Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат
Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.
Целенаправленному формированию
социально-производственного
В специальной педагогической
литературе говорится о важности
эффективной профессионально-
Результаты констатирующего
эксперимента свидетельствуют о
том, что умственно отсталые учащиеся
вне условий специально организованного
обучения не усваивают должным образом
уровень соответствующий
Являясь одним из наиболее уязвимых слоев населения в плане социально-трудовой адаптации (низкие заработки, слабая конкурентоспособность на рынке труда, нерациональность социального поведения), выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида насущно нуждаются в целенаправленной социально-трудовой подготовке. К этому выводу пришли специалисты данных школ в середине 90-х годов, открыв классы с профессиональной подготовкой в ряде школ г. Москвы и России.
Для развития данной системы немаловажное значение имели и наши исследования и опыт работы по организации эффективных форм и методов профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития.
Главный смысл настоящего
исследования состоял в разработке
концепции форм и методов системы
профессионально-
На основе исследования системы
профессионально-трудового
Исследован механизм формирования
технико-технологических
Разработаны и научно обоснованны
концептуальные положения практико-
Созданы необходимые условия обучения и профессиональной подготовки, а также социальной защиты детей и подростков с недостатками психофизиологического развития в процессе создания 12-летнего срока обучения.
Определена установка
на осмысление школьниками существенных
единиц производственно значимого
материала, понимание причинно-
Отработана система
Определены организационно-
В контексте практико-
Установлена логическая схема изучения учебных элементов, сформулированы цели каждой темы в форме «знания», «умения». Предложен проект минимального базового содержания предмета. Произведен отбор конкретной учебной информации и практических работ по каждой теме новой дисциплины, разработаны дидактические материалы.
Определена, теоретически обоснованна и практически реализована (на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида) педагогическая технология профессионального образования, построенная в соответствии с концептуальными положениями настоящего исследования.
Разработан диагностический
инструментарий педагогической технологии
(критерии и способы ее результатов).
Выделены критерии социально-трудовой
подготовленности учащихся: знание технико-технологических
сведений, понимание профессиональной
терминологии, объяснение взаимосвязанных
производственных явлений, усвоение приемов
трудовой деятельности и решение
задач по качественному и
Полученные итоги исследования
непосредственно соотносятся с
его общей целью и конкретными
задачами. Наиболее существенный итоговый
результат, актуальный для коррекционной
и общей педагогики, - концепция
практико-ориентированного подхода
к профессиональному
- выделение основных единиц учебной информации, причинно-следственных связей, подлежащих усвоению, посредством графической наглядности;
- изучение фундаментальных
сквозных технологических
- обеспечение взаимодействия
слуха, зрения, моторики, логического
мышления, речи в процессе восприятия,
осмысления, проговаривания, оформления
(в тетрадях), воспроизведения содержания
опорно-логических и
- использование дидактических
приемов, вызывающих
- создание разных типов
проблемных ситуаций на уроках
трудового обучения, предоставление
ученикам возможности
- формирование умений
материально-производственной
- использование при контроле знаний и умений инновационных дидактических методов (тесты, дискуссии, инсценировки; разбор инцидентов).
В результате экспериментальной работы установлена возможность и целесообразность передачи научных сведений по некоторым опорным темам курса путем концентрического расположения учебного материала, когда овладение концепцией идет от центра к периферии, создавая условия для ее постепенного раскрытия, обогащения, углубления, систематизации при изучении других тем курса. При этом эффективно применение обобщающих подвижных опорно-логических схем, в которых фиксируются главные смысловые блоки учебного материала.
В ходе формирующего эксперимента
мы пришли к убеждению, что на занятиях
по предмету может быть успешно реализован
принцип поисковой учебно-
Поисковая деятельность способствовала развитию социально-трудовой компетентности и техники делового мышления старшеклассников коррекционной школы, воспитанию у них привычки и потребности строить рассуждения, искать адекватные, наиболее приемлемые в конкретных обстоятельствах формы организации работы на доступном их интеллектуальным возможностям учебном материале.
Ведущую роль в социально-трудовой подготовке учащихся экспериментальных классов отводилась выполнению непосредственно практической работы. Для выработки практических умений широко применялись такие методы активного обучения, как практические и расчетные задания.
Таким образом, для организации
учебно-воспитательного
Итоги экспериментального обучения
подтверждают доступность и целесообразность
предложенной нами программы и педагогической
технологии. Результаты проверки качества
знаний и умений по основным параметрам
профессионально-трудовой подготовки
показывают, что достижения подавляющего
большинства девятиклассников экспериментальных
классов соответствуют
Итоговая педагогическая диагностика показала, что материал курса усвоен подавляющим большинством учащихся экспериментальных классов.
Динамичное продвижение учащихся экспериментальных классов в овладении знаниями и умениями, достигнутое под воздействием практике
357 ориентированного стиля
обучения, подтверждает его актуальность
и эффективность. Результаты
Мы полагаем, что концепция совершенствования форм и методов профессионального образования учащихся, апробированная нами в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида актуальна, а данные наработки могут служить базой для создания более совершенных версий профессиональной подготовки умственно отсталых школьников. Можно выделить следующие направления, по которым возможно продолжение разработки исследуемой темы:
- отбор эффективных форм
обучения применительно к
- изучение условий и
методов переноса имеющихся у
школьников знаний и умений
непосредственно в
- изучение возможностей
определения контактов с
Таким образом, в связи с проведенным диссертационным исследованием обозначился ряд новых научных задач, актуальных для коррекционной педагогики.
Список литературы диссертации
доктор педагогических наук Васенков, Геннадий Васильевич, 2006 год
1. Архангельский С.Н. Очерки по психологии.- М.: Трудрезервиздат,1958.- 160с.
2. Аснин В.И. Своеобразие
двигательных навыков в
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание,1987. 80с.
4. Батышев С.Я. Подготовка
рабочих в средних
5. Бгажнокова И.М. Школа
для детей с нарушениями
6. Бгажнокова И.М. Стандарт
образования и система
7. Дефектология.- 1996. № 3. С. 12-32
8. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).- М.: ИРПО, 2003. 132с.
9. Белявский Б.В., Гаспарян A.C. Обучение детей-инвалидов в системепрофобразования, МАДИ, 2005
10. Белявский Б.В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской
11. Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.-С. 48-52
12. Память и мышление// Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964 Мозг, разум, поведение - М.: Мир, 1988 Еще раз об умениях и навыках// Вопросы психологии. - 1957,-№ 1.-С. 133-140.
13. Индивидуальные различия в формировании и перестройке навыка// Изв. АПН РСФСР, 1958.- вып. 91. -С. 53-60
14. Бондарь Вит. И., Пинский
Б.И. О влиянии условий
15. Бондарь Вл. И. Обучение
учащихся вспомогательной
Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников