Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ), масс-медиа, сре́дства ма́ссовой коммуника́ции (СМК) — периодические печатные издания, радио-,теле- и видеопрограммы[неизвестный термин], кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Под массовой информацией законодатель понимает: «предназначенные длянеограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Термин средства массовой информации в русском языке появился как перевод французского moyens d'information de masse в 70-х годах. Во французском языке этот термин практически ушел из употребления в конце 60-х годов. Таким образом, в Советском Союзе под видом новшества стали внедрять анахронизм, что указывает на необходимость сделать термин «СМИ» анахронизмом и в русском языке. Термин «СМИ» означает однонаправленность воздействия прессы, радио и телевидения («сверху—вниз»), то есть, фактически он санкционирует авторитарность как вещь само собой разумеющуюся, выявление чего и привело к его практическому удалению из французского языка.

Термин масс-медиа является калькой с английского mass media, что, в свою очередь является вошедшим в английском языке в обиход сокращением от media of mass communication, то есть средств массовой коммуникации. В русском языке этот термин, наряду с понятием «массовая коммуникация», был введен исследователями в 60-х годах. Понятие «массовая коммуникация» и, соответственно, «средства массовой коммуникации» в значительной мере соответствуют задачам демократизации общественной жизни, что стало особенно значимым в век инфокоммуникационных революций.

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти; насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещено использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ.

Общественность — это группа людей, оказавшихся в аналогичной ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации и реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношениесоциальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

Его основные признаки:

общественное мнение включает не все  точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой  ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает  как общность;

общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может  коренным образом отличаться от общественного  мнения в другой ситуации;

общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных  людей;

общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться  на протяжении определенного периода  времени.

Функции общественного мнения

Основными функциями общественного  мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать  на принятие и выполнение правительственных  решений, способствуя или тормозя  их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражениеопределенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.

Значение и роль общественного  мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

      1. Понятия социального действия. Социальные взаимодействия и социальные отношения

Социальное действие – любое  проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это  простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и  реакцию других людей.

Понятие «социальное действие»  было введено в социологию М. Вебером  для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных  проблем и сознательно ориентированного на других людей.

Социальное взаимодействие – процесс  непосредственного или опосредованного  взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более акторами. Социальное взаимодействие – одно из ключевых понятий в социологической теории, так как все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других – «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить  подавляющее большинство своих  потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными  ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального  взаимодействия является предсказуемость  взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального  взаимодействия всегда находилось в  центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального  взаимодействия внесли такие ученые-социологи как М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать  свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества как осознанность, рациональность и ориентированность  на других.

По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен  коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х годов XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Дальнейшее развитие теория социального  взаимодействия и интерпретация  через концепцию социального  обмена получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Социальные отношения – одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся устойчивостью, длительностью, системностью и комплексностью (совокупностью  различных форм отношений). Они возникают  по поводу потребностей, интересов, ценностей, власти, статусно-ролевых позиций и т. д. При этом различные виды отношений «накладываются» друг на друга, создавая многофункциональную структуру социальных отношений.

.

Характер социальных отношений  зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в  социальной структуре общества и  от специфики ее интересов, от функциональной значимости того или иного социального  института и проводимой им социальной политики. Эти отношения могут принимать характер сотрудничества, относительного нейтралитета или социального конфликта.

В зависимости от своеобразия субъектов, социальные отношения подразделяются на: социально-групповые, возникающие между группами, классами, социальными слоями; социально-демографические – между женщинами, мужчинами, детьми, пожилыми и др.; социально-профессиональные – между трудовыми коллективами, профессиональными группами и объединениями; политические – между субъектами политики; межличностные – между отдельными индивидами и др.

Социальные отношения являются отражением социального положения (расстановкой сил) взаимодействующих  субъектов. Они обладают относительной  устойчивостью (стабильностью). Однако, по мере изменения положения тех  или иных социальных общностей в  социальной структуре общества, происходят изменения и в социальных отношениях. Для эффективного управления этими  изменениями, управленческим органам  необходимо учитывать потребности  и интересы различных социальных групп и предвидеть их реакцию  на предстоящие изменения.

      1. Социальный контроль. Социальные нормы и санкции.

Социальный контроль-целенаправленная деятельность по поддержанию общественного порядка, основанная на проверке (слежении, сравнении, сопоставлении) соответствия функционирования (деятельности, поведения) какого-либо объекта с ожидаемым-нормативно закрепленными или запланированными.

В современной социологической  литературе социальный контроль включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть (управление, регулирование).

Задачами социального  контроля являются:

-соизмерение (сопоставления) фактически  достигнутых результатов с запланированными (нормативными);

-использование средств и процедур, направленных на оценку проделанной  работы,

-выявление отклонений и их  причин, их предупреждение,

-применение санкций для устранения  выявленных отклонений.

Задача социального контроля также  состоит в критическом анализе  причин отклонения, разработке мероприятий  по их устранению.

Социальный контроль, по сути, —  это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы  управления, подсистемы, социальные единицы  определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они  в корректировке.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"