Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

13) Социализация личности:

Понятие «Социализация личности».

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. 

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. 

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.  

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в  результате чего личность учиться соответствовать  всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к  благополучному завершению всего процесса. 
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. 
Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс  протекает с самого рождения до становления  самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в  социуме.

Рассмотрим данный процесс в  зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается  уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого  человека практически на 70 %. При  запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку  именно в детстве закладывается  начало самой социализации. До 7 лет  понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее  важный социальный этап в общем цикле  жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа  происходит наибольшее число физиологических  изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего  возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным  и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и  сознательно решает для себя, в  какое общество ему вступить и  избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время  пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно  используются для становления в  собственной жизни и выбора социального  сообщества.

14) Понятие социального статуса  и социальной роли:

Определение понятий «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус – это положение  человека в обществе, этот статус имеет  соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.

Виды статусов:

· прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста.

· достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал.

Социальная роль – это такое  поведение, которое окружающие ожидают  от человека, занимающего определённый статус

. Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:

· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.

· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.

· Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине.

15) понятия «социальная общность».  Виды социальных общностей.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции  создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологомДжорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение  с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социологГордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредствомконвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

нагнетание на основе общего видения  проблемы определенной напряженности  в первую очередь за счет преувеличения  угроз и выявления “общего  врага”;

взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования  о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей  модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);

обращение к истории в поисках  образцов для заимствования (так  поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие  общности);

мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;

введение внутреннего социального  контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “своих” во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленныхвидов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между  индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

16) Социальная группа. Виды социальных групп.

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют  отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).  
 
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.  
 
Виды социальных групп:  
 
1) По численности:  
- малая группа - небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. Примеры социальных групп: семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.;  
- большая группа - многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примеры социальных групп: нация, класс, страта и др.  
 
2) По характеру взаимодействия:  
- первичная группа - группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Примеры социальных групп: группа друзей, сверстников, соседей и др.  
- вторичная группа - группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Примеры социальных групп: производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.  
 
3) По факту существования:  
- номинальная группа (социальная категория) - искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения. Примеры социальных групп: пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.;  
- реальная группа - группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Примеры социальных групп: мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.  
 
4) По способу организации и регулирования взаимодействия:  
- формальная (официальная) группа - группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Примеры социальных групп: школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др.;  
- неформальная (неофициальная) группа - группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Примеры социальных групп: поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"