Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:
1. Положительная эмоциональная
направленность межличностных
2. Сплоченность семейной
3. Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой друг о друге
непосредственные
детьми.
4. Важная для самоутверждения
личности уверенность в
5. Потребность любить близких людей, помогать, доверять им, заботится о них, ответить любовью на любовь и преданность.
Основные проблемы:
Среди них, бесспорно,
неустроенность многих, особенно молодежных семьи.
Вторая трудная проблема в развитии современной С. - существенное
снижение среднего ее размера и детности.
Третья сложная проблема в развитии современной С. - негативная
динамика браков и разводов.
Четвертая трудная проблема, обусловленная сложностями развития
современной С., - снижение рождаемости.
28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
Репродуктивная – это
Воспитательная – для
Хозяйственно-экономическая – охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда.
Рекреационная – она должна стать оазисом спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувсво безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.
Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную обществом, устойчивую форму половых отношений. Нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте численности разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, научно-технической революцией, причина социально-экономичекого, культурного, религиозного характера.
19.Социальное равенство и социальная
справедливость.
Социальное
равенство — общественное устройство,
при котором все члены общества обладают
одинаковым статусом в определенной области.
Политический аспект социального равенства
заключается в рассмотрении правил общественного
управления: право на участие в выборах,
правила определения лидеров, права и
обязанности лидеров, равенство перед
законом, тогда как экономический подход
рассматривает процесс распределения
благ: право на работу, распределение ресурсов,
равенство возможностей. Социальная справедли́вость
– понятие о должном, содержащее в себе
требование соответствия деяния и воздаяния:
в частности, соответствия прав и обязанностей,
труда и вознаграждения, заслуг и их признания,
преступления и наказания, соответствия
роли различных социальных слоев, групп
и индивидов в жизни общества и их социального
положения в нём; в экономической науке
— требование равенства граждан в распределении
ограниченного ресурса. Отсутствие должного
соответствия, между этими сущностями
оценивается как несправедливость. Начиная
с Аристотеля принято выделять справедливость
уравнительную и распределительную. Уравнительн
32. Государство: происхождение и сущность.
ГОСУДАРСТВО – важнейший институт политической
системы общества, способ социального
бытия человека в условиях господства
политического отчуждения. В истории политической
мысли выделяются следующие концепции
происхождения и сущности государства:
1. «Силовая» (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда
государство возникает в результате внутренней
узурпации (внутренней или внешней) политической
власти. 2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и
др.) - государство является следствием
заключения между индивидами общественного
договора с целью сохранения безопасности
жизни и собственности и происходит из
«естественного состояния». 3. Марксистско-руссоистская
(«экономическая»). К возникновению государства
приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической
жизнедеятельности индивидов. При этом
марксизм констатирует классовую сущность
возникающего государства как института
угнетения и защиты интересов господствующего
класса перед другими. 4. «Патриархальная»
(Р.Филмер). Согласно этой концепции государство
возникает в результате естественного
разрастания семей, причем власть правителя может
быть уподоблена власти отца в семье. 5.
Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется
«организмом» (в противоположность либеральному
«механицизму»), основанном на традиционных общественных
установлениях. 6. Теологическая (Августин
Блаженный, Фома Аквинский). Государство
является отражением «небесных порядков»,
причем государственный суверен – «помазанник
божий». Решение вопроса о происхождении
государства позволяет определить и перспективы
его эволюции: либо постепенное сужение
функционального поля государственности
в пользу институтов гражданского общества
(марксизм, либерализм), либо сохранение
государства как разумно-традиционной
формы организации управления и бытия
человека (консерватизм). Возникшее в Новое
время государство обрело свое собственное
содержание (суверенная власть, рациональность
администрации, религиозный нейтралитет,
единство территории, постоянная армия,
государственная собственность, единые
правовая и судебная системы). Государство
всегда выражает всеобщность интересов
человеческого рода в отличие от индивидуализированной
сферы гражданского общества, чьей функцией
по управлению оно и является. Функции
государства различаются как внутренние
и внешние; внутренние: защита государственного
строя, предотвращения и разрешения социальных
конфликтов, регулирование общественных
отношений, выработка и поддержание общей
для страны политики в экономической,
социальной, духовной и пр. областях и
многие др.; внешние: обороны от внешней
агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях
и другими г. и пр. Государства можно классифицировать
по различным признакам: по формам правления
(монархические, аристократические, демократические),
по типам политического режима (тоталитарные,
авторитарные, демократические), с т. з.
устройства (унитарные, федеративные,
конфедеративные, имперские) и др. В структуре
государства выделяются: государственный
аппарат, правительство, глава государства,
муниципальные и центральные органы власти.
Для демократического государства свойственна
система разделения властей. Современное
государство, опирающееся на единую судебную
и правовую системы, узурпирует в своих
руках монополию над средствами убеждения
и принуждения, причем осуществляющиеся
при этом методы и средства различаются
в зависимости от типа или формы государства.
16. Социология девиантного
(отклоняющегося) поведения.
В обществе существует отклоняющееся
(девиантное) поведение, которое представляет
собой "социальное явление, выраженное
в массовых формах человеческой деятельности,
не соответствующих официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе
нормам (стандартам, шаблонам)".
Носителями рассматриваемого явления
являются определенные лица, некоторые
социальные группы, вступившие осознанно
или стихийно в конфликт с существующими
в обществах требованиями и нормами поведения.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении
людей обычно созревает постепенно. Более
того, в социологии есть понятие "первичная
девиация", когда на определенные отклонения
окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек,
игнорирующий некие правила, не считает
себя нарушителем. Такие отклонения граничат
с незначительными проступками или безнравственными
действиями и до поры до времени могут
не замечаться (прощаться, игнорироваться),
как, например, употребление спиртных
напитков со случайными людьми, приводящее
к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося
поведения (вторичная девиация), когда
окружающей социальной группой или официальными
организациями человек открыто признается
нарушителем норм морали или права, что
всегда связано с определенной реакцией
на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения
важно различать индивидуальные и коллективные
формы девиации. Если под первыми понимаются
нарушения требований морали и права одним
человеком, то во втором случае отклоняющееся
поведение является отражением деятельности
некоторой социальной группы - преступной
шайки или изуверской секты, которые создают
некое подобие своей "культуры "(субкультуры)
и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из
ряда исследований, всякое отклонение
считать девиантным поведением. В таком
случае все социальные группы и все люди
будут попадать под данное определение,
ибо нет в обществе ни одного человека
и социальной группы, которые бы во всех
ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно
соответствовали нормам и правилам.
Помимо вышеуказанных(деление на первичную
и вторичную девиации, на индивидуальные
и коллективные формы отклоняющегося
поведения ) классификацию данного вида
поведения можно осуществить по сферам
жизнедеятельности людей. В соответствии
с этим в производственно-трудовой сфере
проявляются экономические хищения, стяжательство,
бесхозяйственность и т.д.; в сфере распределения-
стремление урвать от общества побольше,
взяточничество, социальный паразитизм;
в сфере политической жизни - карьеризм,
бюрократизм, аполитичность, национализм,
экстремизм; в сфере быта и образа жизни
- нищенство, пьянство, потребительство,
пренебрежительное отношение к семейному
долгу; в сфере духовной жизни - бескультурье,
эрзацкультура, снобизм в культуре, мещанство;
в сфере общения - хамство, эгоизм, бездушное
отношение к людям, грубость, клевета,
высокомерие, нечестность и т. д.
Иногда отклоняющееся поведение типологизируют
по другому основанию - противопарное
и аморальное,- исходя из того, что нормы,
стандарты и правила определяются двумя
главными регуляторами жизнедеятельности
людей: нравственностью и правом. Конечно,
граница между ними условна, тем не менее
ею можно руководствоваться при изучении
конкретных форм отклоняющегося поведения.
Вместе с тем социологические исследования
80-90-х годов показыают, что среди всех названных
групп отклоняющегося поведения наиболее
крупными и представляющими предмет тревоги
общества являются алкоголики, наркоманы
и преступники.
Неблагоприятный морально-психологический
климат, расхождение групповых норм с
общественно санкционироваными, трудности
адаптации, отсутствие взаимной требовательности,
конфликты и напряженность в общении -
это далеко не полный перечень причин
отклоняющегося поведения, имеющих своей
базой микросреду. Однако сама она неоднородна,
ибо человек входит одновременно в несколько
коллективов, групп, влияние которых может
быть противоречивым.
15.Социология воспитания. Система социализации личности.
- социологич. дисциплина, предме
Социализация – процесс
Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.
Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.
Существует два понимания
1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;
2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.
Выделяются следующие стадии социализации:
1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);
2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:
а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;
б) изменение себя;
в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
34. Политическое сознание и политическая культура.
Политическая
культура - это один из основных
элементов, составляющих