Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка
1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Сорокин выделял 2 уровня социологии:
1) теоретическая:
аналитика
генетика
механика
2) практическая:
политика
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Индивиды взаимодействуют, когда
изменение психических
Процесс взаимодействия возможен при
трех условиях:
1) наличие одного или нескольких индивидов.
2) наличие актов, обуславливающих их поступки.
3) наличие проводников.
Дает структурный анализ общества.
Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:
односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.
Выделяет:
закрытые группы: раса, пол, возраст.
открытые группы: партия, ассоциация.
промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты:
политическая
профессиональная
экономическая
Построил теорию социальной мобильности:
вертикальная мобильность
горизонтальная мобильность
Четвертый этап: 1920-1930-е годы.
1. Основные направления социологической науки.
В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:
1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.
Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука. Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".
2.Другая часть социологов
3.Существовала концепция,
4.Часть философов считала,
Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".
В 20-е годы широкое распространение
получили позитивистские и натуралистические
трактовки общественных явлений. Суть
их заключалась в признании
2. Развитие марксистской социологии.
Сформулирована и обоснована центральная
категория исторического
Существовало две точки зрения:
1.Историчекий материализм
2.Хотя социология и основана
на принципах исторического
Первая точка зрения получила более широкое распространение.
1920-е годы стали наиболее
Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.
3. Становление социологических исследований.
В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).
Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).
Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований.
4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.
1920-1930-е годы: социологические исследования
прекращаются. Исторический материализм,
политэкономия и научный
5 этап: с 1960х годов по настоящее время.
1. "Второе рождение социологии".
Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.
В это время в науке
Для широкого развертывания эмпирических
исследований необходимо было в первую
очередь реабилитировать
Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.
В 1960-е годы прошел ряд дискуссий,
направленных на выяснение предмета
социологии, на доказательство того, что
социология не противоречит марксистской
философии и марксистскому
Была предложена трехуровневая концепция социологии:
общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм)
частные социологические теории (рассматривались как разделы научного коммунизма)
конкретные социологические
2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.
В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни.
На смену первым исследованиям,
которые носили эпизодический характер,
пришли целенаправленные крупномасштабные
социальные и социологические
1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.
1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина.
1967 г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический прогресс" Осипова и "Человек и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все дальнейшие социологические исследования труда.
1966 г.- издание двухтомника "
Наиболее заметный вклад в проведение социологических исследований внесли Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов.
Разработкой методики и техники социологических исследований также занимались: Устинов, Деев "Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях", Слепенков "Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований", Давидюк "Введение в прикладную социологию", "Прикладная социология", Шаленко "Программа социологического исследования".
Применение количественных методов в социологии рассматривается в следующих работах: Чупров "Основные проблемы теории корреляции. О статическом исследовании связи между явлениями", "Методика и техника статической обработки первичной социологической информации", Бородкин "Применение математических методов в социологии", Шляпентох "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях".
Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно отметить следующие: Заславская "Принцип материальной заинтересованности и оплата труда в колхозах", "Современная экономика колхозов", Староверов "Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт анализа миграции сельского населения", "Советская деревня на этапе развитого социализма".
В сфере социологии труда и промышленной социологии большой интерес представляют следующие работы:Давыдов "Труд и свобода", Подмарков "Разделение труда и прогресс личности", "Социальные проблемы организации труда", "Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства".
Изучению социальной структуры общества много внимания уделяли: Шкаратан "Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР 1917-1965гг (Историко-социологическое исследование)", Подмарков, Сиземская "О профессиональной структуре советского общества", Лапин, Колбановский "Взаимовлияние социальной структуры общества и промышленного предприятия в условиях научно-технической революции".
Образ жизни в своих работах рассматривали: Безруков "Социальный облик колхозной молодежи: По материалам социологических исследований 1938 и 1969гг.", Бестужев-Лада "Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды", "Современные концепции уровня, качества и образа жизни", "Социология образа жизни".
Проблемы рабочего и внерабочего
времени рассматривались в
Развитию социологии семьи много
внимания уделили следующие ученые:
В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.
Рассмотрение проблем
Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин "Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".
По итогам проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов: "Марксистская и буржуазная социология сегодня", "Социология и современность", "Социология и проблемы социального развития", Осипов: "Теория и практика социологических исследований в СССР".