Решения конфликтных ситуаций (на примере ООО «Атлант»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.

На основе поставленной цели выделим следующие задачи:

 выявить и обобщить причину возникновения конфликта;

 распознать категорию конфликта и выбрать стратегию разрешения конфликта;

 рассмотреть существующие конфликты и найти наиболее эффективные решения выхода из них;

 выработать рекомендации по управлению конфликтной ситуацией и созданию благоприятной атмосферы в коллективе организации;

 выработать рекомендации по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе;

 овладеть эффективными средствами предотвращения и разрешения конфликтов.

Содержание работы

Введение

1 Методология управления конфликтами

1.1 Структура и типы конфликтов

1.2 Причины конфликтов

1.3 Управление конфликтами

1.4 Динамика конфликтов

2 Анализ конфликтных ситуаций в ООО «Атлант»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности

2.3 Анализ организационной структуры предприятия

2.4 Анализ конфликтных ситуаций

2.4.1 Анализ причин конфликтных ситуаций

2.4.2 Анализ методики управления конфликтными ситуациями

2.5 Выводы по результатам анализа конфликтных ситуаций

3 Разработка плана мероприятий по управлению конфликтными ситуациями

3.1 Создание консультативной службы по решению конфликтных ситуаций

3.2 Разработка описания способов, приемов и средств общения, обеспечивающих взаимное понимание между психологом и работником

3.3 Методологическая рекомендация по проведению диагностики, и выявления социально-психологического климата в коллективе

3.4 Рекомендации по управлению конфликтами

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Файлы: 1 файл

Женя.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в таблице 3.3

 

Таблица 3.3- Управление межгрупповыми конфликтами

Этап управления

Основное содержание

1

Прогнозирование конфликта

Постоянное взаимодействие по всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации «Мы» с акцентом на противопоставление «Они» и т.п.)

2

Предупреждение конфликта

На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта

3

Регулирование конфликта

Добиться признания реальности конфликта конфликтующих групп; легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров; институциация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

4

Разрешение конфликта

Организация переговорного процесса по разрешению конфликта; заключение договора о согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

 

Определение существа конфликта заключается в согласовании представлений о сложившейся ситуации и выработке определенной стратегии поведения, при этом действия носят пошаговый характер (Управление персоналом – учебное пособие/С.Г. Попов – ОСЬ-89 – 2002г. – С.126-128).

Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить, в чем, собственно, суть проблемы, приведшей к конфликту. Иными словами, определить основную, базовую его причину. При этом очень важно, чтобы противники хорошо осознавали своеобразие видения проблемы, как собственного, так и оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.

Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Даже адекватное осознание основной причины, вызывающей конфликт, не гарантирует в дальнейшем полное отсутствие межличностных сложностей. Их могут стимулировать те или иные элементы поведения – своего рода вторичные причины конфликта. Обычно они служат поводом для его возникновения, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать поведение каждого из оппонентов на предмет выявления конфликтогенных деталей.

Шаг 3. Поиск возможных путей решения конфликта. Он может быть выражен следующими вопросами, которые следует задать участникам конфликта:

а) что бы ты мог сделать, чтобы решить конфликт?

б) что мог бы сделать для этого твой партнер?

в) каковы ваши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта,

вызывающего обоюдное удовлетворение соперников. Фактически они вправе говорить о заключении между собой своего рода сделки, предполагающей разумные встречные уступки сторон, что способствует достижению ими обоюдовыгодного соглашения.

Шаг 5. Реализация намеченного способа решения конфликта. Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаться намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких – либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений решить конфликт.

Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для решения конфликта. На ее основании проблема считается либо решенной, либо делается вывод о необходимости дальнейшей работы над ней, вновь повторяя иногда всю описанную выше последовательность шагов.

Пошаговое движение соперников в сторону решения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений, наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для решения, конфликтной ситуации, в психологическом плане наличие психолога чрезвычайно важно, поскольку позволяет участникам конфликта, что называется, «сохранить лицо». При необходимости уступок конфликтующие стороны идут на них, адресуясь, не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делает «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу об уступке, но отнюдь не противной стороне. Таким образом, чисто психологические шаги противоборствующих сторон конфликта навстречу посреднику означает не уступку ему, но скорее демонстрацию готовности сотрудничать с ним в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым «правилам игры».

Психолог (посредник) должен стремиться поддерживать каждую сторону, выражать соответствующие взгляды и чувства, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме. Психологу следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу. Их необходимо убедить, что в случае уступок им не грозит «потеря лица».

Как видимо, роль психолога - отнюдь не формальное приложение к ситуации конфликта, а весьма важный фактор ее решения.


Заключение

 

Цель дипломной работы достигнута.

Выявлена причина конфликта на предприятии ООО «Атлант» - реорганизация (слияние) трех компаний в один, объединение трех коллективов в один и изменение штатной структуры, приведшие к понижению сотрудников в должностях.

Определено, что в результате реорганизации возникло несколько типов конфликтных ситуаций, которые отличались количеством вовлеченных участников и мотивацией. Наиболее масштабным и трудноразрешимым оказался межгрупповой конфликт. Другие виды конфронтации – между группой и личностью и межличностные – также имели место, но нашли свое решение в процессе урегулирования основного межгруппового противоречия.

В работе даны предложения по выходу из конфликта путем реализации комплексной программы, включающей создание консультационной службы, принятие на работу профессионального психолога и организацию планомерной деятельности по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе и предупреждению конфликтов.

При подготовке материалов для дипломной работы в ходе преддипломной практики были собраны данные о реальных конфликтных ситуациях в отделе сбыта ООО «Атлант».

После чего, полученные сведения были изучены и проанализированы, и определены типы конфликтов, происходящих в организации.

В методической части дипломной работы рассмотрена методология управления конфликтами, структура, типы, причины и последствия конфликтов, здесь же рассмотрена динамика развития конфликта, выделены наиболее характерные фазы развития конфликта.

Исследована роль руководителя предприятия в конфликтной ситуации, для которого чрезвычайно важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии.

В аналитической части дипломной работы, проводится анализ конфликтных ситуаций, дана общая характеристика предприятия. Приводится информация об организационной структуре и реализуемой продукции.

Кроме того, в этом разделе проанализированы конфликтные ситуации, определена сущность конфликта и пути его решения. Указано, что причиной конфликта могут стать только те события, которые затрагивают интересы членов коллектива. Показано влияние социальных интересов на развитие конфликта, отрицательное воздействие неформальных личных отношений на возможность урегулировать конфликт.

В практической части предложены пути разрешения и предупреждения конфликтов путем создания консультационной службы и введения дополнительной штатной единицы – психолога. В этом разделе приведена методика по диагностике и выявлению негативных моментов в отношении сотрудников между собой и по отношению к предприятию. Даны пошаговые рекомендации по мерам, направленным на выход из конфликтных ситуаций.

Разработаны предложения по мероприятиям, которые повысят удовлетворенность работников своей деятельностью. Даны рекомендации для совершенствования кадровой политики предприятия.

Предложенная программа создания консультационной службы направлена на поддержание благоприятного эмоционального климата на предприятии. Она учитывает, что конфликт это результат действия множества взаимосвязанных факторов различного характера. Программа поможет руководству предприятия учитывать все факторы условий труда, станет реальным механизмом улучшения морально – психологической атмосферы в организации.

Создание нормальных условий труда заключается в обеспечении благоприятной обстановки в коллективе – снижении нервной напряженности, монотонности, разрешение или предотвращение конфликтов.

В заключение хотелось бы сказать, что без эффективного использования персонала предприятия невозможно достичь высоких показателей работы. Это давно доказано на деле в большинстве промышленно развитых стран. Пришло время для использования этого положительного опыта и в России.

Результаты деятельности многих российских предприятий и накопленный опыт работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности деятельности и повышают конкурентоспособность организации. Проблема в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будет постоянно находиться в центре внимания руководства. В будущем, с развитием научно – технического прогресса, содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.


Список используемых источников:

 

Нормативные акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГКРФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. От 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002г., 10 января, 26 марта, 10 ноября, 23 декабря 2003г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г.№197-ФЗ (ТКРФ) (с изм. и доп. От 24, 25 июля 2004г., 30 июня 2003г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004г., 9 мая 2005г)

4. Кодекс Российской Федерации об административном правонарушении от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ(КОАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30,31, октября 2002г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа,25 октября, 28,30 декабря 2004г., 21 марта, 9 мая, 2, 21, 22 июля, 27 сентября 2005г.)

5. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.» (с изм. и доп. от 23 июня, 23 декабря 2003г., 2 ноября 2004г., 2 июля 2005г.)

6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992г №2300-1 «О защите прав потребителя.» (с изм. и доп. от 2 июня 1993г., 17 декабря 1999г., 26 августа, 21 декабря 2004г.)

7. Федеральный закон от 25 ноября 1996г №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23 июля 1998г., 10 января, 28 мая 2003г.)

8. Указ Президента РФ от 7 июля 1994г. №1473 «О программе « Становление и развитие частного права в России».

9. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002г №804 « О правилах разработки утверждения типовых норм труда».

 

Монографическая, периодичная и учебная литература

 

10. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003г.

11. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организации. – М.: МЗ ПРЕСС, 2001г.

12. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. – СПб.: Питер, 2002г.

13. Вагин И. Уроки психологической защиты. – СПб.: Питер, 2002г.

14. Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000г.

15. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: «Тандем» ЭКМОС, 2000г.

16. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, иренинг. – М.: РАГС, 2002г.

17. Емельянов С.М. Практикум по конфликтолонии 2-е издание. – СПб. – Питер, 2001г.

18. Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. – М.: МКО, 2004г.

19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г.

20. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации Практикум учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003г.

21. Козер Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-Пресс, Дом интелектуальной книги, 2000г.

22. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. - М.: Эксмо, 2004г.

23. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 2000г.

24. Конфликтология/ Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2002г.

25. Крам Ф. Томас. Управление энергией конфликта. – М.: АСТ, РЕФЛ – бук, 2000г.

Информация о работе Решения конфликтных ситуаций (на примере ООО «Атлант»)