Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, шпаргалка
1)Объект и предмет социологии. Структура и функции социологического анализа
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:
Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.
В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:
Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.
Таким образом, в основе социальной
стратификации лежит
30. исторические типы неравенства (рабство, касты, сословия, классы)
Исторические типы стратификации
Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые.
31. Социальная структура современного
российского общества(по Т. И. Заславской)*
Современные представления
о факторах, критериях и закономерностях
стратификации российского
Второй слой назван средним,
во-первых, с учетом его положения
на социальной шкале и, во-вторых, потому
что он является зародышем «среднего
слоя» в западном понимании этого
термина. Правда, большинство его
представителей не обладают ни обеспечивающим
личную независимость капиталом, ни
уровнем профессионализма, отвечающим
требованиям
Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.
32. Социальная мобильность и ее виды
Социальная мобильность – совок
Социальная мобильность бывает:
– Вертикальная и горизонтальная
– Индивидуальная и групповая
– Внутрипоколенная и межпоколенная
Вертикальная мобильность – это перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса.
Горизонтальная мобильность – переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса.
Индивидуальная мобильность – изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий.
Групповая мобильность – изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений.
Внутрипоколенная мобильность – изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по сравнению с его возрастными группами.
Межпоколенная мобильность – изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему.
33. Понятие культуры ее виды и функции
«Культура» -жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.
Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:
а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п.,
б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;
2. нематериальные:
а) нормы, б) институты, в ценности, г) убеждения.
Функции культуры в социуме таковы:
Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.
Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира.
Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.
Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.
Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.
Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.
Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.
34. Культурные универсалии этноцентризм и культурный релятивизм
Культурные универсалии - типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах. Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.
Принцип культурного релятивизма (от лат. relativus – «относительный») утверждает относительную обособленность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно—исторических типов. Культурный релятивизм проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов, различий в мировосприятии, мышлении, мироощущении народов. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные.
С позиции культурного
релятивизма социальное взаимодействие
представителей различных культур
затруднено, так как члены одной
культурной традиции не могут понять
мотивов и ценностей представит
Одним из основоположников школы культурного релятивизма является американский ученый Мелвилл Херсковиц. Свои взгляды он обобщил в работах «Аккультурация», «Человек и его творения», «Культурная антропология». Мелвилл Херсковиц представлял общий культурно—исторический процесс как сумму разнонаправленных развивающихся культур. В самом общем плане он понимал культуру как созданную человеком среду обитания, рассматривая каждую отдельную культуру как неповторимую, уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. Культура обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Историю человечества Мелвилл Херсковиц понимал как сумму самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций.