Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка
Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической
Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18
Cуть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. (Э. Богардус). Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др.
Ее представители - В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий. Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.
Отношения между лидером и его конституентами выступают в виде цепочки: конституенты - последователи - активисты - лидер. В современной политологии в круг конституентов лидера включаются не только политические активисты, но и его избиратели, все, кто взаимодействует с ним. Кратко суть этой теории можно выразить фразой: "Короля делает двор".
Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. ("В мире ясно только то, что миром правит либидо"). И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
<из лекций> Политическое лидерство:
- формальное (гос-во, партии, движения)
- неформальное (не занимает официальной должности)
- отношение людей
Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.
Типы лидеров:
1.
2.
Стили лидерства:
1. операциональный (функциональный) – лидер сохраняет свое положение в силу выполняемых функций
2. харизматичный - лидер удерживает власть из-за доверия, уважения, преданности.
3. авторитарный – лидер дает указания, распределяет роли, но решения принимает единолично (Б.Н. Ельцин)
4. демократичный – лидер привлекает к принятию решений членов команды и оппозицию (Д.А. Медведев…wtf?!)
5. невмешательство – принятие решений выполняет не лидер, а он только одобряет/утверждает эти решения. Таким образом он не берет на себя ответственность.
В РФ на политического лидера большое влияние оказывает механизм рекрутирования.
Лидерство – способности, качества и поведение, ассоциирующееся с ролью главы соответствующей организации или института. Следовательно, необходимо изучать конкретные характеристики людей и конкретный действия, поведение.
Роль лидера осуществляется конкретной личностью на основе традиций и занимаемого положения. Важны 3 фактора: биологический (анатомическое строение), психологический (структуры личности, нервная система, форма и характер связи) и социальный (соц опыт человека, знания, убеждения, идеалы).
Эффективность лидерства определить не просто, т.к. существуют разные типы лидерства: 1. лидеры, ориентирующиеся на постановку задач и решение проблем 2. лидеры, исполняющие представительные функции (внешность, общительность.)
Эти типы осуществляются лидерскими ролями:
1. Операциональный лидер (функциональный). Лидер сохраняет свое положение благодаря исполнению своих функций.
2. Харизматический лидер – удерживает власть из-за доверия, уважения и преданности.
3. Авторитарный лидер – дает указания, распределяет роли, но решение принимает единолично (пример Б.Н.Ельцин).
3. Демократический лидер – привлекает к процессу принятия решения других членов команды и оппозицию. (пример Д.А. Медведев).
4. Лидер невмешательства – предоставляет права принятия решения другим, оставляет за собой функцию одобрения/утверждения, не хочет брать на себя ответственность.
По Курту Левину выделяется 3 стиля лидерства.
1. авторитарный – приводит к упадку сил, недовольству, дезорганизует команду. Особенно в отсутствие лидера.
2. демократический стиль – члены команды испытывают больше удовлетворения, проявляют самостоятельность, более дружелюбны. Также существует низкий уровень межличностной агрессивности.
3. невмешательство – бьет по самому лидеру, межличностная агрессивность членов команды.
Высокий процент авторитарных лидеров в развивающихся странах (в условиях повышенной социальной напряженности населения предпочитают дерективный тип правления; авторитарным правителям проще захватить власть при социальной нестабильности)
В РФ на политических лидеров большое влияние оказывает механизм рекруитирования.
- Интеллигенция, бывшие партийные рабочие
- представители силовых структур (переход из бизнеса, политика имеет более решиетльный характер, также есть поддержка финансовая)
- политические лидеры воспринимаются как чуждые реальности.
Особенно в 2005 году – монетизация льгот. Потом доверие начало расти до 2008 года (экономический кризис). 2009 год – рост безработицы, падение доверия, особенно в регионах. 2010 год – рост ЖКХ и цен на бензин, в связи с этим радение доверия.
Можно сделать вывод, что уровень доверия не постоянен, значит необходим постоянный мониторинг.
Кэтрин Брикс и Изабель Маерс разработали методику психологического анализа лидеров, что в дальнейшем привело к построению портретов политических Лидеров (пример Медведев, Путин, Зюганов, Жириновский) по 4 основным качествам: экстраверт/интроверт
факты/интуиция
Логика/чувства
Обдуманно/спонтанно
Жан Блондель анализировал на какой темп ориентирован человек (лидер), как реагирует, в какой сфере действует. И выделил типа: спаситель, отец, успокоитель и перестройщик (Горбачев).
Исследованием выборов занимается электоральная социология, которая изучает поведение населения в избирательных кампаниях, исслиедованием электоральных ориентаций социальных общностей и отдельных граждан, анализом факторов, влияющих на участие в выборах и голосовании, мотивы участия или неучастия в них, изучением структуры электората, особенностей восприятия им предвыборных мероприятий, партий и личностей кандидатов, оценка эффективности деятельности СМИ и уровней их воздействия на позиции избирателей, прогнозирование итогов выборов и др.
Иногда в состав объекта социологии выборов включается проблематика, лежащая на стыке с политической социологией и социологией прав: выборы как политическое явление, политическая культура и политические установки избирателей, особенности избирательных систем, политические механизмы и предвыборные технологии и т. д. В целом же следует признать, что ядром социологии выборов является социология избирателей, социология электората. Именно эти вопросы составляют основное направление в социологическом обеспечении избирательных кампаний, привлекают особое внимание заказчиков.
Социология Выборов (электроральная Социология) — область политической социологии, полностью или частично охватывающая исследования механизма выборов, избирательных кампаний, голосования электората, поведения избирателей. По отношению к объекту исследования С.в. подразделяется на несколько сложившихся в разное время направлений: анализ ориентации и поведения национального корпуса избирателей (электората); исследование электоральных ориентаций и поведения отдельных массовых соц., демографич. и этнич. Групп, анализ поведения избирателей в ходе избирательной кампании в связи с факторами, влияющими на их выбор; изучение влияния избирательных систем на партийно-политич. систему (находится на стыке с социологией права); исследование корпуса избирателей определенной партии при изучении организаций и всех сторон деятельности данной партии. Некоторые аспекты выборов (механизм избирательных кампаний как таковых, механизм отбора и выдвижения кандидатов, связь избирательных систем с политич. культурами стран и др.) изучаются, как правило, вне основного русла С.в., главное направление кот. можно определить как "социологию избирателей (электората)". В этом смысле следует говорить о неполной тождественности понятий "социология выборов" и "электоральная социология", употребляющихся обычно как синонимы. В то же время в тесной связи и даже переплетении с исследованием поведения электората и избирателей развивается изучение политич. установок населения, не относящееся, строго говоря, к С.в. Первым направлением, сконституировавшимся в качестве научн. дисциплины, было исследование географич. распределения голосов избирателей, проводившееся первоначально в русле так называемой внутренней политич. географии, а затем преимущественно - политической социологии. Научность исследований такого рода возрастала по мере накопления данных избирательной, демографич., экономич. и др. статистики, достижения уровня, позволившего перейти к "экологическому" анализу, долгое время господствующему в С.в. Экологич. анализ ориентирован на выявление "экологич. единиц", в пределах к-рых уникальное сочетание природных, экономич., соц., историч. факторов обеспечивает относительную устойчивость специфич. распределения электоральных ориентации или объясняет характер их эволюции. В 50-60-х гг. швейцарский социолог М. Доган предложил "комбинированный" метод анализа электората, в к-ром экологич. подход дополняется использованием данных опросов обществ. мнения. Он сводится к выделению типич.. с т. зр. соц.-экономии. развития "зон" (промышленных, аграрных, "смешанных"). На эту классификацию накладывается другая - по типу преобладающей для данной зоны политии. и религиозной ориентации. В применении к каждой "зоне" выдвигается гипотеза о тенденции электорального поведения интересующей соц. группы, к-рая, в свою очередь, проверяется и уточняется данными опросов. Подход Догана представляет собой последовательную попытку использовать методы экологии, анализа в применении не к традиционному объекту исследования (сельская местность с "вкраплениями" городских центров), а к новому - индустриализированным и урбанизированным территориям - с целью выявить тенденции электорального поведения соц. Группы.
Второе основное направление в С.в. предполагает анализ собственно избирательного поведения, а также факторов, воздействующих на него. При изучении выборов оно строится на бихевиористском методе. В данном случае этот метод позволяет ответить на вопрос, из каких элементов состоит выбор голосующего, чем он обусловлен и как мотивируется.
Электоральная социология зародилась на западе в начале ХХ века до 1 мировой войны и носила статистический характер, строение трендов.
Краткая история. (Возможно стоит упомянуть Геллапа и соломенные опросы, но она об этом не говорила.)
1924 – Г. Мерриан и Г. Госнел использовали социологический подход и впервые провели интервью с целью выяснения мотивов неучастия (абсентеизма). Начали использоваться exit pool – в день выборов.
’30- панельные опросы избирателей С.Райт.
40-50 – ые стало самостоятельным направлением. П. Лазерсфельд и Б.Берьисон.
Чикагская школа во главе с А.Кембеллом занималась голосованием на выборах, влияние социального статуса избирателей на их поведение (доход, профессия, район проживания) и причины изменения своих политических ориентаций (лонгитюдное исследование), а также исследовали воздействие СМИ и межличностное общение на выбор избирателей.
1989 – выборы народных депутатов СССР. Процесс выбора приобрел мотивированность и исследовательские центры стали востребованными. Изучали намерения избирателей и мотивы голосования.
Опросы случайных граждан на улице вели к типологии избирателей и влияния корреляций, в связи с этим рассматривали влияние СМИ, а также стратегии и тактику партий и их поведение на выборах.
90-ые – на выборах допускались политические блоки, сейчас же голосуют за конкретную партию/личность.
2000-комплексные исследования в конкретных регионах и применимость различных методик для 1 исследования. (наблюдение, контент анализ программ депутатов и политических партий, экспертный опрос/интервью).
1993- поражение социологов (прогноз – победа Гайдара, выиграл Жириновский)
1995 – выборы в ГД и 1996 – президентские – очень близко предсказали.
2007 – в ГД и 2008 – предсказали с допустимыми погрешностями в 3-5%.
Существуют 2 основных подхода в электоральной социологии:
1. наиболее популярна концепция политического участия: осознание человеком его гражданского долга, социальной идентичности и способности оказывать влияние на ход политических событий. Избиратели понимают тех, кого избирают (делегируют свои интересы кандидатам), выбор делается рационально.