Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая:

аналитика

генетика

механика

2) практическая:

политика

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда  изменение психических переживаний  или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого  индивида.

Процесс взаимодействия возможен при  трех условиях: 
1) наличие одного или нескольких индивидов. 
2) наличие актов, обуславливающих их поступки. 
3) наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для классификации  социальных групп:

односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.

многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.

Выделяет:

закрытые группы: раса, пол, возраст.

открытые группы: партия, ассоциация.

промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил теорию социальной стратификации:  
3 страты:

политическая

профессиональная

экономическая

Построил теорию социальной мобильности:

вертикальная мобильность

горизонтальная мобильность

Четвертый этап: 1920-1930-е годы.

1. Основные направления социологической науки.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению  предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению  ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских  социологов под влиянием книги  Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.

Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии  выступает как частная наука. Оранский: "Исторический материализм-это  марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".

2.Другая часть социологов считала,  что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция, представители  которой в историческом материализме  философский (материалистическое  понимание истории) и социологический  (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что  марксизму вообще чужда какая-либо  социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение  получили позитивистские и натуралистические  трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались  на аналогичные законы природы, а  социология рассматривалась, как часть  естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

2. Развитие марксистской социологии.

Сформулирована и обоснована центральная  категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей  научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1.Историчекий материализм является  одновременно частью социологии  и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.

2.Хотя социология и основана  на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская  наука.

Первая точка зрения получила более  широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее творческими  в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные  идеи, проведены дискуссии. Очень  значимой была дискуссия, длившаяся  в течение двух лет(1927-1929)в журнале  "Вестник", о структуре и  движущих силах развития производительных  сил общества. Также в эти годы  обсуждались проблемы отношения  классов в переходный период  и формирования новой структуры  общества, причиной которых стала  Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что процесс  становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного  строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими  социологами), проблема неграмотности  населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

3. Становление социологических исследований.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется  проблеме управления и организации  труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в  области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические  исследования по проблеме брака и  семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки  отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований.

4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.

1920-1930-е годы: социологические исследования  прекращаются. Исторический материализм,  политэкономия и научный коммунизм  перекрыли все социальные науки.  Окончательное утверждение марксизма  как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

5 этап: с 1960х годов по настоящее  время.

1. "Второе рождение социологии".

Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.

В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические  методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений  и процессов социальной жизни  было запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась  парадоксальная ситуация: с одной  стороны, проводились социологические  исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии, на доказательство того, что  социология не противоречит марксистской философии и марксистскому мировоззрению. К 1965 году уже сложилось мнение, что  социология - наука о законах и  движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти компромиссный вариант.

Была предложена трехуровневая  концепция социологии:

общая социологическая теория как  философская наука (исторический материализм)

частные социологические теории (рассматривались  как разделы научного коммунизма)

конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного  инструментария сбора эмпирической информации.

2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.

В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует  отметить исследования, посвященные  проблемам крестьянства. Стали анализироваться  реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, упадок крестьянской культуры, причины бегства  крестьян из деревни.

На смену первым исследованиям, которые носили эпизодический характер, пришли целенаправленные крупномасштабные социальные и социологические исследования. В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги многих исследований:

1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.

1965 г.- издан пятитомник произведений  Струмилина.

1967 г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический  прогресс" Осипова и "Человек  и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все дальнейшие социологические исследования труда.

1966 г.- издание двухтомника "Социология  в СССР" под ред. Осипова.  В этом труде были собраны  результаты множества эмпирических  исследований.

Наиболее заметный вклад в проведение социологических исследований внесли Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов.

Разработкой методики и техники  социологических исследований также  занимались: Устинов, Деев "Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях", Слепенков "Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований", Давидюк "Введение в прикладную социологию", "Прикладная социология", Шаленко "Программа социологического исследования".

Применение количественных методов  в социологии рассматривается в  следующих работах: Чупров "Основные проблемы теории корреляции. О статическом исследовании связи между явлениями", "Методика и техника статической обработки первичной социологической информации", Бородкин "Применение математических методов в социологии", Шляпентох "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях".

Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно  отметить следующие: Заславская "Принцип материальной заинтересованности и оплата труда в колхозах", "Современная экономика колхозов", Староверов "Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт анализа миграции сельского населения", "Советская деревня на этапе развитого социализма".

В сфере социологии труда и промышленной социологии большой интерес представляют следующие работы:Давыдов "Труд и свобода", Подмарков "Разделение труда и прогресс личности", "Социальные проблемы организации труда", "Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства".

Изучению социальной структуры  общества много внимания уделяли: Шкаратан "Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР 1917-1965гг (Историко-социологическое исследование)", Подмарков, Сиземская "О профессиональной структуре советского общества", Лапин, Колбановский "Взаимовлияние социальной структуры общества и промышленного предприятия в условиях научно-технической революции".

Образ жизни в своих работах  рассматривали: Безруков "Социальный облик колхозной молодежи: По материалам социологических исследований 1938 и 1969гг.", Бестужев-Лада "Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды", "Современные концепции уровня, качества и образа жизни", "Социология образа жизни".

Проблемы рабочего и внерабочего  времени рассматривались в следующих  работах: Грушин "Свободное время. Величина. Структура. Проблемы. Перспективы", "Свободное время. Актуальные проблемы", Зборовский, Орлов "Досуг: действительность и иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии", Швецов "Рабочее и свободное время: Методы анализа, планирования, регулирования".

Развитию социологии семьи много  внимания уделили следующие ученые: Харчев "Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст "Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи", Сысенко "Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия", Голод "Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты".

В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.

Рассмотрение проблем образование  и культуры нашли свое отражение  в таких работах: Шубкин "Духовный мир советского рабочего (опыт конкретно-социологического исследования), Коган "Некоторые методологические принципы планирования духовной культуры при социализме", "Молодой рабочий и культура", Куклин "Введение в социологию искусства", Гуров "Социология образования: конспект лекций".

Уделялось внимание и изучению общественного  мнения: Грушин "Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".

По итогам проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов: "Марксистская и буржуазная социология сегодня", "Социология и современность", "Социология и проблемы социального развития", Осипов: "Теория и практика социологических исследований в СССР".

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"