Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка
1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
17) Этнические общности
Этнические общности называются также кровнородственными.
К ним относят кланы, племена, народности,
нации, семьи, роды. Они объединяются на
основе генетических связей и составляют
эволюционную цепочку, началом которой
выступает семья.
Семья - наименьшая кровнородственная
группа людей, связанных единством происхождения
(бабушка, дедушка, отец, мать, дети).
Несколько семей, вступивших в союз, образуют
род. Роды объединялись в кланы.
Клан - группа кровных родственников, носящих
имя предполагаемого предка. Клан сохранял
общую собственность на землю, кровную
месть, круговую поруку. Как пережитки
первобытного времени, они остались на
Кавказе, у индейцев Америки, в Африке
и Китае. Несколько кланов, объединившись,
составляют племя.
Племя - более высокая форма организации,
охватывающая большое число родов и кланов.
Они обладают собственным языком или диалектом,
территорией, формальной организацией
(вождь, племенной совет), общими церемониями.
Их численность доходит до десятков тысяч
человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племен
Народность - этническая общность, занимающая
на лестнице общественного развити
Нация - автономная, не ограниченная территориальными
рамками общность людей. Представители
одной нации уже не имеют общего предка
и общего происхождения. У них не обязательно
должен быть общий язык, религия, но объединяющая
их национальность сформировалась благодаря
общей истории и культуре.
Нация возникает в период преодоления
феодальной разобщенности и зарождения
капитализма. В этот период складываются
достигшие высокой степени политической
организации классы, внутренний рынок
и единый хозяйственный уклад, собственная
литература, искусство. Нации более многочисленны,
чем народности, и насчитывают десятки
и сотни миллионов человек. На почве единства
территории, языка и экономики формируется
единый национальный характер и психический
склад.
18) Понятия социального института.
Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.
19) Семья как социальный институт
Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Социальные функции семьи
Типы семьи и ее организации
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
В зависимости от форм брака:
Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.
Полигамная семья — один из супругов
имеет несколько брачных
Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.
Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимости от пола супругов:
Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
Разнополая семья.
В зависимости от количества детей:
В зависимости от состава:
Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
элементарная— семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости от места человека в семье:
Родительская — это семья, в которой человек рождается.
Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.
В зависимости от проживания семьи:
Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.
Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.
Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
В зависимости от типа воспитания детей:
авторитарный
либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)
Наследование по отцовской линии
означает, что дети берут фамилию
отца (в России ещё и отчество)
и собственность обычно переходит
по мужской линии. Такие семьи
называютсяпатрилинеальные. Наследование
по женской линии означает матрилинеальность
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие
в ней социально-психологические явления
и процессы, присущие ей брачно-семейные
отношения, включающие психологические
аспекты предметно-практической деятельности,
круг общения и его содержание, особенности
эмоциональных контактов членов семьи,
социально-психологические цели семьи
и индивидуально-психологические потребности
её членов.
20) Религия как социальный
Религию можно охарактеризовать как
социальный институт, специфика и
смысл функционирования которого определяются
потребностью общества в священном.
Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе
религии лежат верования и действия, связанные
с явлениями духовными, священными, а не
мирскими. Мирское (профанное)
Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,- вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии.
Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.
Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.
В истории человечества известно несколько
основных разновидностей религии. В
малых культурах часто
21) Образование как социальный институт. Средство массовой информации общественное мнение:
Образование является социальным институтом.
Выполняет функцию социализации
личности. Отвечает основным признакам
социального института.
Социальный институт - это организованная
система связей и социальных норм, которая
объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как
специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь
к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки
- школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы,
библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили
учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное
образование, равенство при обучении.
Образование представляет собой социальную
подсистему, имеющую свою структуру. В
качестве ее основных элементов можно
выделить учебно-воспитательные учреждения
как социальные организации, социальные
общности (педагоги и учащиеся), учебный
процесс кок вид социокультурной деятельности.
Основные виды образования.
Система образования структурирована
и по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного воспитания,
общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование, среднее специальное образование,
высшее образование, послевузовское образование,
систему повышения квалификации и переподготовки
кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования,
то социология исходит из того, что основы
воспитанности человека, его трудолюбия,
многие другие нравственные качества
закладываются еще в раннем детстве.