Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Таким образом, в концепциях Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно социологического знания глубоко проработаны два способа решения основного вопроса социологии.
Прежде чем перейти к
Такого рода трансформация, «американизация» прослеживается в развитии социологических концепций У. Самнера (1840—1910 гг.) (от следования теории Г. Спенсера, социальному дарвинизму, к разработке понятий «мы — группа», «они — группа», анализу влияния этнической группы на оценку человеком окружающего мира); А. Смолла (1854—1926 гг.) (от социального дарвинизма к обоснованию необходимости выражения социологических выводов в «социальных технологиях», призванных способствовать улучшению социальных институтов); Ч. Кули (1864—1929 гг.), преодолевшего биологический детерминизм и явившегося одним из основоположников теории малых групп; Ф. Гиддингса (1855—1931 гг.), эволюционировавшего от следования Г. Спенсеру и Г. Тарду к активной разработке новых концепций позитивизма, рассмотрению объекта социологии как «плюралистического поведения» индивидов, формированию эмпирической социологии США; Э. Росса (1866— 1951 гг.) (от следования социологии Э. Дюркгейма к созданию своеобразной теории социального контроля, в рамках которой соотносится внутренний этический контроль индивида над своим поведением и внешний индивиду политический контроль) и других американских социологов. В американской социологии развитие шло в направлении ослабления интереса к общей социологической теории и перехода к частным эмпирическим исследованиям.
В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:
Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.
Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное; индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.
Карл Поппер предложил свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).
В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:
Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением и ростом самостоятельности индивидов. Однако эволюционные теории не могли объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.
Представители неклассических теорий развития общества:
Тойнби. Суть теории:
Эволюция не есть прямолинейное движение,
это своеобразный замкнутый цикл,
в котором есть стадия возникновения,
роста, «надлома», упадка и разложения.
Пройдя их, повторяется новый цикл,
но на новом уровне. Эта динамика
цивилизации определяется «законом
вызова и ответа», согласно которому
каждый шаг вперед связан с адекватным
«ответом» на «вызов» исторической
ситуации. Адекватный «ответ» - заслуга
«творческого меньшинства», которое
властвует сначала силой своего
авторитета, а затем превращается
в «господствующее меньшинство»
Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.
Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:
Концепция устойчивого развития общества: На 19 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) эта концепция получила официальное признание и опирается на следующие принципы:
Полная интеграция – экологической, экономической политики для достижения главной цели данной концепции – уничтожение нищеты. Однако, на словах признавая данную концепцию развитые страны не готовы делиться.
11. Соотношение революционных и эволюционных путей развития социума
Понятие <социальные изменения>
является исходным для описания динамических
процессов, происходящих в обществе.
Это понятие не содержит оценочного
компонента и охватывает широкий
круг разнообразных социальных перемен
безотносительно к их направленности.
В самом широком смысле под
социальными изменениями
структурные социальные изменения (касающиеся
структур различных социальных образований
- семьи, массовых общностей, социальных
институтов и организаций, социальных
слоев и т.д.);
процессуальные социальные изменения
(затрагивающие социальные процессы, отражающие
отношения солидарности, напряженности,
конфликта, равноправия и подчиненности
между различными субъектами социальных
взаимодействий);
функциональные социальные изменения
(касающиеся функ-ций различных социальных
систем, структур, институтов, орга-низаций
и т.д.);
мотивационные социальные изменения
(происходящие в сфере мотиваций индивидуальной
и коллективной деятельнос-ти; так, при
формировании рыночной экономики существенно
меняются интересы и мотивационные установки
значительных слоев населения).
По своему характеру и степени влияния
на общество соци-альные изменения подразделяются
на эволюционные и револю-ционные.
Под эволюционными понимаются постепенные,
плавные, ча-стичные изменения общества.
Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности
общества - экономическую, политическую,
социальную, духовно-культурную. Эволюционные
изменения чаще всего принимают форму
социальных реформ, которые предполагают
проведение различных мероприятий по
преобра-зованию тех или иных сторон общественной
жизни. Соци-альные реформы, как правило,
не затрагивают основ социаль-ной системы
общества, а изменяют лишь отдельные ее
части и структурные элементы.
Под революционными понимаются относительно
быстрые (по сравнению с предшествующей
социальной эволюцией), сторонние, коренные
изменения общества. Революционные образования
носят скачкообразный характер и представлю
собой переход общества из одного качественного
состояния в другое.
Социальная революция - предмет острых
дискуссий и споров в социологии и других
общественных науках. Большинство социологов
видят в ней социальную аномалию, отклонение
естественного хода истории. В свою очередь
марксисты рассматривают революции как
закономерное и прогрессивное явление
в истории человечества.
В целом, это две различные, но необходимо
взаимосвязанные, сопряженные стороны
социального развития. Революционные,
качественные изменения развитии общества
столь же закономерны и неизбежны, как
эволюционные, количественные. Соотношение
эволюционных и революционных форм общественного
развития зависит от конкретно-исторических
условий данной эпохи и данной страны.
Современный опыт показывает, что в развитых
странах многие социальные проблемы, порождавшие
в прошлом революционные выступления,
успешно решаются на путях эволюционного,
реформаторского развития.
В последние годы социологи все больше
внимания уделяют циклическим социальным
изменениям. Циклами называют опре-деленную
совокупность явлений, процессов, последователь-ность
которых представляет собой кругооборот
в течение како-го-либо промежутка времени.
Конечная фаза цикла как бы повторяет
первоначальную, но только в других условиях
или на другом уровне.
В обществе наблюдаются политические,
экономические, со-циальные циклы: политические
кризисы сменяются политичес-кой стабильностью,
экономический рост чередуется с экономи-ческим
спадом, за повышением уровня благосостояния
населения следует его снижение и т.д.
Среди циклических процессов выделяют
изменения по типу маятника, волновые
движения, спиралевидные. Первые счита-ются
наиболее простой формой циклических
изменений. В каче-стве примера можно привести
периодическую смену у власти консерваторов
и либералов в некоторых европейских странах.
Примером волновых процессов может служить
цикл технологи-ческих инноваций, который
достигает своего волнового пика, а затем
идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный
тип явля-ется наиболее сложной формой
циклических социальных изме-нений. Он
предполагает изменение по формуле: <повторение
старого на качественно новом уровне>.
Кроме циклических изменений, происходящих
в рамках ной социальной системы, социологи
и культурологи выделяют циклические
процессы, охватывающие целые культуры
и цивилизации. Этот подход нашел отражение
в т.н. цивилизационном подходе (Н.Я. Данилевский
(1822-1885), О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975).
В теориях культурно-исторических типов
делался акцент на многолинейности развития
<естественных> социокультурных систем
как особых цивилизаций. Любая цивилизация
имеет свой жизненный цикл и проходит
в своем развитии четыре основные фазы:
зарождение, становление, расцвет и упадок.
При этом каждый культурно-исторический
тип призван внести собственный своеобразный
вклад в развитие человечества.
В настоящее время социологи также подвергают
критике представления об однолинейном
характере социальных процессов. Они подчеркивают,
что общество может изменяться самым неожиданным
образом. Это происходит, когда социальная
система может восстановить свое равновесие
с помощью прежних механизмов, а инновационная
активность масс стремится выйти за рамки
всех институциональных ограничений.
В результате возникает ситуация, когда
перед обществом встает проблема выбора
из множества вариантов социального развития.
Такое разветвление или раздвоение, связанное
с хаотичным состояние общества, называется
социальной бифуркацией, которая означает
непредсказуемость логики общественного
развития.
Таким образом, переход общества из одного
состояния в другое не всегда носит детерминированный
характер.
30.Управление процессом развития социальных отношений.
В основе социального управления лежит необходимость научиться выявлять "косвенные, более отдаленные общественные последствия нашей производственной деятельности" и, следовательно, получать "возможность подчинить нашему господству и регулированию также и эти последствия" (Ф.Энгельс).
История развития управления
при социализме полна противоречий.
Переход от демократической структуры
начала 20-х годов к жесткой, строго
централизованной бюрократической
системе 30-х гг. принес огромные издержки.
Система управления, сложившаяся
в годы Великой Отечественной
войны и по своей сути имевшая
исключительные цели, предусмотренные
на определенный промежуток времени, впоследствии
не была реорганизована. Тем самым
она придала еще большую
Непоследовательность, шарахание, консерватизм при совершенствовании управленческих структур в конце 50-60-х гг. серьезно замедлили реализацию возможностей общества, донельзя обострили экономическую и социальную ситуацию в стране.
Кризис общества в начале 90-х гг. потребовал коренного обновления механизма управления в стране, вызвал необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных аспектов. Это поставило перед социологией задачу обосновать основные направления, стиль и всю систему работы управленческих кадров.
а) Управление социально-экономическими
процессами
Управление социально-экономическим развитием
- одна из важнейших форм социального управления,
связанная с осуществлением хозяйственно-организаторской
функции.
В процессе поиска рациональных
форм управления страна прошла через
ряд этапов. Уже на второй месяц
существования Советской
Жизнь потребовала обновления
и существенного изменения
Предмет особой заботы - создание
гарантий для справедливого
Все более значимой для
управления становится демографическая
политика, предусматривающая
В условиях рыночных отношений приобрели особое звучание проблемы совершенствования управления в таких новых производственных и коммерческих образованиях как акционерные общества, биржи, товарищества, совместные и частные предприятия. Предметом большой заботы становится управление во вновь образуемых свободных экономических зонах, учет и направления осуществления проводимой в стране приватизации.
б) Управление социально-политическими
процессами
Жизнь подвела нашу страну
к необходимости радикальной
политической реформы. Сегодня в
центре практической политики находятся
вопросы демократизации общества. Мы
говорим о нестандартности