Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:47, научная работа

Описание работы

Целью данной работы является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, описание условий и факторов, способствующих продуцированию подросткового наркотизма и методов борьбы с ним.
Задачи исследования:
Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании и наркопреступности в молодежной среде.
Определение факторов, приводящих к наркозависимости в молодежной среде и их взаиомосвязи с правонарушениями и преступлениями.
Профилактика наркотизма в молодежной среде

Содержание работы

Введение.
1) Понятие о здоровом образе жизни и профилактике.
2) Понятие о наркотиках и наркомании.
3) Влияние наркотиков на человека.
4) Наркомания как условие преступности в молодежной среде.
5) Факторы употребления и зависимости от наркотиков.
6) Профилактика наркомании в молодежной среде.
7) Заключение.
8) Список используемой литературы и источников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Педагогический подход объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально не благополучных семьях.

Правоохранительный подход в качестве основных признаков рассматривает определенные формы поведения (самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы). Профилактика наркомании в рамках этого подхода направлена, прежде всего, на микросоциум - семью, подростковые компании, школьные коллективы.

В рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как научение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к предложениям попробовать наркотики.

Личностно ориентированный подход, согласно которому ребенок не будет употреблять наркотики по внутриличностным мотивам.

Духовно-ориентированный подход понимает наркоманию как выражение кризиса духовности в обществе. Цель профилактики наркомании - сформировать у подростка нравственное поведение, систему ценностей, из которой наркотик был бы исключен.

Представители досугово (альтернативного) похода считают, что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности. Для этого необходимо развивать такие социальные программы, в которых подростки могли бы реализовать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.

Формирование здорового образа жизни. Основная идея этого подхода - формирование здоровой личности, проявляющий здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.

Каждый из названных подходов имеет свои возможности и ограничения. Наиболее эффективным подходом на наш взгляд является педагогический подход. Его мы рассмотрим подробнее.

Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.

Для большинства детей школа является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.

Учителя, психологи, социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель - сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте - на уровне «хорошо - плохо», а в старшем - объяснить губительные механизмы действия наркотиков.

Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами - по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Задачи первичной профилактики:

  • создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);
  • выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
  • работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
  • работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска).

Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни, сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании, токсикомании, включая противорецидивное лечение.

Вторичная профилактика имеет дело уже с начавшимся злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе - раннее выявление данной «группы риска», оказание адекватной психолого-педагогической помощи, направление к специалистам. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять наркотики. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять наркотические веществаи помощь потенциальным наркоманам и во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от наркотиков.

Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер, то есть предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.

Задачи вторичной профилактики:

  • работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);
  • создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения и т.д.);
  • работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и взаимоотношениях с детьми).

Третичная форма профилактики заключается в лечении людей, полностью зависимых от наркотиков (зависимость на социальном, психическом и физическом уровнях). Это оказание помощи людям, страдающим наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия.

Её цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного побороть свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

  • формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);
  • создание групп взаимопомощи;
  • взаимодействие с группами «Анонимные наркоманы».

Третичная профилактика - прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся алкоголиков и наркоманов не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть.

Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:

своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;

формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;

психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;

изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;

укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;

обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;

формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;

проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности;

совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности

Таким образом, решение проблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение.

2 ) Профилактика наркомании среди подростков и молодёжи.

Зависимость от наркотиков - это, в сущности, болезнь эгоистов. Они добровольно привили её себе, потому что больше всего заняты собою, вглядываются только в себя, больше всего озабочены собственной персоной, удовлетворением низменных побуждений; плата за это неотвратима: разрушение личности, а затем и смерть. У наркоманов не хватает сил и мужества бороться с собой, со своим падением. Им надо помочь вернуться к жизни, от которой они бежали. Силой, однако, ничего сделать нельзя. Необходима их добрая воля, а с нашей стороны – такт, доверие, благорасположение, создание у несчастных ощущение безопасности и самостоятельности, то есть «всего того, чего им так не хватает…

В последние годы в школах страны наблюдается резкий рост потребления различных наркотических веществ. Поэтому необходимо принимать меры профилактики наркомании среди подростков.

Программы профилактики:

  • Профилактика зависимости от ПАВ проводится не изолированно, а в рамках общих профилактических программ, направленных на развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни.
  • Приоритет отдается позитивным усилиям, утверждению позитивных ценностей и стимуляции и многосторонней поддержке желательного поведения и соответствующих изменений.
  • Сочетаются долгосрочные мероприятия со «сдвиговыми технологиями», представляющие собой интенсивные усилия, сфокусированные на определение направления профилактической работы. Осуществляется постоянное взаимодействие со СМИ.
  • Программа предполагает работу в широком возрастном диапазоне (начиная с несовершеннолетних лиц подросткового возраста до совершеннолетних лиц молодого возраста, то есть в возрастном диапазоне 14-30 лет).
  • Современные подходы к профилактике зависимостей. Роль добровольцев в системе профилактики.
  • В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективной в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления, и будет носить предупреждающий, превентивный характер. И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактики наркомании (ПП) – зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя последнее тоже важно.
  • ПП зависимостей от ПАВ направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.
  • Профилактика должна быть ориентирована на выявление и устранение социальных и социально-психологических причин зависимости. Это могут быть меры административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, которые обеспечиваются соответствующей законодательной базой и правоохранительными органами. Это могут быть меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи и школы; возрождение культурных и духовных традиций в обществе. Это могут быть медицинские меры, снижающие риск наркотизации предрасположенных к этому заболеванию категории людей, так называемой “группы риска”. Наконец, это могут быть психолого-педагогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на молодежно-подростковые группы.

Информация о работе Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи