Роберт К. Мертон: классик современной социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является знакомство с личностью Роберта К. Мертона как с одним из наиболее ярких представителей структурно-функционального направления в американской социологии. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: Познакомиться с биографией Роберта К. Мертона;
Выявить основные направления научной деятельности;
Выяснить позицию Мертона в построении общей систематической теории в социологии.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.
1.1. Биография
Раздел 2.
2.1. Роберт К. Мертон: интеллектуальные истоки и основные направления научной деятельности
2.2. Проблемы построения общей систематической теории в социологии: методологическая позиция Р. Мертона.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Мертон_классик современной соц. мысли.docx

— 53.12 Кб (Скачать файл)

 

Другой  учитель Мертона – Толкотт  Парсонс. Его влияние поистине огромно. Парсоновская абстрактная манера теоретизирования была предметом постоянной критики  Мертона, которая привела к созданию им «теории среднего уровня». Аналогично критика статического и неисторического  структурного функционализма Парсонса послужила рождению мертоновского  «динамического» функционального  анализа. Парсонс в свою очередь  признавал существенный вклад Мертона  в понимание и прояснение теоретической  методологии функционализма.

 

Следует упомянуть о многолетнем сотрудничестве Мертона с Полом Лазарсфельдом, ставшем весьма плодотворным как  в написании совместных трудов, так  и в бесчисленных исследовательских  проектах в Колумбийском Бюро прикладных социальных исследований. Р. Мертон пришел в Колумбийский университет в  одно время с П. Лазарсфельдом. Он вовлек Мертона в большое количество исследовательских проектов в 30-х  годах, а Мертон побуждал Лазарсфельда разрабатывать методы как путь к  построению социологической теорий. Работая под руководством Лазарсфельда, Мертон увлекся его логикой уяснения понятий, его методологией количественного и качественного социологического анализа. Совместно они провели ряд исследований и много публиковались по методам улучшения стандартов подготовки в области социальных наук. Это был тот редкий случай, когда столь различные стили исследования и теоретизирования дополняют и обогащают друг друга, становясь настолько близкими, насколько можно ожидать от двух сильных, независимых индивидуальностей, с различными научными стилями и целями.

 

Что касается предмета исследования, то, по словам Мертона, после аспирантских лет ученичества  он твердо решил следовать своим интеллектуальным интересам по мере их развития, а не придерживаться предопределенного жизненного плана. В этом смысле для него более предпочтителен путь Э. Дюркгейма, учителя на расстоянии, а не Дж. Сартона, его непосредственного наставника. Начав с изучения общественного разделения труда, Дюркгейм рассмотрел методы социологического исследования, а затем с успехом обратился к предметам, вроде бы не связанным: самоубийству, религии, нравственному воспитанию и социализму, продолжая разрабатывать теоретическое направление, которое, на его взгляд, можно было эффективно развивать, занимаясь столь различными аспектами жизни в обществе. Дж. Сартон действовал иначе: в начале своей ученой карьеры он выработал программу исследования истории науки, достигшую наиболее полного выражения в его монументальном пятитомном «Введении в историю науки» (в котором он проследил историю до конца XIV века).

Мертону была более близка позиция Э. Дюркгейма, кроме того, он проявлял особенный  интерес к теоретической социологии на протяжении всей жизни. Этот интерес  позволял избежать узкой предметной специализации и сосредоточиться  на изучении различных социологических  предметов.

В этом предметном разнообразии только одна область –  социология науки – представляла особый интерес для американского  ученого. В 1930-е годы он практически  полностью посвятил себя изучению социальных условий развития науки и технологии, особенно в Англии XVII века, и сконцентрировался на непреднамеренных последствиях социального действия. По мере того как расширялись его теоретические интересы, в 1940-е годы и позже, он обратился к изучению социальных источников девиантного поведения, функционирования бюрократии, массового убеждения, коммуникации в современном сложном обществе, а также роли интеллектуала внутри и вне бюрократии. В 1950-е годы Мертон сосредоточился на разработке социологической теории основных единиц социальной структуры: статусных и ролевых наборов, статусных и ролевых последовательностей, референтных групп.

 

Помимо  постоянного интереса к теории социологии, Мертон известен крупномасштабными  прикладными исследованиями и их интерпретацией. Популярности и распространению  социологических исследований способствовало начало Второй мировой войны. Потребность в специальных исследованиях была осознана правящими кругами в связи с явной необходимостью вступления США в войну и желанием знать отношение к данному политическому шагу своих избирателей. Это привело к широкому распространению опросов общественного мнения и разработке специальной методологии для них. В качестве примера можно привести конкретное социологическое исследование, проведенное Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл во время Второй мировой войны. Мертону и коллегам было предложено изучить социальные и психологические результаты пропагандистских усилий, направленных на подъем морального духа населения и призывников. Предметом данного конкретного социологического исследования являлось восприятие фильмов антифашистской направленности. Осмысление накопленного в ходе его реализации методического опыта нашло отражение в работе этих ученых «Фокусированное интервью. Проблемы и методы». Помимо этого, интерпретация Р. Мертоном и Э. Китт исследования «Американский солдат», выполненного группой ученых во главе с С. Стауффером по заказу Военного департамента США, оказала важное влияние на развитие теории референтных групп.

 

Совместно с Дж. Ридером и П. Кендалл, Р. Мертон предпринял первое крупномасштабное социологическое  исследование медицинского образования  с целью выяснить, как различные  типы врачей проходят процесс социализации в одних и тех же медицинских  школах, притом, что это связано  с отличительными особенностями  специальностей как вида профессиональной деятельности. В 1960-1970-х ученый вернулся к интенсивному изучению социальной структуры науки и ее взаимодействию с когнитивной структурой, поскольку  эти два десятилетия были временем, когда социология науки достигла периода зрелости. На протяжении этого периода основное влияние уделялось связям между социологической теорией и основательными эмпирическими исследованиями.

 

Таким образом, научную деятельность Р. Мертона  можно условно разбить на пять этапов, которые  соответствуют десятилетним периодам его жизни – 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е и 1970-е годы (соответственно его возрасту – 20, 30, 40, 50 и 60 лет). Конечно, это разделение  приблизительно и может составить лишь общую  картину динамики его научных  интересов, а также их взаимосвязи  в различные периоды (см. Таблицу 1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Этапы интеллектуальной биографии Р. Мертона

 

Область исследований

I

II

III

IV

V

1930-е

1940-е

1950-е

1960-е

1970/80-е

Теория 

**

**

**

**

**

Наука

**

*

*

**

**

Знание 

*

**

 

*

*

Методы 

*

**

*

   

Девиации 

**

*

*

*

 

Этнические взаимодействия

*

*

     

Социология города

 

*

     

Массовые коммуникации

 

*

     

Профессии

 

**

*

*

 

Медицина 

   

**

*

 

Организации

 

*

*

   

Социальные исследования

 

*

*

*

 

 

 

Из приведенных  данных хорошо видно, что главный  интерес Мертона сосредотачивался на социальной теории и на социологии науки и знания, но его второстепенные интересы включали в себя также девиации, этнические взаимоотношения, методологию, социологию города, социологию массовых коммуникаций, профессий, медицины, организаций, а также социологию социальных исследований, включающую взаимоотношения с политическими  деятелями. Можно также заметить, что пик научной активности Мертона  приходится на 1940/50-е годы: как раз  в это время вышло первое издание  «Социальной теории и социальной структуры», а также многочисленные статьи, посвященные анализу различных  социальных явлений, объединенные впоследствии в сборники.

 

Что же касается собственно мертоновской теории, то в  литературе ее называют по-разному. К  примеру, ученый Ян Уайтэкер делит последователей функционализма на макрофункционалистов – исследователей больших социальных систем, и микрофункционалистов –  исследователей малых групп. Внутри этих двух подразделений одни социологи  интересуются описательными – идеографическими исследованиями, другие – занимаются более широкими теоретическими обобщениями  – номотетическими исследованиями. Идеографический микрофункционализм тесно связан с социальной антропологией  и лучше всего представлен  в работах А. Радклифф-Брауна и Б. Малиновского, а номотетический макрофункционализм – в работах Парсонса и Мертона.

 

Однако  чаще всего социологическую теорию Мертона определяют как «концепцию структурного функционализма» (в противовес системному подходу Парсонса) либо «функциональный структурализм» (в  противовес парсоновскому функциональному  императивизму).

 

Проследив научную «наследственность» Роберта  Мертона, можно перейти к его  теоретико-методологической концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы построения общей систематической  теории в социологии: методологическая  позиция Р. Мертона.

 

Разобраться в каком-либо направлении теоретической  мысли – значит выяснить действительное место этого направления в  развитии теории. Для этого необходимо определить, что понимается под «теорией»  в общем виде, какова связь между  теорией и методом. Задачей данной главы является рассмотрение этих основополагающих понятий, а также проблем построения общей систематической теории в социологии.

 

Понятие «теория» до сих пор является одним  из самых сложных и неоднозначных. В своей работе «О теоретической  социологии» (1967) Мертон опасался, что  подобно многим словам, которые слишком  часто употребляются, понятие теории станет лишенным смысла. Благодаря  тому, что оно употребляется в  совершенно разных значениях, - имеющих  в виду все, что угодно, от небольших  рабочих гипотез и широких, расплывчатых и неопределенных спекуляций до аксиоматических систем – это слово часто больше затрудняет, чем облегчает понимание.

Что же подразумевается  под теорией в функционализме? Парсонс утверждал, что «важнейшим показателем зрелости науки является состояние ее систематической теории, которая состоит из определенного  вида обобщений концептуальной схемы, практически используемой в той или иной области, а также включает различные виды и степени интерпретации составляющих ее элементов и способы, посредством которых эта система действительно может применяться в эмпирическом исследовании». Хотя Парсонс и признавал равную ценность и теории и эмпирии в структуре науки, для него важнейшей являлась теория. Разработка общей теории, которая «в самой общей форме определялась как совокупность логически взаимосвязанных и эмпирически отнесенных общих понятий» была задачей ученого на протяжении всей научной деятельности.

 

Мертон, в свою очередь, употреблял термин «социологическая теория» для обозначения «логически взаимосвязанной совокупности положений, из которых могут быть выведены эмпирические закономерности». Также ученый всячески подчеркивал значение теоретического подхода. Что касается теоретических построений сторонников функционального анализа, то, как это очевидно из рассуждений самого автора «Социальной теории и социальной структуры», они совершенно определенно содержат отнюдь не рациональное, но глубоко «консервативное» объяснение действительности. Факты, как известно, существуют в социологическом исследовании не сами по себе, а всегда вместе с их интерпретацией. Интерпретация же зависит от общей теории вопроса и от метода обработки данных. Теория консервативная по своим исходным понятиям, не может не наложить определенного отпечатка на интерпретацию данных. Таким образом, «основную ориентацию функционализма» Мертон понимает как «практику интерпретации данных путем установления их зависимости от больших структур, в которые они включены».

 

Переходя  к методологии, являющейся основой  научной работы, стоит отметить, что она представляет собой, в  общем смысле, совокупность принципов  и способов организации, развития и  оценки теоретического и эмпирического  социологического знания. Сам Мертон подразумевал под методологией логический анализ развития всех совокупности методов  эмпирического исследования. Хотя ученый настаивал на том, что необходимо проводить четкое разделение между  социологической теорией, которая  является существенной и имеет в  качестве своего предмета изучения некоторые  аспекты взаимодействия между людьми, и методологией и логикой процедуры, он признавал, что инструменты и процедуры, используемые в научных исследованиях, логически предполагают наличие субстантивных теорий. По мнению Р. Мертона, функциональный анализ, как и все схемы интерпретации, «основывается на союзе теории, метода и фактов».

 

Следовательно, проблемы теории и методологии настолько  тесно связаны друг с другом, что  их разведение весьма условно. То есть если мы говорим о специфике методологии  какого-либо представителя социологической  мысли, мы должны непосредственно коснуться  и его теории; в свою очередь, изучая его теорию, необходимо рассмотреть  принципы построения этой теории, а  это уже вопрос методологии. Это  означает, что для определения  методологической позиции Мертона  необходимо рассмотреть его принципы построения социологической теории.

 

В таком  случае закономерно поставить вопрос, является ли социологическая концепция  Мертона систематической теорией? Некоторые исследователи отвечают отрицательно на этот вопрос, ссылаясь на то, что Мертон был противником попыток разработки собственной системы на пустом месте. Такой позиции придерживается американский социолог Роберт Бирштедт, полагающий, что Мертон не создал систематической социологической теории, поскольку считал ее не целью, а инструментом исследования. По его мнению, Мертон склонен представлять теорию либо как набор обобщающих индукций, сделанных на основе исследований среднего уровня, которые даже не кодифицированы в структуре науки, либо как аналитическое средство для социальных исследований. Многие его аналитические рассуждения попадают в разряд методологических и вообще не имеют ничего общего с обсуждением социальной природы общества.

Информация о работе Роберт К. Мертон: классик современной социологической мысли