Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в концепциях Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно социологического знания глубоко проработаны два способа решения основного вопроса социологии.

Прежде чем перейти к рассмотрению русской социологической школы, дадим краткую характеристику процесса становления социологической школы  в США, развитие которой явилось  в дальнейшем наиболее яркой страницей  истории социологии постклассического периода. На рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция европейских социологических теорий и выработка специфического ракурса анализа социальной реальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности. Практически во всех теориях американских социологов, обеспечивших более интенсивную, чем в Европе, институционализацию новой науки, произошел постепенный переход в области проблематики социологической теории — от истолкования социальных процессов в их единстве, от изучения общества как целого (такой подход вслед за В. Дильтеем стал определяться как псевдонаучная алхимия) к исследованию социальных групп, от создания метатеорий к созданию теорий сугубо специализированных. Практичность как одна из доминирующих черт национального характера отразилась на направленности исследований в рамках американской социологической школы.

Такого рода трансформация, «американизация» прослеживается в развитии социологических  концепций У. Самнера (1840—1910 гг.) (от следования теории Г. Спенсера, социальному дарвинизму, к разработке понятий «мы — группа», «они — группа», анализу влияния этнической группы на оценку человеком окружающего мира); А. Смолла (1854—1926 гг.) (от социального дарвинизма к обоснованию необходимости выражения социологических выводов в «социальных технологиях», призванных способствовать улучшению социальных институтов); Ч. Кули (1864—1929 гг.), преодолевшего биологический детерминизм и явившегося одним из основоположников теории малых групп; Ф. Гиддингса (1855—1931 гг.), эволюционировавшего от следования Г. Спенсеру и Г. Тарду к активной разработке новых концепций позитивизма, рассмотрению объекта социологии как «плюралистического поведения» индивидов, формированию эмпирической социологии США; Э. Росса (1866— 1951 гг.) (от следования социологии Э. Дюркгейма к созданию своеобразной теории социального контроля, в рамках которой соотносится внутренний этический контроль индивида над своим поведением и внешний индивиду политический контроль) и других американских социологов. В американской социологии развитие шло в направлении ослабления интереса к общей социологической теории и перехода к частным эмпирическим исследованиям.

8.Современные концепции развития общества.

В современном мире можно выделить 2 основные тенденции  развития обществ:

  1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится «деревней». Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.
  2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( например, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к  конфликтам.

Существует масса  концепций общества. Современные  социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное; индустриальное – характерен высокий уровень промышленного  производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

Карл Поппер предложил  свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль  жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы  и ответственности).

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих  социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

  1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества
  2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции.

Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением  и ростом самостоятельности индивидов. Однако эволюционные теории не могли  объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.

Представители неклассических теорий развития общества:

Тойнби. Суть теории: Эволюция не есть прямолинейное движение, это своеобразный замкнутый цикл, в котором есть стадия возникновения, роста, «надлома», упадка и разложения. Пройдя их, повторяется новый цикл, но на новом уровне. Эта динамика цивилизации определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» - заслуга  «творческого меньшинства», которое  властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Банкротство «г.м.», его неспособность  справиться с обстоятельствами и  новыми проблемами приводят к «надлому», а затем (если «болезнь» не получает своевременного лечения) к окончательной  гибели цивилизации.

Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

  1. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.
  2. периферия – модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.
  3. полупериферия – это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Концепция устойчивого  развития общества: На 19 сессии Генеральной  Ассамблеи ООН (1997) эта концепция  получила официальное признание  и опирается на следующие принципы:

  1. в центре должен находиться человек и его неотъемлемое право на здоровую окружающую среду;
  2. ответственность государства за устойчивое развитие общества должна быть дифференцированной. Развитые общества должны делиться со слаборазвитыми, иначе последние не выживут.

Полная  интеграция – экологической, экономической  политики для достижения главной  цели данной концепции – уничтожение  нищеты. Однако, на словах признавая  данную концепцию развитые страны не готовы делиться.

 

 

 

11. Соотношение революционных и  эволюционных путей развития  социума

Понятие <социальные изменения> является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий  круг разнообразных социальных перемен  безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под  социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов  и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи  выделяют четыре вида социальных изменений:  
 
структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований - семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);  
 
процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);  
 
функциональные социальные изменения (касающиеся функ-ций различных социальных систем, структур, институтов, орга-низаций и т.д.);  
 
мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельнос-ти; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).  
 
По своему характеру и степени влияния на общество соци-альные изменения подразделяются на эволюционные и револю-ционные.  
 
Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, ча-стичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобра-зованию тех или иных сторон общественной жизни. Соци-альные реформы, как правило, не затрагивают основ социаль-ной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.  
 
Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.  
 
Социальная революция - предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества.  
 
В целом, это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Революционные, качественные изменения развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.  
 
В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют опре-деленную совокупность явлений, процессов, последователь-ность которых представляет собой кругооборот в течение како-го-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.  
 
В обществе наблюдаются политические, экономические, со-циальные циклы: политические кризисы сменяются политичес-кой стабильностью, экономический рост чередуется с экономи-ческим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.  
 
Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые счита-ются наиболее простой формой циклических изменений. В каче-стве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологи-ческих инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип явля-ется наиболее сложной формой циклических социальных изме-нений. Он предполагает изменение по формуле: <повторение старого на качественно новом уровне>.  
 
Кроме циклических изменений, происходящих в рамках ной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в т.н. цивилизационном подходе (Н.Я. Данилевский (1822-1885), О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975). В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития <естественных> социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.  
 
В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состояние общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.  
 
Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер.

 

 

30.Управление процессом  развития социальных отношений.

В основе социального управления лежит необходимость научиться  выявлять "косвенные, более отдаленные общественные последствия нашей  производственной деятельности" и, следовательно, получать "возможность  подчинить нашему господству и регулированию  также и эти последствия" (Ф.Энгельс).

История развития управления при социализме полна противоречий. Переход от демократической структуры  начала 20-х годов к жесткой, строго централизованной бюрократической  системе 30-х гг. принес огромные издержки. Система управления, сложившаяся  в годы Великой Отечественной  войны и по своей сути имевшая  исключительные цели, предусмотренные  на определенный промежуток времени, впоследствии не была реорганизована. Тем самым  она придала еще большую жесткость  бюрократической машине, которая  не соответствовала и не способствовала развитию социального управления.

Непоследовательность, шарахание, консерватизм при совершенствовании управленческих структур в конце 50-60-х гг. серьезно замедлили реализацию возможностей общества, донельзя обострили экономическую и социальную ситуацию в стране.

Кризис общества в начале 90-х гг. потребовал коренного обновления механизма управления в стране, вызвал необходимость учета не столько  технико-экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило перед  социологией задачу обосновать основные направления, стиль и всю систему  работы управленческих кадров.

а) Управление социально-экономическими процессами  
Управление социально-экономическим развитием - одна из важнейших форм социального управления, связанная с осуществлением хозяйственно-организаторской функции.

В процессе поиска рациональных форм управления страна прошла через  ряд этапов. Уже на второй месяц  существования Советской власти, 2(15) декабря 1917 г., при Совете Народных Комиссаров был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), а немного позднее - аналогичные  органы на местах. Это были фактически первые органы, на которые возлагалось  управление и регулирование социально-экономическими процессами, согласование деятельности различных хозяйственных организаций. Они в той или иной модификации  просуществовали до начала 30-х гг. и были постепенно заменены наркоматами, олицетворявшими собой отраслевой принцип управления. В конце 50-х  гг. была предпринята попытка перейти  на территориальный принцип управления, но он был отвергнут жизнью, и  к 1965 г. опять восторжествовал отраслевой принцип, который привел к господству министерств. Ведомственность была одной из основных причин, приведших  к застою, обострению социальных, нравственных и экологических проблем. Ржавчина вседозволенности министерств несла  за собой технократизм, остаточный принцип при удовлетворении социальных нужд, игнорирование региональных и национальных интересов. Она достигла своего апогея к середине 80-х гг., когда практически на всякую проблему отвечали образованием нового министерства или ведомства. В результате мы имели самое большое количество министерств и ведомств в мире.

Жизнь потребовала обновления и существенного изменения функций  управления. Оно стало во все большей  мере получать социальную направленность. Особое значение это имеет при  управлении первичными производственными  организациями. Управленческие функции  на этом уровне сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный  критерий оценки деловитости и потенциала каждого человека. В этой связи  выросло стремление воздействовать на условия трудовой деятельности, содержание труда и направления  его интеллектуального развития. Так как общество заинтересовано в росте благосостояния, то вопросы  собственности, поведения людей  в условиях рыночной экономики вышли  в число важнейших проблем  социального управления. И наконец, повышение эффективности общественного  и личного труда невозможно без  заинтересованного участия человека в управлении производством.

Предмет особой заботы - создание гарантий для справедливого распределения  материальных благ, осуществление на деле соответствия меры труда и меры потребления. Актуальной в этой связи  является социальная роль многообразных  форм собственности, методов организации  труда не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в сфере  быта, в торговом и коммунальном обслуживании. Управление социально-экономическими процессами охватывает и такую важную сторону жизни трудящихся, как  укрепление их здоровья, обеспечение  нормального отдыха.

Все более значимой для  управления становится демографическая  политика, предусматривающая регулирование  соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для таких социальных групп, как молодежь, женщины, дети и  люди преклонного возраста.

В условиях рыночных отношений  приобрели особое звучание проблемы совершенствования управления в  таких новых производственных и  коммерческих образованиях как акционерные  общества, биржи, товарищества, совместные и частные предприятия. Предметом  большой заботы становится управление во вновь образуемых свободных экономических  зонах, учет и направления осуществления  проводимой в стране приватизации.

б) Управление социально-политическими  процессами  

Жизнь подвела нашу страну к необходимости радикальной  политической реформы. Сегодня в  центре практической политики находятся  вопросы демократизации общества. Мы говорим о нестандартности обстановки, мы видим идейное борение, слышим различные суждения о происходящих переменах, и конечно же управлять  в такой ситуации не просто. Поэтому  сам механизм управления требует  своего совершенствования, изменения, приспособления к новым условиям общественного развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"