались в сборниках научных трудов, в статьях, опубликованных в журналах «Специальная школа», «Дефектология», в тезисах докладов на педагогических чтениях и научных сессиях по дефектологии (1987-2004 гг.)
22
Заключение диссертации
доктор педагогических наук Васенков, Геннадий Васильевич
Выводы о том, что основная
характеристика навыка заключается
в объединении частных действий
и о том, что на первом этапе
формирования навыка самое важное -
выработка правильного
Установлено, что в представлении о действии сначала господствуют зрительные компоненты. Лишь затем они уступают двигательным ощущениям. Зрительные представления обучаемых сначала диффузны и имеют большие пробелы. Важно на первоначальном этапе усвоения навыка создать четкий образ действия, так как главное заключается в том, чтобы движения выполнялись с самого начала правильно и демонстрировались учителем на профессиональном уровне.
Огромное значение при
формировании двигательных навыков
должно отводиться регулирующей функции
речи, ибо они складываются у детей
в условиях их развернутой речевой
деятельности, в результате чего приобретают
более обобщенный характер, легче
переносится в новые условия,
чем те навыки, которые складываются
при снижении словесной активности.
Подчеркивая взаимосвязь
При формировании навыков
прослеживается ряд этапов, фаз, ступеней
и стадий. Разные авторы насчитывают
их от трех до пяти. В них и заключается
форма и содержание механизма
формирования навыков. Первая стадия включает
изучение отдельных движений, создает
первоначальное представление о
двигательном действии и дает установку
на овладение им, объединяя их в
целостное действие. Вторая стадия
характеризуется устранением
Рассматривая процесс формирования двигательных навыков, К.К.Платонов дает наиболее обстоятельное описание разных видов рабочих движений с описанием их характеристики на всех четырех этапах развития. Автор определяет: «Навык - есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию. Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из-под контроля сознания, так как в процессе его выполнения достигается осознанная цель».
Естественно, если процесс осознания цели отсутствует, то навык можно рассматривать, как «автоматизм», что в свою очередь является отрицательным показателем при формировании профессионально-трудового навыка.
Известно, что любая профессия имеет свои трудовые процессы, которые, в свою очередь, состоят из трудовых операций, а операции из трудовых действий и движений.
Составной частью трудового процесса при выполнении изделия являются трудовые операции (термин введен в 60-е годы XX века). Трудовые операции состоят из отдельных трудовых действий и движений, способствующих выработке трудовых приемов. Составной формирующей навыка являются трудовые действия и движения, в результате которых вырабатываются приемы.
Трудовой процесс - наиболее
крупная единица трудовой деятельности.
Он охватывает все действия рабочего,
связанные с выполнением
Трудовое действие - законченная совокупность движений. Например, взятие детали, возвращение инструмента на место, установка сверла в построме и т.п. Каждое такое действие обычно включает несколько отдельных трудовых движений.
Трудовое движение - однократное и однородное непрерывное перемещение всего тела рабочего или отдельных его частей (головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей) в целях выполнения какого-либо определенного трудового действия («взять», «переместить», «отпустить», «совместить» какой-либо предмет и т.д.)
Трудовой прием - элемент трудового процесса и часть трудовой операции, имеющая самостоятельную цель ее эффективного выполнения. Трудовые приемы составляют как содержание уровня квалификации рабочего, так и уровня производственных технологий по части нормативно одобренных приемов профессионального труда.
Профессиональный навык проходит в своем формировании ряд фаз или этапов (таблица 6)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема исследования комплексной
системы профессионально-
Необходимость разработки данной проблемы обусловлена рядом объективных причин: реформированием общества, кардинальным изменением социально-экономических устоев производства, парадигмы педагогических подходов и системы образования в целом, интенсивным ростом потребности педагогической и родительской общественности к профессионально-трудовой подготовке умственно отсталых школьников, предполагающей улучшение их адаптации к жизни и труду в условиях рыночных отношений.
Применение в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида программ и учебно-методического материала по профессиональной подготовке, используемой в ПУ и ПТУ, не представляется возможным из-за высокой степени абстрактности и сложности их содержания.
Для выхода из сложившейся
ситуации для профессионально-трудовой
подготовки умственно отсталых старшеклассников,
необходимо создание специальных коррекционно-
Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников