Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 03:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке предложений по усовершенствованию социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику и функции социальное обеспечение в современных условиях, выяснить его функции и дать классификацию основных видов социального обеспечения;
2) определить значение социального обеспечения для различных групп населения;
3) провести анализ технологии социального обеспечения;
1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения
1.3 Финансирования социальной защиты населения
Выводы
2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере Люберецкого района Московской области)
2.1 Управление социальной защитой населения Люберецкого района Московской области
2.2 Характеристика и функции социального обеспечения
2.3 Технологии социального обеспечения
Выводы
3. Разработка проектных предложений для совершенствования работы Управления социальной защиты населения
3.1 Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения
3.2 Оценка эффективности разработанных проектных предложений
Выводы
Заключение
Важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания - с другой.
В 2002 году было отменено лицензирование деятельности в области социального обслуживания населения, а при иных механизмов контроля над деятельностью социальных служб, а также стандартов и сертификации это совершенно нелогичное и неоправданное решение. Лицензирование - это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания.[22]
Таким образом, только создание
нормативно-правовой и научно-методической
базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-
Совершенно очевидна потребность и необходимость привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг населению. Это предполагает, в частности, такие меры: равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующими бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами.
Учитывая низкий размер нынешних пенсий (по нормам МОТ, минимальная пенсия должна составлять 40% заработной платы квалифицированного работника, у нас - 12-13%), прекратить снижение ставки ЕСН, восстановить систему страховых тарифов. Предусмотреть систему перераспределения страховых взносов по типу систем, действующих в развитых странах. В связи с этим надо повысить заработную плату, регулируемую государством, а для остальных субъектов провести повышение и перераспределение денежных средств.
Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.
Пособия и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.
Целесообразно воспользоваться мировым опытом и ввести обязательное страхование детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач - вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.
Однако в бюджете
следует сохранить «чистые
Технология социального
обеспечения закреплена в законодательных
актах. Усовершенствование технологии
социального обеспечения
Кодификация законодательства
в сфере социального
1) перевод максимально возможного числа норм права социального обеспечения из подзаконных в законодательные акты;
2) упорядочение существующих видов социального обеспечения;
3) закрепление финансирования
социального обеспечения за
4) обеспечение взаимосвязи с актами иных отраслей законодательства (гражданским, трудовым, бюджетным и др.);
5) устранение противоречий
между различными
6) достижение максималь-ной прозрачности в предоставлении социального обеспечения;
7) наполнение социально-го
законодательства новыми
Основная цель кодекса - это создать условия, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ и услуг высокого качества, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества. Причем кодекс должен урегулировать предоставление социального обеспечения, только тем категориям граждан, которые в любом обществе являются социально уязвимыми (т.е. нуждающимся гражданам). Остальным категориям граждан государство создает лишь условия, при которых они самостоятельно могут обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие, путем закрепления указанных условий в актах иных отраслей законодательства.
Руководящими началами в регулировании социального обеспечения должны быть принципы всеобщности, доступности, добровольности и равен-ства прав граждан на социальное обеспечение, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения.
Кроме того, Кодекс определит полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации; круг лиц, имеющих право на социальное обеспечение; порядок предоставления социального обеспечения.
Усовершенствование технологии
социального обеспечения
3.2 Оценка эффективности
разработанных проектных
Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.
Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:
1. Признание ответственности
государства за социальное
2. Гарантирование всем
гражданам бесплатного
3. Приведение минимальной
заработной платы, стипендий и
пособий в соответствии с
4. Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
5. Недопущение массовой
безработицы, переподготовка и
повышение квалификации
6. Поддержка семьи,
материнства и детства,
7. Борьба с преступностью.
Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.
1. Общеметодологические
подходы к формированию
2. Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы.
3. Социальная защита
населения, регулирование
Можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, коренное изменение
экономических основ жизни
Во-вторых, государство
может стать действительно
В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:
1) приоритете прав
человека и его основных
2) солидарности, обусловленной
взаимосвязанностью и
3) оптимальной поддержки
как непосредственно со
В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.
В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.
В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам - политике занятости и политике доходов.
Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов, общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.
Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть населения, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.
Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:
1) социальные гарантии,
основанные на принципах