Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка

Описание работы

1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

ответы на зачет.docx

— 163.38 Кб (Скачать файл)

-Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации

-Гендерная концепция основана  на анализе распределения социальных  ролей между полами. Рожденная  в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических  установок исследователей, изучающих  половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической  монополией на воспроизводство  рода, а в силу физической недееспособности  человеческих младенцев становится  не только родительницей, но  и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития

-Семантическая концепция строится  на признании слабости человека  как биологического существа. Люди  действительно потрясающе уязвимы  и в физическом, и в психическом  смысле. Стоит также допустить,  что мы не самые хитрые и  не самые умные на планете.  К тому же, для разнообразия, стоит подумать над тем, что человек – один из относительно молодых видов, поскольку антропологи отводят ему самое большее 8-10 миллионов лет эволюции, в то время как по планете бегают, ползают и плавают существа, в десятки раз более «апробированные» разнообразными циклами земной жизни, поэтому считать себя достаточно неуязвимыми у нас нет никаких оснований. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество

-Социологические концепции происхождения  человеческих ассоциаций, как видим,  очень разнообразны. Они апеллируют  к разным факторам формирования  наблюдаемой сегодня общественной  реальности. И действительно, техника,  семья, власть, неравенство, язык  являются неотъемлемыми, существенными  факторами организации особого  облика современных обществ в  их уникальном воплощении.

      1. Типология общественных систем.

В современном мире существуют различные  типы обществ, различающихся между  собой по многим параметрам, как  явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и  скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная  классификация предполагает выделение  наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и  объединяющих общества одной и той  же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает  как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно  было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество)

Другая типология делит все  общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами  и функциями, взаимосвязанными и  взаимозависимыми друг от друга, что  обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального  контроля и свободы индивида. Для  закрытого общества характерна статичная  социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется  динамичной социальной структурой, высокой  мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и  демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ  К. Поппер считал древние Афины и  современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения  технологического базиса - совершенствования  средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с  преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной  регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять  потребности людей лишь на минимальном  уровне. Оно крайне инерционно, поэтому  маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый  технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися  структурами, способом социокультурной  регуляции, основанном на сочетании  свободы личности и интересов  общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств  массовой коммуникации, урбанизации  и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов  природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается  и на организации всей системы  социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

      1. Социальная структура общества

Социальная структура общества –это расслоение общества и иерархия общественных слоев, а также взаимоотношения между ними. Неравенство людей в доходах, престиже, власти возникает с зарождением человеческого общества. С появлением государства социальное расслоение увеличивается.

Социальная дифференциация общества – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Социальная структура общества включает в себя общности: социально-классовую, этнонациональную, региональную, демографическую, профессиональную, расовую, семейную и др. В настоящее время существует несколько основных теорий социального разделения общества.

-Классовая структура. В материалистической теории социальная структура – это разделение на классы– большие группы людей, которые различаются по месту в обществе, по владению средствами производства, доли общественного богатства.

В основе этого деления, разработанного К. Марксом, лежат: уровень доходов  человека, владение собственностью и  разделение функций в обществе. В  каждом классовом обществе существуют основные классы: в рабовладельческом  обществе – рабы и рабовладельцы; при феодализме – феодалы и  зависимые крестьяне; при капитализме  – буржуазия, пролетариат (рабочие), крестьянство. Кроме того, существуют неосновные классы, такие как средний  класс, интеллигенция.

Кроме классов выделяют сословия – форма классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. Сословия – общественные группы людей, различающихся по юридическому месту в обществе. Первое сословие – дворяне, второе – духовенство, третье – ремесленники, купцы, крестьяне (средние слои).

-Стратификационная теория. В стратификационной теории П. Сорокина общество разделяется не на классы, а на социальные группы, с возможностью перехода из одной группы в другую. Страты– слои общества, возникшие в результате социального неравенства. Выделяют три стратификационных уровня: высший, средний и низший. К высшему уровню (3 % населения) можно отнести верхушку государственного аппарата, олигархов, бизнесменов в сфере финансов и недвижимости. Средний класс – представители среднего и малого бизнеса, работники умственного труда, высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. Низшая страта – служащие и рабочие с низкой и средней квалификацией (80 % населения).

Причины социального  разделения– неравномерное распределение доходов, богатства, благ прав, привилегий, обязанностей, власти, влияния, престижа, образования и знаний. Маргинал– человек, утративший свой прежний социальный статус и неспособный адаптироваться к новым условиям.

Социальная мобильность– возможность перехода из одного общественного класса или социальной группы в другой. Социальная мобильность позволяет изменить социальный статус. Изменить место человека в социальной иерархии можно с помощью образования, наследования, политики и т.д.

 

29.  Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Критерии стратификации

Различные социологи по-разному  объясняют причины социального  неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов(К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена(Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме  экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, каксоциальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"