Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
исчезает (например, ≪расказачивание≫ не привело
к исчезновению такой этнической группы, как казаки).
Сегодня в мире проживает более 3000 различных
этносов. С вопросом об этнических общностях воз-
никают и вопросы межэтнических конфликтов. Это
связано с религиозной нетерпимостью. Проживание
на одной территории различных этносов способ-
ствует межэтническим конфликтам, а иногда след-
ствием этого является ущемление прав этническо-
го меньшинства и главным образом считывание
интересов крупных этносов (например, межэтниче-
ская политика КПСС).
Чтобы избежать этого, каждая личность должна
сочетать в себе навыки общения с людьми иных на-
циональностей, уважение к языку другого народа,
знание языка коренной национальности.
Таким образом, процесс развития социально-этни-
ческих общностей сложен и противоречив и во мно-
гом зависит от экономических, социальных и поли-
тических условий общества.
Под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества.
Основу существования
человека составляет биологическое
наследие, на основе которого выстраиваются
социальные черты, особенности конкретного
человека. Таким образом человек
(личность в широком смысле) обычно
рассматривается как
Биологический элемент включает, например, потребности человеческого существа, которые представляют собой потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне; определяет, больной человек или здоровый.
Психологический элемент представляет собой совокупность эмоций, переживаний, способности и т.п.
Социальная структура (элемент) состоит из совокупности объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех социальных общностей, в которые входит человек.
В самой же социальной структуре личности обычно выделяют следующие элементы:
1 — культурный элемент. Это набор культурных качеств, которые человек приобретает в процессе своей жизни и стремится ему соответствовать;
2 — духовный набор. Под ним понимается духовный мир личности, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность, убеждения, которые определяют линию поведения человека;
3 - ролевой набор. Каждый
человек в процессе своей
Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, и в процессе взаимодействия человека с внешней средой сами элементы подвергаются изменениям.
1)Академическое направление (классическое). Представители: Сорокин, Ковалевский, Лавров.
2)Идеологическое направление:
- христианско-гумманистическое (Соловьёв, Бердяев, Ильин)
- русский анархизм (Бакунин, Кропоткин)
- марксизм (Плеханов, Ленин)
3)Русская социологическая школа - Этико-субъективная школа (Лавров, Михайловский)
Сущность Русской
Положила начало русской социологии. Совмещает в себе академическое и идеологическое направление и субъективный метод научного познания.
Социология (по Лаврову) изучает факты солидарности и стремится открыть её законы. Задача социологии – понять формы солидарности, а также процессы изменения этих форм.
Вне солидарности нет общества, а есть некое скопление особей.
Общественная солидарность – сознание того, что личный интерес совпадает с общественным, что личное достоинство поддерживается путём поддержки достоинств других людей.
Социология – наука о солидарности или о солидарных формах взаимодействия.
Субъективный метод (Лавров).
С одной стороны социология не имеет дело с постоянными явлениями и призвана раскрывать объективные закономерности, но история изучает неповторимые факты. Лавров видел исторический прогресс в развитии человеческих индивидуальностей. Не любая личность является движущей силой, а так, которая развивает в себе понимание интересов личных и общественных.
Движущей силой общественного прогресса является критическая мысль.
Для традиционной социологии
основным является – явление неповторимости,
для инновационной –
Критически мыслящая личность
– личность, которая достигает
наивысших и передовых
Суть метода – волей или неволей приходится придавать процессу истории субъективную оценку, то есть усвоить тот или иной нравственный идеал, расположить все факты, интересы, которым они содействуют или противодействуют, выстроить в порядке те факты, которые были в содействии или противодействии. (Михайловский)
Социология изучает явления такие, какие они есть – внеоценочное познание или подходит к изучению, имея определённый идеал.
Согласно концепции
12.Личность и общество, их взаимодействие.
Проблема личности и общества,
их взаимоотношения — актуальная
проблема коммунистического
Личность — продукт и субъект общественно-исторического
развития. Общество не есть механическая
сумма индивидов, как представляли общество
народники и как утверждают сегодня идеологи
буржуазии. Марксизм показал, что люди
никогда не жили и не живут изолированно
друг от друга. В процессе производства
и потребления они всегда взаимосвязаны,
их деятельность взаимообусловливается,
именно в своем взаимодействии люди и
составляют органическое целое — общество.
С точки зрения экономической структуры
общество, как его определил К. Маркс, есть
совокупность отношений, вступая в которые
люди производят. Отношения производства
обусловливают в конечном счете и все
другие отношения: классовые, национальные,
семейные и т. д.
Марксизм показал, что эти общественные
отношения формируют человека, его личность.
Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших
личность вне ее связи с обществом, К. Маркс
писал: «...сущность человека не есть абстракт,
присущий отдельному индивиду. В своей
действительности она есть совокупность
всех общественных отношений».
Личность не есть что-то раз навсегда данное,
неизменное. Личность — явление конкретно-историческое,
а в классовом обществе — классовое. Например,
в капиталистическом обществе существуют
личность буржуа и личность рабочего.
Каждая эпоха порождает специфический
социальный тип личности. Личность представляет
собой всегда конкретное единство единичного,
особенного и общего. Она обладает индивидуальными,
неповторимыми чертами, отличающими ее
от других. Каждой личности свойственны
и особые черты, присущие определенной
общности людей: профессиональные, социально-классовые,
национальные. И конечно, каждой личности
свойственны черты, характерные для данного
общества, эпохи в целом.
Личность не только продукт, но и субъект
общественного развития, производственной
и иной социальной деятельности. Как субъект
истории она действует не изолированно,
а лишь как часть социального коллектива
(семьи, класса, нации, народа). Самой большой
общностью, в которой личность действует
как субъект истории, является народ.
Взаимоотношения общества и личности.
Личность формируется и может развиваться
лишь в обществе, коллективе. В свою очередь
развитие личности оказывается фактором,
влияющим на развитие коллектива, общества.
Развитие личности и общества в процессе
их взаимодействия — общесоциологическая
закономерность, проявляющаяся в специфической
форме в различных общественно- экономических
формациях.
Взаимоотношения общества и личности
проявляются прежде всего по линии соотношения
их интересов (экономических, социально-политических
и духовных) и по линии их взаимного влияния,
развития коллективизма, и самоутверждения,
индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений
опосредуются коллективом, в классовом
обществе — классом.
В первобытной общине низкий уровень развития
производительных сил порождал общую
собственность, коллективный труд, общий
интерес. Здесь имел место первобытный
коллективизм. Но первобытный человек
ни в своей деятельности, ни в своем сознании
еще не выделяет себя из коллектива. Личность
была как бы растворена в нем.
Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.
В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.
В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.
Существуют два
противоположных подхода к
естественно-биологический,
социокультурный.
Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловленогенетическими различиями.
Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.
17.Социально-классовая структура общества – это совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты). Социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Социальные слои – это социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам - доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.
Наличие общественных классов было констатировано наукой еще в начале ХIХ века. Французские историки показали противоположность классовых интересов, неизбежность их столкновения. Английские экономисты раскрыли внутреннее строение классов, их “анатомию”. В дальнейшем К.Маркс сделал вывод о том, что наличие классов связано только с определенными историческими формами развития общества, что их борьба ведет к установлению диктатуры пролетариата, которая “сотрет” классовые различия. Теория классового строения общества была жестко противопоставлена концепции его слоевой структуры. На деле же слоевой “срез” социальной структуры существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность получить более выверенную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков.
Само понятие социальной дифференциации заметно обогатилось с момента его появления в начале ХХ века. Социальная дифференциация – это различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.
4. Основные предпосылки
Предшествующий XIX в. этап развития мировой
философской и социологической
мысли во многом подготовил и теоретически,
и методологически новое
в общественных отношениях феодального
общества бурно развивались
бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство;
научные открытия дали возможность
определения научной картины
мира на новой качественной основе:
физика И.Ньютона давала новое физическое
понимание взаимодействия; интегральное
исчисление Ф.Бэкона реализовало философское
понятие непрерывности в
быстрое развитие капиталистической
формации, нарастание динамики социальных
конфликтов определили и решающие изменения
в социально-философской сфере: поворот
социальной философии к практически-
традиционное описание общества не
соответствовало происшедшим