Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

исчезает (например, ≪расказачивание≫ не привело

к исчезновению такой этнической группы, как казаки).

Сегодня в мире проживает более 3000 различных

этносов. С вопросом об этнических общностях воз-

никают и вопросы межэтнических конфликтов. Это

связано с религиозной нетерпимостью. Проживание

на одной территории различных  этносов способ-

ствует межэтническим конфликтам, а иногда след-

ствием этого является ущемление прав этническо-

го меньшинства и главным  образом считывание

интересов крупных этносов (например, межэтниче-

ская политика КПСС).

Чтобы избежать этого, каждая личность должна

сочетать в себе навыки общения  с людьми иных на-

циональностей, уважение к языку другого народа,

знание языка коренной национальности.

Таким образом, процесс развития социально-этни-

ческих общностей сложен и противоречив и во мно-

гом зависит от экономических, социальных и поли-

тических условий общества.

 

 

 

  1. Социальная сущность личности и её структура.

Под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная  в индивиде интеграция социально  значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного  общества.

Основу существования  человека составляет биологическое  наследие, на основе которого выстраиваются  социальные черты, особенности конкретного  человека. Таким образом человек (личность в широком смысле) обычно рассматривается как структурная  целостность биогенных, психологических  и социальных компонентов. Именно поэтому принято говорить о двойственной природе человека (природной и социальной).

Биологический элемент включает, например, потребности человеческого существа, которые представляют собой потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне; определяет, больной человек или здоровый.

Психологический элемент  представляет собой совокупность эмоций, переживаний, способности и т.п.

Социальная структура (элемент) состоит из совокупности объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех социальных общностей, в которые входит человек.

В самой же социальной структуре  личности обычно выделяют следующие  элементы:

1 — культурный элемент.  Это набор культурных качеств,  которые человек приобретает  в процессе своей жизни и  стремится ему соответствовать;

2 — духовный набор.  Под ним понимается духовный  мир личности, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность, убеждения, которые определяют линию поведения человека;

3 - ролевой набор. Каждый  человек в процессе своей жизни,  занимая те или иные позиции (статусы), выполняет те или иные роли — сына, студента, друга и т.д.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, и в процессе взаимодействия человека с внешней средой сами элементы подвергаются изменениям.

 

 

 

  1. Русская социологическая школа. Сущность этико-субъективного метода (П. Лавров, Н. Михайловский).

1)Академическое направление  (классическое). Представители: Сорокин,  Ковалевский, Лавров.

2)Идеологическое направление:

- христианско-гумманистическое (Соловьёв, Бердяев, Ильин)

- русский анархизм (Бакунин,  Кропоткин)

- марксизм (Плеханов, Ленин)

3)Русская социологическая  школа - Этико-субъективная школа  (Лавров, Михайловский)

 

Сущность Русской социологической  школы. Понятие субъективного метода в социологии.

 

Положила начало русской  социологии. Совмещает в себе академическое  и идеологическое направление и  субъективный метод научного познания.

 

Социология (по Лаврову) изучает  факты солидарности и стремится  открыть её законы. Задача социологии – понять формы солидарности, а  также процессы изменения этих форм.

Вне солидарности нет общества, а есть некое скопление особей.

Общественная солидарность – сознание того, что личный интерес совпадает с общественным, что личное достоинство поддерживается путём поддержки достоинств других людей.

Социология – наука о солидарности или о солидарных формах взаимодействия.

 

Субъективный метод (Лавров).

С одной стороны социология не имеет дело с постоянными явлениями  и призвана раскрывать объективные  закономерности, но история изучает  неповторимые факты. Лавров видел исторический прогресс в развитии человеческих индивидуальностей. Не любая личность является движущей силой, а так, которая развивает  в себе понимание интересов личных и общественных.

Движущей силой общественного  прогресса является критическая  мысль.

Для традиционной социологии основным является – явление неповторимости, для инновационной – неповторимости.

Критически мыслящая личность – личность, которая достигает  наивысших и передовых результатов.

Суть метода – волей или неволей приходится придавать процессу истории субъективную оценку, то есть усвоить тот или иной нравственный идеал, расположить все факты, интересы, которым они содействуют или противодействуют, выстроить в порядке те факты, которые были в содействии или противодействии. (Михайловский)

 

Социология изучает явления  такие, какие они есть – внеоценочное познание или подходит к изучению, имея определённый идеал.

Согласно концепции субъективной школы, социология ставит себе теоретические  и практические методы.

 

12.Личность и общество, их взаимодействие.

Проблема личности и общества, их взаимоотношения — актуальная проблема коммунистического строительства, предмет острой идеологической борьбы. 
 
Личность — продукт и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество. 
 
С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обусловливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д. 
 
Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». 
 
Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом. 
 
Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ. 
 
Взаимоотношения общества и личности. Личность формируется и может развиваться лишь в обществе, коллективе. В свою очередь развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях. 
 
Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом. 
 
В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была как бы растворена в нем.

43.Национально-этнические  общности и отношения

Древнегреческое слово «этнос»  имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.

В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два  противоположных подхода к пониманию  сущности этноса:

естественно-биологический,

социокультурный.

Истоки первого  восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловленогенетическими различиями.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.

 

17.Социально-классовая структура общества – это совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты). Социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Социальные слои – это социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам  - доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.

Наличие общественных классов было констатировано наукой еще в начале  ХIХ века. Французские историки показали противоположность классовых интересов, неизбежность их столкновения. Английские экономисты раскрыли внутреннее строение классов, их “анатомию”. В дальнейшем К.Маркс сделал вывод о том, что наличие классов связано только с определенными историческими формами развития общества, что их борьба ведет к установлению диктатуры пролетариата, которая “сотрет” классовые различия. Теория классового строения общества была жестко противопоставлена концепции его слоевой структуры. На деле же слоевой “срез” социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков.

Само понятие социальной дифференциации заметно обогатилось с момента  его появления в начале ХХ века. Социальная дифференциация – это различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.

 

4. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки. О. Конт.

Предшествующий XIX в. этап развития мировой  философской и социологической  мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое  научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики рядом объективных причин:

в общественных отношениях феодального  общества бурно развивались капиталистические  отношения, характеризовавшиеся дальнейшим углублением общественного разделения труда, основанного на машинном производстве с фабрично-заводской организацией. Новый тип отношений получил  название в трудах А.Сен-Симона, О.Конта  “индустриального общества”,  в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса - капиталистической формации;

бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство;

научные открытия дали возможность  определения научной картины  мира на новой качественной основе: физика И.Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф.Бэкона реализовало философское  понятие непрерывности в математике; теория естественного отбора Ч.Дарвина, классификация видов живого мира К.Линнея изменили научные представления  человека об окружающей его природе; получила развитие статистика, особенно в Англии;  соединение формальной логики с диалектикой Гегеля дало возможность формулирования теории материалистической диалектики К. Марксу и Ф.Энгельсу, дало возможность человеческому познанию выйти на новый качественный уровень;

быстрое развитие капиталистической  формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения  в социально-философской сфере: поворот  социальной философии к практически-прикладному  изучению общества, основанному на достижениях естественных, точных наук (статистики, антропологии, демографии и др.);

традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся  на основе углубления общественного  разделения труда общественным отношениям,  зарождающемуся общественному характеру производства. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.  

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"