Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

Возникла насущная потребность  формулирования научной картины  человеческого общества на новой  качественной основе. Появление такого объяснения означало для общества формирование нового социального самосознания и  тем самым окончательное оформление его как новой капиталистической  формации. Новому обществу нужно было зеркало и таким “зеркалом” стала  социология.  

Становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XYIII – начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к  новым формам организации экономической  и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра  и красоты, уступая свое место  более прагматичным устремлениям людей.

Ответом на  эти социальные запросы послужили работы О.Конта, Г.Спенсера,  Э.Дюркгейма, К.Маркса, Л.Гумпловича и др.

Впервые в научный оборот термин социология ввёл Огюст Конт (1798—1857), став (в 1842 году) основоположником позитивной философии. Огюст Конт создавал свои труды будучи личным секретарем знаменитого философа-утописта Клода Сен-Симона (1760—1825), учение которого оказало сильное влияние на формирование научных взглядов Огюста Конта.

Под социологией Конт понимал  всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять  из естествознания такие методы, как  наблюдение, эксперимент и сравнительный  анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического  развития, так как сущность общественных явлений в их историчности.

Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки  заложили другие исследователи.

 

21. Социальная структура  современной России

Главная тенденция развития российского общества - усиление социальной дифференциации, появление

новых страт, все большее  расслоение общества по размеру доходов  и уровню жизни, власти.

В СССР - высший класс составляла партийно-государственная бюрократия. Средний класс -

часть элиты в науке, культуре высшие служащие, обслуживающая интеллигенция . Сегодня в России

вершина иерархии - административная элита, состоящая на 60% из старой номенклатуры. Постсоветское

чиновничество в правящих структурах состоит на 75% из старых Советских руководителей партии или

комсомола, новые выдвиженцы составляют всего 16%.

В отечественном бизнесе 61% - выходцы из партийно-государственного аппарата и комсомола, в

менеджменте - в отраслевых структурах - 55% из старой элиты, на заводах - 25%, в органах территориально

управления - 25%. Высший слой - это банкиры, образующие ядро современной  финансово-политической

олигархии, средний класс  составляют "новые русские", коррумпированное чиновничество, менеджеры

частных и государственных  предприятий, часть шоу-бизнеса, интеллигенция, преуспевающие врачи,

профессора в Москве, Санкт-Петербурге. Низшие слои - это рабочие, служащие, интеллигенция,

крестьянство.

Итак, социальная структура - взаимосвязь классов, социальных групп, слоев, социально-демографических,

профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, семейно-бытовых  общностей,

складывающихся, функционирующих, изменяющихся на базе относительно устойчивых взаимоотношений.

Ключевое значение для  формирования структур имеет общественное разделение труда, выступающее

первоисточником социальных различий. Установлена зависимость  социальной структуры от позиций,

занимаемых людьми, обусловленных  их возрастом, образованием, доходами.

"Неодинаковость" положения  групп, разная в этой связи  их общественная оценка составляют  суть

стратификации. Стратификация - это система, в которой категории  людей в обществе находятся в

определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство. 

 

 

 

23. Молодежь как большая социальная группа.

   Население  страны составляет социальное  пространство, в которой обитает отдельный человек и различные социальные общности. Человек от рождения до смерти перемещается в этом социальном пространстве, стремясь занять в нем наиболее выгодное для себя положение. Перемещение происходит во времени и в нем можно выделить отрезок, когда каждый индивид, двигаясь по восходящей части своей жизненной траектории, начинает занимать вполне определенные позиции в профессиональной, общественной, семейно-бытовой и другой деятельности. Он как бы навсегда прощается с детством, отрочеством и вступает во взрослый мир. Такая часть жизненной траектории человека обозначается термином «молодость», а всю совокупность людей переживающих данный период в своей жизни (определенное поколение) вмещает в себя понятие «молодежь».

   Полемика между учёными по  поводу определения молодёжи, критериев  её выделения в самостоятельную  группу, возрастных границ имеют  давнюю историю. В отечественной  науке долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Основные подходы к социологическому определению сущности молодёжи как референтной группы сформировались к концу 70-х гг. Важнейшими группообразующими признаками молодёжи признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

   Наиболее  полное определение понятия «молодёжь»  принадлежит И.С. Кону: «Это социально-демографическая  группа, выделяемая на основе  совокупности возрастных характеристик,  особенностей социально-психологических свойств». В системе воспроизводства и развития общества молодёжь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют её в самостоятельную социально-демографическую группу, а, во-вторых, как субъект общественного производства, отличающейся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

   Исторически возрастные  границы молодёжи изменчивы. Они  неопределённы, условны и приблизительны. Выделяются две основных точки зрения на этот вопрос: статистическая или демографическая и социологическая (социально-психологическая). Согласно первой молодёжный возраст обычно фиксируется от 15 до 30 лет.

    В духовном облике современной  молодежи следует выделить некоторые наиболее существенные общие черты, которые отмечаются социальными психологами. Во-первых, общий недостаток жизненной практики и знаний, чем обусловлена повышенная любознательность, интерес к жизнеописаниям и к соответствующему жанру произведений литературы и искусства, кино-, теле- и видеофильмов. Во-вторых, недостаточная прочность личных убеждений, мировоззренческих позиций, это порождает доверчивость и в то же время постоянно повышенный, интерес к различным теоретическим построениям, науке в целом, особенно к философии. В-третьих, повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений, проявляющихся в юношеском романтизме и максимализме. В-четвертых, стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, моде, образу мыслей. В-пятых, стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших, стремление поступками и делами особенно в престижных областях приобрести авторитет и уважение сверстников. В-шестых, жажда деятельности, динамизм психических состояний, поиски неизведанного, новых видов и форм деятельности, стремление к приобретению самостоятельности и жизненного опыта. В-седьмых, поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самопознанию и самосовершенствованию.

Перечисленные особенности не исчерпывают характеристик  молодежи как социального субъекта. Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и негативных свойств, присущих ее предшественникам (старшим поколениям). При этом никто не может доказать, что одно поколение лучше или хуже другого. Но различия заключаются в специфике стартовых условий жизни каждого поколения и исторической неповторимости социально-экономических условий их реализации. Точкой отсчета могут быть также научно-технический прогресс, уровень образования, культуры, экономические и политические факторы, многие другие составляющие процесса социализации личности, определяющие инновационные моменты. Все эти факторы объективного порядка для каждого последующего поколения оказываются в целом (за исключением периодов кризисов и войн) более благоприятными.

Дело, следовательно, состоит в  том, насколько молодежь оказывается субъективно подготовленной для того, чтобы ответить на вызов времени и воспользоваться более высокими уровнем образования и квалификации, условиями жизни, приобщенностью к разнообразным источникам информации, последним достижениям научно-технического и культурного прогресса в интересах самосовершенствования и внесения своего вклада в экономическую, политическую и духовную жизнь общества. При этом каждое поколение решает свои задачи в историческом развитии общества, несет свою ответственность за судьбу народа и человечества в целом.

22. жители города и деревни  как специфические социальные  общности.

Социально-территориальные  общности - совокупности людей, постоянно  проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий в специфичности социального образования, выступающие носителями локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном обществе. Социально-территориальные общности - одна из ключевых категорий социологии расселения, ибо именно она выражает определенный срез социальной дифференциации людей, складывающийся на основе исторически обусловленной территориально поселенческой организации общества. Социально-территориальные общности являются исторической категорией. Ее возникновение связано с переходом от первобытно-общинного строя, основанного на личных кровных узах, к классовому

обществу, одним из признаков  которого является то, что оно разделяло народ не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Именно с этого времени место жительства человека, как и расселение в целом, становится звеном социальной детерминации и одновременно фактором и средой социального развития. Предпосылкой социально-территориальной общности является своего рода закрепление индивида за поселением, что находит свое внешнее выражение в явлении постоянного места жительства. Составной частью последнего выступает распределение людей по тем или иным его видам.

Социология города - область  социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития городской социально-территориальной общности, ее социально-экономическую природу, структуру воспроизводства, ее образ жизни, связь с природой и материально-вещной средой, типологию.

Город характеризуется только ему присущими системными свойствами, отражая наряду с деревней определенный тип общественного разделения труда. Как объект изучения город - это исторически сложившаяся в процессе общественного территориального разделения труда, внутренне дифференцированная подсистема общества, которая обеспечивает в основных чертах воспроизводство его целостной структуры. Город обладает политструктурностью, которая представлена особым единством природно-экологических условий, доминирующей над ними высокоразвитой искусственной материально-вещной средой, концентрированного типа социально-пространственной организацией людей.

Город характеризуется разнообразием  трудовой и внепроизводственной деятельности населения,

спецификой его социального  состава и образа жизни. Социология деревни - область социологии, изучающая закономерность возникновения, функционирования и развития сельской социально-территориальной общности, ее социально-экономическую природу, структуру воспроизводства, связи с природой и материально-вещной средой, образ жизни, типологию. Центральной проблемой являются исследование

процесса социального  воспроизводства населения, установления меры соответствия его условий, це-

лей и результатов. Воспроизводятся  не только индивиды, сельское население, но и их взаимосвязи,

отношения и иные компоненты.

 

2.Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности

Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает  познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук.. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер и  Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.

На разных этапах исторического  развития человечества и в различных  социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных  сторонах их деятельности. Так уже  сложилось, что в Европе социологическая  мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям  микромира — малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные течения, которые, по определению  проф. Василия Фетисова "изучая те или иные моменты застревают на отдельных  ступеньках лестницы исследований". Характеризуя социологию как систему  знаний важно учитывать, что между  классической социологией и современной  социологией существует определенное различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как  бы со стороны. Задача ее состояла в  том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта  и субъекта, теории и практики, познавательного  и ценностного отношения к  миру. Переход от теоретического к  империческому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет социологического исследования обычно имеет достаточно сложную структуру. Отношение человека к труду в качестве общего предмета исследования включает субъективные и объективные показатели отношения к труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и др. Но не только наличие объекта и предмета социологического исследования определяет существование социологии как науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ достижения теоретического или практического результата решения проблем для получения новой информации, осознания специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее объектов и называется методом в социологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"