Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 149.87 Кб (Скачать файл)

Эндогенные (движимые внутренними причинами) раскрывают потенциальные возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющегося социума.

Экзогенные (движимые внешними причинами) является реактивными, отвечают на вызов, стимул или давление извне.

Критерии социального прогресса:

  1. Степень свободы человека
  2. Образ и качество жизни
  3. Изменение социального статуса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Социальные конфликты и способы их решения.

под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих  в процессе взаимодействия, заключающийся  в противодействии субъектов  конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта  являются наличие у субъектов  социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции1:

Конфликт устраняет  полностью или частично противоречия, возникающие в силу  несовершенства  организации  деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

  1. Конфликт позволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем..
  2. . Конфликт  позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию
  3. Конфликт служит источником развития  личности,  межличностных отношений.  
  4. Конфликт  может  улучшить  качество индивидуальной деятельности.
  5. При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. 

Межличностные  конфликты  служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное  негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние  участников. 

  1. Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим  насилием,  травмированием оппонентов.
  2. Конфликт  сопровождается  стрессом. 
  3. Конфликт  формирует  негативный  образ другого - "образ врага".

Разрешение  конфликта - многоэтапный процесс, имеющий  свою логику.

1Аналитический  этап - сбор и оценка информации  по следующим проблемам:

-объект конфликта-оппонент-собственная позиция-причины и непосредственный повод-социальная среда-вторичная рефлексия

2Прогнозирование  варианта решения:

-наиболее  благоприятный-наименее благоприятный-что будет, если просто прекратить действия

3Действия  по реализации намеченного плана

4Коррекция  плана

5Контроль  эффективности действий

6Оценка результатов  конфликта

Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии  заложены самые общие установки  и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем  вариантам:Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Современная семья: проблемы и тенденции развития.

Социальные  проблемы современной семьи.

Кризис  семьи обусловлен:

  1. постоянное увеличение удельного веса матерей-одиночек;
  2. рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами;
  3. снижение брачности и рождаемости;
  4. увеличение числа однодетных родителей;
  5. кризис отцовской воспитательной роли;
  6. увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.

Тенденции и перспективы  развития семьи. 

Развития современной семьи  в условиях тотального разрушения прежних  ценностей  и  изменения  целей ведет к логическому перерождению семьи  в  отдельную экономическо-хозяйственную единицу,  ориентированную на поиск внутренних резервов выживания. Вполне закономерно изменяются почти все функции  семьи  приспосабливаясь к новым условиям.

Репродуктивная функция семьи  начинает  ослабевать, особенно в городах. На это  влияет  измененные условия жизни, экология, замена роли женщины  в  обществе (эмансипация). Иметь детей  или  даже  одного ребенка становится невыгодным, не поощряемым  обществом занятием, ребенок постепенно переходит в  категорию либо роскоши  (для  обеспеченных  людей)  либо брошенного, ненужного человека (у низших или опустившихся слоев общества).

Акцент при определении степени  авторитета  каждого из членов семьи смещается в сторону экономических возможостей  и  материальной  зависимости,  т.е. главой семьи может стать даже несовершеннолетний ребенок, если материальные возможности остальных  членов семьи окажутся ниже.

В современном типе семьи поощряется более раннее вступление ребенка  в самостоятельную жизнь, одновременно с этим  появляются  разнообразные  формы брака (материнская семья, семья без отца, неполная семья, конкубинат (приходящий отец), групповой брак).

Наиболее распространенным типом  семьи становится либо супружеская  бездетная семья, либо гражданский  брак, где  могут реализовываться возросшие требования к качеству межличностных отношений и одновременно упрощается возможность выживания в современном мире.

На основе сказанного можно  определить  главную задачу развития семьи в будущем: необходимо изменить существующее отношение к семье в сторону  сохранения ее реального существования.

 

 

 

39. Социальные  функции образования.

1.       Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральныхценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным 
профессиям).

2.   Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3.   Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

4.   Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

во-вторых, институту  образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степеньюпрофессионализма и компетентности.

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.

 

 

42. Социалные общности.

Социа́льная о́бщность — относительно целостная совокупность людей, выделяемая по территориальному и социокультурным критериям и объединяемая исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы,профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей  характерно не только наличие общих  объективных характеристик, но и  осознание единства своих интересов  по сравнению с др.общностями, более  или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение  простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в  себе» в «класс для себя»).

Люди одновременно являются членами различных общностей, с  разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в  другом (например, в классовой принадлежности).

Социальные институты  – устойчивые формы организации  и регулирования общественной жизни, обеспечивающие закрепление связей и отношений в рамках общества. Социальный институт включает в себя: общественную потребность (на основе которой  он возникает), функцию (или множество  функций, которые он выполняет), систему  норм (которые регулируют и обеспечивают его функционирование), совокупность ролей и статусов (так называемый "персонал" участников), и организации (в рамках которых осуществляется то или иное социальное действие, направленное на удовлетворение общественной потребности).

Один из видов классификации  соц.институтов - по основным общественным сферам:

– экономические (экономика, собственность, предпринимательство, бизнес, труд, реклама и т.п.), которые  служат производству и распределению  общественных благ, ценностей и услуг;

– политические (политика, государство, армия, власть, гражданство, ...) регулируют использование этих благ, ценностей  и услуг и связаны с легитимацией различных общественных изменений;

– институты родства (брак и семья, отцовство, материнство, ...) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и  детьми, социализацией молодежи;

– институты культуры (культура, мораль, традиция, коммуникация, религия, наука, образование, ...), которые связаны  прежде всего с сохранением и  трансляцией ценностей материальной и духовной культуры;

и прочие социальные институты, которых с развитием любого общества становится все больше.

 

 

 

 

 

 

 

24. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Одним из важных элементов социальной структу-

ры является социальная группа. Важное значение

в обществе выполняет такая социальная группа, как

социально-этническая общность. Этнос - это сло-

жившаяся на определенной территории совокуп-

ность людей, которые имеют общие культурные цен-

ности, язык, психологический склад. Определяющими

моментами этой группы являются быт, одежда, жи-

лье, т. е. все то, что называют культурой  этноса.

Формирование этноса происходит на основе еди-

нения экономической жизни и  территории, хотя

многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали

общность территорий (переселенцы).

Существуют определенные свойства, которые

отделяют один этнос от другого: народное искус-

ство, язык, традиции, нормы поведения, т. е. та

культура, в которой люди живут  всю жизнь и пе-

редают ее из поколения к поколению (этническая

культура).

Историки и социологи создали  теорию развития

этноса: от родовых объединений  к тотемическим

кланам, а затем к кланам, которые  объединились

и образовали народности, а затем  возникли нации.

Эта теория постоянно претерпевала различные из-

менения.

Свою точку зрения по вопросу  об этнических общ-

ностях имел Л. Н. Гумилев: этнос - основа всех

элементов и форм социальной структуры. Всю ис-

торию Гумилев рассматривал как  взаимоотношения

этносов, которые имеют свою структуру  и поведе-

ние, отличающие один этнос от другого. Гумилев

говорил о понятии субэтноса, который является не-

отделившейся частью этноса, но имеющей  собственные отличия (поморы в России).

 

С точки зрения Гумилева, есть такие  формы общ-

ностей, как конвиксия - люди, объединенные жиз-

ненными условиями (семья), и консорция - люди,

объединенные общими интересами (партия). Мы

видим, что Гумилев говорил о  принятых в социоло-

гии определениях социальных общностей и органи-

заций.

Можно сказать, что этносом является только та

культурная общность, которая осознает себя как

этнос и обладает этническим самосознанием. Эт-

нические явления меняются очень медленно, иног-

да в течение столетий.

Если признак этнического самосознания не утра-

чен, то, как бы ни была мала группа людей, она не

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"