Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка
1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный
оборот Огюст Конт в работе "Курс
позитивной философии" в 1842 г. Это
было время крупных открытий в
области естественных наук, что повлияло
на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался
принципа "порядок и прогресс",
который он понимал по аналогии с
физикой как симметричность и
уравновешенность всех структурных
элементов общества, а социологию
как источник знаний об обществе, которая
необходима, прежде всего, для оптимизации
отношений между людьми. Социология
- наука о закономерностях
общество как целостная
социальные организации;
социальные институты;
социальные взаимодействия;
социальные явления;
социальные процессы;
социальные отношения;
социальные общности;
социальные субъекты.
Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Функции:
Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».
Практическая функция
Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.
Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.
Исследователи выделяют в качестве
функций социологии также управленческую,
социально-техническую функции, а
также функцию социального
Управленческая функция
Социально-техническая функция
Функция социального проектирования
2)Социологическое
Социологическое исследование (наравне с этим термином используется так же термин социологическое обследование) - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.
Социологические исследования бывают:
теоретическими (то есть основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирическими (то есть основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило, теоретическим осмысливанием);
фундаментальными (ориентированными на выявление универсальных связей и отношений) и прикладными (ориентированными на решение узкого круга практических проблем);
сплошными (когда обследуется вся генеральная совокупность[1] ) и выборочным (проводимое на основе определенной выборки из генеральной совокупности).
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.
Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д., информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.
И, наконец, заключительный этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификацией, и т. д.
Самый серьезный вид социологического
анализа — аналитическое
3)Учение об обществе в античной и новоевропейской философии (Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк)
Аристотель подверг критике
учение Платона о совершенном
государстве, и предпочитал говорить
о таком политическом устройстве,
которое может иметь у себя
большинство государств. Он считал,
что предлагаемая Платоном общность
имущества, жён и детей приведёт
к уничтожению государства. Аристотель
был убеждённым защитником прав индивида,
частной собственности и
Осуществив грандиозное
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. В идеальном государстве – иедальные граждане. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Отождествив общество с государством,
Аристотель был вынужден заняться поисками
целей, интересов и характера
деятельности людей в зависимости
от их имущественного положения и
использовал этот критерий при характеристике
различных слоёв общества. Он выделял
три главных слоя граждан: очень
зажиточные, средние, крайне неимущие.
По мысли Аристотеля, бедные и богатые
«оказываются в государстве элементами,
диаметрально противоположными друг другу,
что в зависимости от перевеса
того или иного из элемента устанавливается
и соответствующая форма
Наилучшее государство — то, где средний элемент (между богачами и рабами) представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Основным общим правилом, по идее
Аристотеля, должно служить следующее:
ни одному гражданину не следует давать
возможности чрезмерно
Никола Макиавелли (15-16век) - итальянский
политик, дипломат. Он создал теорию общества
и государства. В своем произведении
«Государь» он продолжает идеи Платона
и рассматривает в первую очередь
поведение политического лидера. Он отделил
государственно-политические вопросы
от религии и морали. Рассматривал социологию
и политологию как науки о поведении людей
в обществе. Правитель, чтобы добиться
успеха, должен знать мотивы поведения
людей и руководствоваться тремя принципами.
Во-первых, человеческими действиями правит
честолюбие и мотив власти Состоятельные
люди хотят сохранить власть и богатства,
а бедняки вернуть то, что у них отняли.
Второй принцип - он говорит умный правитель
не должен выполнять все свои обещания,
поскольку подданные тоже не выполняют
свои обязательства. Добиваясь власти
обещать надо, но выполнять эти обещания
в зависимости от поведения подданных.
Третий - творить зло надо сразу, а добро
постепенно. Наградами люди дорожат, если
они редкие, а наказание должно быть сразу
и в больших масштабах. В «Государе» Макиавелли
нарисовал образ идеального правителя,
изложил технологию завоевания и удержания
политической власти.
Томас Гоббс - крупный политик (16-17в). Разработал
теорию «Общественного договора», которая
легла в основу учения о гражданском обществе.
Общество-это результат страха. Люди объединяются
в группы, т.к. это помогает выжить в конкуренции.
Люди от рождения не склонны к сотрудничеству,
но они вынуждены общаться ради выгоды
или пользы. В принципе общество стремится
к распаду. Но поскольку людей держит вместе
страх, то они, заботясь о взаимной безопасности,
создают такое явление как государство.
«Общественный договор» - это и есть гарант
создания общности в виде государства.
Он считает, что гражданское общество
- это высший тип общественного развития,
и оно опирается на «общественный договор»
и юридические законы. Общественный договор
ограничивает свободу каждого, но взамен
дается защита государства. С появлением
государства упорядочиваются отношения
собственности, возникают суд, армия, полиция,
правительство - атрибуты государства.