Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической

Содержание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18

Файлы: 1 файл

итоговый вариант ответов к экзамену по политической.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

2. подход, в котором результаты голосования определяются особенностями избирательных структур и функционирования всей политической системы. (Верба, Повуэл).

Активность избирателей напрямую не влияет на результат выборов, а наоборот: нарезка избирательных округов, процедуры формирования избирательных комиссий, механизмы выдвижения кандидатов (партийные/беспартийные), количество требуемых подписей, способ подведения итогов (ПК или вручную), полномочия избирательных комиссий, механизм контроля за деятельностью избирательных комиссий (exit pool).

Современное положение. Иерархия этих факторов не постоянна как на западе, так и у нас.  Структура избирателей становится менее адекватной структуре электората (многие не голосуют, по разному обрабатывается результат голосования, приходят самые активные избиратели).

Причины абсентеизма (неявки). В географии этот % различается.

33% случайное стечение обстоятельств

27,6% мой голос ничего не изменит

20% не интересуюсь выборами

13,7% никто не привлекал к участию (несамостоятельность людей).

2/3 абсентеистов – равнодушные к политике, возможно из-за неразвитой электоральной культуры молодежи.

 

38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний.

1) Манипуляция - это форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая ненасильственным путём.

2) Манипуляция – это побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого.                                                                    

3) Манипуляция - скрытое принуждение программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения.

Стоит заметить, что не все политические манипуляции имеют отрицательное значение, есть и положительное, например воздействие на массы для поднятия уровня политического участия, активности, но, так или иначе, делается это без ведома людей, подверженных этим манипуляциям, что лишает их возможности объективного выбора.

Политическая манипуляция предполагает следующие моменты:

1. Внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определённых групп содержания.

2. Воздействовать на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.

Манипулятор может воздействовать с помощью различных методов:

1. Используя уже существующие стереотипы путём их усиления.

2. Незначительно скорректировав существующие стереотипы путём смещения акцентов в сообщении.

3. Изменив, точнее заместив существующие стереотипы другими. Замещающие стереотипы должны быть более эмоционально окрашенными, жёсткими, побуждающими к активным действиям.

Человек в толпе подвергается ее влиянию, в результате чего снижается его возможность к индивидуальным решениям и поступкам. Толпа легковерна и бездумна, она слишком склонна подчиняться побуждениям зависти и ненависти. Можно выделить следующие факторы влияния толпы на человека:

1. Тенденция к обезличенности. Индивидуальная манера социально-политического поведения отступает под натиском общих страстей и вытесняется импульсивными реакциями.

2. Преобладание чувственного над сознательным. Разум в той или иной мере «захлёстывается» чувствами и «обволакивается» инстинктами.

3. Снижается интеллект, понижается уровень политических и моральных ценностей. Политическое сознание массы ниже уровня политической сознательности составляющих её индивидов. Желающие заслужить признание в массе должны ориентироваться на нижние уровни политической сознательности, примитивные стереотипы.

4. Резко снижается уровень ответственности. Индивид скандирует те политические лозунги и предпринимает те действия, которые он, пожалуй, не совершил бы в уравновешенном состоянии.

Политическая пропаганда, как правило, не осуществляется в интересах лишь одного человека. Она отражает мировоззрение правящего в обществе класса, партии и т.д. Цель манипулятивной, негативной пропаганды – нивелировать личность, превратить аудиторию в послушную, управляемую массу. В демократическом обществе в руках СМИ находится довольно широкий арсенал манипулятивных средств. Характер применения манипулятивных приёмов зависит от понимания функций СМИ в обществе. В определённом смысле, СМИ отражают особенности общественного устройства той или иной страны, уровень политической культуры общества. В демократических странах СМИ подвержены не только нормативному контролю общества, но и сильно зависимы от рынка. Телекомпании гонятся за высокими рейтингами, чтобы заполучить рекламодателей. При этом создаётся впечатление, что граждане демократий нуждаются лишь в новостях, которые могут доставить им удовлетворение, в новостях, которые они смотрят из побуждений не интеллектуальных, а эмоциональных. Множество информационных сообщений наводят на людей ужас, который невольно заставляет их искать поддержки у сильных, кем могут выступать представители политических элит.

Своё наиболее широкое применение в демократическом обществе манипуляции находят в избирательном процессе. Манипуляции используются не только в целях прихода к власти, но и как средство её сохранения и упрочнения. Политические манипуляции лишают граждан возможности делать самостоятельный объективный

 

39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян.

 

Медиалогия – наука, которая изучает медиа.

Концепция информационного общества: производство и распространение информации становится важной сущностной основой развития общества.

40-е гг. западная социология, возникает данное направление. До этого, в ряду факторов, определяющих политическое положение – семья, личные контакты. СМИ ещё не играет значительную роль. Информация поступила из семьи. С развитием информационного общества СМИ играет более весомую роль. По мнению Лазарсфельда, США и Бурдье, Франция, нет усредненного общественного мнения, по нему. Логика совершенно другая. СМИ занимается производством артефактов. Первичным становятся сами СМИ, а не население в целом. СМИ – 4-ая власть наряду с законодательной, исполнительной, судебной властью. В перспективе эпоха медиократии.

Иные исследования исследуют интенсивность и характеристику. Чем больше СМИ, тем самым, уменьшается зависимость людей от определённой точки зрения. Увеличение источников СМИ уменьшает зависимость электората от чьего бы то ни было мнения.

По Меррилу, влияние СМИ идёт через аккумулятивный эффект, а не через единоличные сообщения.

Кого больше пиарят, тот и выбирает. (на Западе) Но здесь возникает проблема восприятия людьми источников информации. 

Воспринимают ли СМИ независимо или не доверяют?

4 точки зрения:

1) объективное изложение

2) изложение позиции конкретных журналистов

3) позиция собственников (государственным каналам проявляется большее доверие)

4) позиции элитных групп

А также существует проблема манипулирования сознанием населения.

Модель обратного влияния: существует зависимость от частоты появления прямой и скрытой рекламы на ТВ и результатов исследования.Чем больше рекламы, тем меньше голосов (в России). В исследованиях часто используется методика контент-анализа.

В России 3 различные модели влияния СМИ:

1. максимальная (макс доверие к СМИ)

2. минимальная (частично)

3. обратная (решение обратное пропаганде СМИ)

Модель должна определяться на пилотажных исследованиях.

 

40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики).

 

40-ые гг. XX века в Западной социологии возникло направление социологических исследований влияния СМИ.

Влияние СМИ на форму политического сознания было несущественно ввиду других факторов голосования на выборах (на 1 месте – семья и личные контакты).

Бурдье:

Нет усредненного общественного мнения, логика не верна, но СМИ занимается производством артефактов, которые распространяются через газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.

Источник СМИ, а не общественное мнение. СМИ получила название четвертой власти (законод., судеб., исполнит., СМИ).

В перспективе – эпоха медиакратии, то есть общество, в котором СМИ- основная сила влияющая на людей.

Факторы и характер влияния СМИ.

Плюрализм – срез МИ и свобода выбора позволяет уменьшать зависимость от определенных точек зрения. Широта СМИ не приводит к однозначному результату. Много источников приводит к одной точке зрения – их влияние возрастает.

Д.Мерилл: влияние СМИ идет через комулятивный эффект, а не через одиночные сообщения.

Проблема восприятия людьми источников информации

- воспринимают ли конкретные люди СМИ как средство объективной информации.

- либо как мнение конкретного журналиста (субъективн.)

- либо позиция собственников конкретного СМИ.

- канал, который выражает взгляд элитных групп.

Проблема манипулирования сознания населения.

СМИ как средство навязывания чужой точки зрения иногда приводит к недоверию .

(отношение к Ельцину, трансляции в период Горбачева - негативные черты, недоверие).

«Модель обратного влияния».

Комаровский – локальный характер эффективность пропаганды – исслед. СМИ.

После 90-х годов более глубокое изучение. Выборы 93,95,96, региональные выборы 90-х привело к выводам:

- есть устойчивая взаимосвязь между появлением на телевидении прямой и скрытой имитации и идеях выборов. (на 3-х других выборах – эффект оправдан).

- Эффективность влияния СМИ зависит от отношения к народу (как к потребителю), ведущие воспринимают зрителей как массу, толпу, которым нужно разжевывать все – вызывают отторжение – прекращение обращения в СМИ – люди выпадают из коммуник. процессов со СМИ.

Социологи должны заниматься изучением нейтральных каналов, изучать отношения людей.

Изучение политических предпочтений граждан на основе потока информации в СМИ о партийных организациях и их лидерах.

Контент-анализ сообщений + интервью.

- «Циркон»: мониторинг

- кто активнее появляется в СМИ.

- какова информация.

- как может влиять на выбор избиратель.

Лужков – доверяют СМИ.

Явлинский – слабо подвержен СМИ, не доверяют, голосуют на основе личных каналов.

Зюганов – предпочтения противоположны СМИ, голосуют за тех, кого ругают.

3 модели влияние СМИ на политическое сознание:

- максимальная (доверяют)

- миимальная (иронично относятся)

- обратная

 

18



Информация о работе Шпаргалка по "Социология"