Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:37, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
1.1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
1.2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников.
1.3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Научная электронная библиотека.docx 1.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

128. Мерсиянова Г.Н.Выполнение  практических заданий учащимися  вспомогательной школы. Киев: Рад.  шк., 1985 - 80с.

129. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 224с.

130. Мирский СЛ. Особенности  профессионального обучения во  вспомогательной школе М.: Просвещение, 1966.- 165с.

131. Мирский СЛ. Самоконтроль  умственно отсталых школьников  втрудовой деятельности: Автореф.  дис. . канд.пед. наук. ОМ., 1967.-18с.

132. Мирский СЛ. Сравнение  способов ориентировки умственно  отсталых школьников в трудовом  задании// Спец. школа.-М., 1967. вып. 4. - С. 80-84

133. Мирский СЛ. Отражение  практических приемов в планах  трудовойдеятельности учащихся  вспомогательной школы// Дефектология, 1971.-4.-С. 11-15

134. Мирский СЛ. Возможности  учащихся вспомогательной школы  вусвоении простейших приемов  разметки по заданным размерам// Дефектология, 1981. 3. - С. 26-30

135. Типологические особенности  учащихся вспомогательных школ  в трудовом обучении.- М.: Просвещение, 1983.- 116с.

136. Индивидуальный подход  к учащимся вспомогательной школы  в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990.- 160с.

137. Формирование знаний  у учащихся вспомогательной школы  на уроках труда. М.: Просвещение, 1992. -265с.

138. Образовательный стандарт  в трудовом обучении вспомогательной  школы//Дефектология, 1996.-6.-С. 29-32

139. Применение наглядных  средств на уроках труда вспомогательной  школы// Дефектология, 2003. 1. -С. 46-53

140. Влияние задаваемого  ритма работы на формирование  трудовых навыков// Вопросы психологии. 1966. -1. -С. 62-70

141. Мошкова И.Н., Малов C.JI. Динамика формирования трудовых навыкови умений.- М: АПН РСФСР, 1973. 366с.

142. Муртузалиева У.М. Сочетание  профессионально-трудового обучения  спроизводительным трудом во  вспомогательной школе Махачкала, 1978. С. 93-95

143. Мэннэль Б. Школы  для умственно отсталых детей.  С.-Пб., 1911.-212с.

144. Научно-практическая конференция  «Профессиональная реабилитацияучащихся  коррекционных образовательных  учреждений» // Дефектология, 1997. №  6. - С. 87-89

145. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений.

146. М.: Высшая школа, 1986.- 406с.

147. Николаева Е.И. Психофизиология.  Учебник.- М., 2003- 541с.

148. Основы управления специальным  образованием. Сб.- М.: Академия.1994

149. Пайкова A.C. О профессиональной подготовке детей с нарушениями развития в Приморском крае// Дефектология.- 3.2004

150. Паншина И.А. и др. Профессиональная подготовка лиц  с умственнойотсталостью,- М.: ИРПО, 2003. 132с.

151. Патракеев В.H. Методика обучения слесарному делу.- М.: Владос,2003.- 220с.

152. Патракеев В.Н. Трудовая  подготовка в школах VIII вида для детей снарушением интеллекта//Дефектология, 1996. 3.-С. 24-28

153. Патракеев В.Н. Психолого-педагогическое  изучение учащихся учителем труда  в школах VIII вида// Дефектология, 1996. -6.-С. 31-36

154. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.486с.

155. Певзнер М.С., Лубовский  В.И. Динамика развития детей-олигофренов:

156. Изд-во АПН РСФСР, 1963. 221с.

157. Перуанский С.С. О  сложности простоты. О просторе  сложности: Пед.беседы: Кн. для учителя.  М.: Просвещение, 1993. -С. 22-31

158. Петрова В.Г. Практическая  и умственная деятельность детей-олигофренов,- М.: Просвещение, 1968. 158с.

159. Петрова В.Г., Белякова  И.В. К вопросу о разнообразии  форм обучениядетей с нарушенным  интеллектуальным развитием// Дефектология, 1995. 2. - С. 19-22

160. Пинский Б.И. К вопросу  о переносе прошлого опыта  учащимисямладших классов вспомогательной  школы// Вопросы психологии. 1958. - 5. - С. 108-117

161. Пинский Б.И. Психологические  особенности деятельности умственно  отсталых школьников. М.: Изд-во АПН  РСФСР, 1962.-319с.

162. Пинский Б.И. О влиянии  мотивов деятельности и выполнение  трудового задания у умственно  отсталых школьников// Специальная  школа, 1964.- вып. 3. С. 56-58

163. Пинский Б.И. Психология  трудовой деятельности учащихся  вспомогательной школы. М: Просвещение, 1969. -152с.

164. Пинский Б.И. Формирование  двигательных навыков у учащихсявспомогательной  школы. М.: Педагогика, 1977. -128с.

165. Платонов К.К. О знаниях,  навыках, умениях // Советская  педагогика,1963.- 11.-С. 98-103

166. Платонов К.К. Вопросы  психологии труда. — М.: Медгиз, 1962.219с.

167. ПлаховаН.А. Школа-комплекс  № 19 г. Магадана как новая  модельспециального образовательного  учреждения. Сб. Инновации в Российском  образовании. -М., 1996.-С. 69-76

168. Подходы к реабилитации  детей с особенностями развития  средствамиобразования. -С.-Пб.: ИЛИ  РАО. М., 1996

169. Политова A.B. Развитие производственных навыков и овладениепрофессией мотальщицы выпускницами вспомогательных школ в условиях специальных групп общей профессиональной подготовки: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1972. - 22с.

170. Программно-методическое  обеспечение для X-XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекци-оных) образовательных учреждениях VIII вида. Сб. под ред. A.M. Щербаковой. М., 2003. - 160с.

171. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательныхучреждений VIII вида 5-9 классы. Сб. № 2.- М.: Владос. 2000. - 238с.

172. Профессиональная ориентация  старших школьников в процессе  трудового обучения/Под ред. В.А.  Полякова. М., 1972. -С. 17-19

173. Пузанов Б.П. Основы  обучения и воспитания детей  с отклонениямив развитии. М.: Академия. — 1999. - 160с.

174. Развитие и коррекция.  — М.: Аналитический научно-методическийцентр  «Развитие и коррекция». 2001. - вып. 9, 10.-260с.

175. Решетова З.А. Психологические  основы профессионального обучения- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -207с.

176. Рыков H.A. О природе двигательных умений//Вопросы психологии.- 1957.- 1.-С. 112-116

177. Рубинштейн С.А. О  мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во1. АН СССР, 1958.- 147с.

178. Рубинштейн С. А. Основы  общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 .704с.

179. Рубинштейн С.А. Опыт  исследования по психологии труда  // Вопросыпсихологии, 1956. 4. - С. 120-126

180. Рубинштейн C.JI. Психология умственно отсталого школьника. М.:1. Просвещение, 1986.- 192с.

181. Рудик П. А. Методика  ручного труда. М.: Изд-во АПН  РСФСР,1954.- 115с.

182. Савина В.М. Взаимосвязь  специального (коррекционного) образовательного  учреждения с учреждениями начального  профессионального образования// Инновации  в Российском образовании. М. - 1999. - С. 101-104

183. Сайко Е.В. Совершенствование  трудового обучения в школе

184. VIII вида// Дефектология, 2005 . 4. - С. 81-82

185. Сачко H.H., Гальперин П.Я. Формирование знаний на основе теориипоэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968. - 156с.

186. Сборник Особенности  мышления учащихся в процессе  трудового обучения. Под ред. Кудрявцева. М.: Педагоги377ка, 1970.-456с.

187. Сборник Особенности  познавательной деятельности учащихсявспомогательной  школы. Под ред. И.М. Соловьева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 356с.

188. СелевкоТ.К. Современные  образовательные технологии. Учебноепособие  М.: Народное образование, 1998. - 256с.

189. Симоненко В.Д. Профессии  промышленного производства. Профессиограммы.  Киев, 1983. - 304с.

190. Симонян Е.А. Единство  теории и практики. М., 1980. - С. 105-106

191. Сидорова М.М. Трудовая  адаптация учащихся с нарушениями  развития в рамках школьного  трудового центра// Дефектология, 2004. 3. - С. 87-90

192. Сидорова М.М. Проектная  деятельность на уроках трудового  обучения в школе VIII вида// Дефектология, 2005. 4. -С. 77-78

193. Скаткин М.Н., Костяшкин  Э.Г. Трудовое воспитание и  профориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192с.

194. Старобина Е.М. Профессиональная  подготовка лиц с умственнойотсталостью.  М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 118с.

195. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная  работа учителя вспомогательной  школы. Изд. 3-е: Просвещение, 1982. -104с.

196. Совместная работа школ  и промышленных предприятий по  профессиональной ориентации учащихся. Под ред. А.Е. Голом-штока. М., 1984. С. 34-35

197. Соколов А.Н. Роль  осознания движений в выработке  двигательныхнавыков// Ученые записки  института психологии. -1941.-т. II.-С. 131-142

198. Солсо P.JI. Когнитивная психология: пер. с англ. -М.: Тривола,1996

199. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Изд.  центр1. Академия, 2000. 400с.

200. Моторное развитие умственно  отсталых// Сб. докладов на тематическом заседании XVIII Международного психологического конгресса в Москве. 1966. -С. 110-116

201. Подготовка учащихся  старших (7-8) классов вспомогательной  школы к операционной системе  работы на производстве: Автореф.  дис. . канд.пед.наук. —М.: 1971.- 15с.

202. Проблемы индивидуальных  различий: М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536с.

203. Тихонов Н.П. Изучение  трудовых движений при помощи  циклографического метода. В кн.: НОТ в производстве. М.: Трудиздат, 1948.-С. 180-186226. СтамбакМ.227. Сухарева Г.Е.228. Сухарев В.К.229. Талызина Н.Ф.230. Тейвиш  Б.Н.231. Теплов Б.М.

204. Ткаченко В.Г. Основные  правила организации работы в  учебныхмастерских коррекционной  школы VIII вида // Дефектология, 2004. 3. - С. 82-85

205. Точилов К.С. Опыт  функционального изучения образования  двигательных навыков в процессе  производственного обучения // В  кн.: Вопросы физиологии труда.  М., 1957. -С. 117-128

206. Трошин Г.Я. Антропологические  основы воспитания. Сравнительная  психология нормальных и ненормальных  детей. Изд. школы-лечебницы д-ра  мед. Г.Я. Трошина. т. 1. -М., 1915.-403с.

207. Трубачева Т.Н. К вопросу  об изменении структуры и содержанияобучения  детей с нарушениями интеллекта// Дефектология, 1999. № 4. - С. 39-42

208. Трубачева Т.Н., Семинайт  Н.А. К вопросу об изменении  структурыобучения детей с нарушениями  интеллекта// Дефектология, 1998.-4.-С. 38-40

209. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая  работа в системе образования  детей с нарушениями умственного  и физического развития// Дефектология, 1994. 4. - С. 9-14

210. Тучин Б.И. Интеллект.  Здоровье. Жизнь.- Новосибирск: Сибирский  хронограф, 1999. 226с.

211. УордЛ.Д. Новый взгляд: правовое регулирование.-Тарту, 1995.1. С. 151

212. Уфимцева Л.П. Расширение  общей двигательной и зрительно-пространственной  активности на уроке и ее  роль в коррекции психофизического  развития учащихся вспомогательной  школы//Дефектология, 1996.-6.-С.41-44

213. И.А. Бажановой, под  ред. В.В. Игнатьева. М.: Космос, 1911.- 160с.

214. Легкие степени олигофрении  (дебильность).- М.: Медицина, 1964. 224с.

215. Некоторые вопросы адаптации  выпускников вспомогательных школ  на производстве// Дефектология, 1992.-№4.-С. 40-42 247. Херсонская P.A. Ритм и навык// Научные записки одесского ГПИ.

216. Одесса, 1940.- т. IV.-С. 13-18

217. Чебышева В.В. Психологический  анализ объяснения и показа  приобучении выполнению трудового  действия// Известия АПН РСФСР, 1958. вып.91. - С. 120-124250. ХохринаВ.Т.251. Царев  Л.М.252. Цветкова М.Н.253. Чебышева В.В

218. Чебышева В.В. Психологические  основы формирования производственных  умений и навыков. М.: Высшая  школа, 1980. -79с.

219. Черник Е.С. Двигательные  возможности учащихся вспомогательной  школы. М.: Просвещение, 1992. - 124с.

220. Чернов В.Д., Новиков  A.M. Приспособления на занятиях по труду.

221. М.: Просвещение, 1970. 165с.

222. Шапоринский С.А. Вопросы  теории производственного обучения. М.:1. Высшая школа, 1981. 208с.

223. Шадриков В.Д. Психологические  основы формирования сенсорныхнавыков. Ярославль, 1972. - 215с.

224. Шадриков В.Д. Психология  производственного обучения.1. Ярославль, 1976. 80с.

225. Шадриков В.Д. Психология  производственного обучения. Принципыи  управление. Ярославль, 1974. - 142с.

226. Шадриков В.Д. Проблемы  системогенеза профессиональной  деятельности. -М.: Наука, 1982. 185с.

227. Шатц К. Дж. Развивающийся  мозг// В мире науки, 1992. 11-12.1. С. 23-30

228. Шварц J1.M. К вопросу о навыках и их интерференции// Ученыезаписки института психологии: М., 1941. Т.П. -С. 132-140

229. Шварц JI.M. Сознание и навык// Сов. педагогика. 1940. - 2.1. С. 60-64

230. Шиф Ж.И. Некоторые  особенности наглядного мышления  детейолигофренов. Сб. Специальная  школа. 4. - М.: Учпедгиз, 1961

231. Шубинский B.C. Проблема отражения в программах видов деятельности как цели содержания образования/ Общедидактический анализ новых программ: Материалы семинара.382-М., 1980.-С. 41

232. Щербакова A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональнойподготовки учащихся вспомогательной школы// Дефектология, 1998. № 4. - С. 24-28

233. Щербакова A.M. Трудовое обучение в специальных (коррекционных)школах VIII вида. Новые учебные программы.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 315с.

234. Щербакова A.M., Матвеева Н.Б., Наливайко Т.А. Создание группыпостинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология, 1995.--2.-С. 32-36

235. Энциклопедия. Профессиональное  образование. В 3- томах, М.:1. Просвещение, 1999

236. Эльконин Д.Б. Избранные  психологические труды. М.: Педагогика,1989.-560с.

237. Юдилевич А.Я. Инновационное  обучение во вспомогательной  школе

238. Дефектология, 1996. 2. - С. 17-21

239. Юровский С.Ю. Развитие  пространственной точности движений  уучащихся вспомогательной школы  средствами физического воспитания: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М., 1971. -17с.

240. Якиманская И.С. Воспитание  сенсорной культуры труда у  учащихсяпрофессионально-технических  училищ. -М.: Высшая школа, 1969. 80с.

241. Якиманская И.С. Развивающее  обучение. — М.: Педагогика, 1979.144с.

242. Якиманская И.С. Принципы  построения образовательных программ  иличностное развитие учащихся// Вопросы психологии, 1999.-3.-С. 39-47

243. Якобсон П.М. Особенности  мышления учащихся при выполнениитехнических  заданий//В сб.: Психология применения  знаний к решению учебных задач.  Под ред. H.A. Мен-чинской.-М., 1958.-С. 17-21

Информация о работе Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников