Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа
Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
сделать выводы по результатам анализа.
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:
Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».
Динамика роста минимального размера оплаты труда.
(на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб.)
1993* |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Минимальный размер оплаты труда |
4,3 |
14,6 |
20,5 |
63,3 |
83,5 |
83,5 |
83,5 |
83,5 |
200,0 |
Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты) |
4,5 |
16,0 |
39,0 |
80,0 |
80,0 |
90,0 |
90,0 |
110,0 |
200,0 |
*на 1 апреля
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы.
Для определения абсолютного
уровня прожиточного минимума наиболее
точным является метод потребительской
корзины. В состав такой корзины
входят самые необходимые продукты
для поддержания
В приложении можно ознакомиться со статистикой потребления, пищевой и энергетической ценность продуктов питания в домашних хозяйствах (см. Приложение, таблица №5).
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы:
- в качестве базы для адресной социальной поддержки;
- в качестве
целевых ориентиров при
- для оценки
материальных и финансовых
- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;
- в качестве
одного из критериев
Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий.
Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума в 1992-1999 гг.
(в среднем на душу населения; рублей в месяц; до 1998 г.- тыс.руб.)
Годы |
Все населе-ние |
Трудоспо-собное население |
Пенсио-неры |
Дети |
Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов |
1992 |
1,9 |
2,1 |
1,3 |
1,8 |
210 |
1993 |
20,6 |
23,1 |
14,4 |
20,7 |
220 |
1994 |
86,6 |
97,4 |
61,0 |
87,4 |
238 |
1995 |
264,1 |
297,2 |
186,2 |
268,6 |
195 |
1996 |
369,4 |
415,6 |
260,5 |
373,2 |
208 |
1997 |
411,2 |
462,4 |
289,9 |
415,1 |
229 |
1998 |
493,3 |
554,7 |
347,9 |
498,2 |
204 |
1999 |
907,8 |
1002,8 |
639,9 |
901,7 |
180 |
Величина прожиточного минимума в 2001 г.
(в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Все население |
Трудоспо-собное население |
Пенсио-неры |
Дети |
Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной про-житочного мини-мума, процентов | |
I квартал |
1138 |
1232 |
851 |
1161 |
156 |
II квартал |
1185 |
1290 |
894 |
1182 |
175 |
III квартал |
1234 |
1350 |
930 |
1218 |
181 |
IV квартал |
1285 |
1406 |
962 |
1272 |
207 |
Год |
1210 |
1320 |
909 |
1208 |
181 |
Таблица №4
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 |
всего, млн. чел. |
49,7 |
46,9 |
33,3 |
36,6 |
32,5 |
30,5 |
34,2 |
41,6 |
42,3 |
в процентах от общей численности населения |
33,5 |
31,5 |
22,4 |
24,7 |
22,0 |
20,7 |
23,3 |
28,4 |
29,1 |
Таблица №5
Распределение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрелым группам населения.
В процентах от численности
населения соответствующей | ||||||
1992 |
1994 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Все население с денеж-ными доходами ниже прожиточного минимума |
33,5 |
22,4 |
20,7 |
23,3 |
28,4 |
29,1 |
в том числе: | ||||||
дети в возрасте | ||||||
от 6 лет |
31,6 |
26,2 |
22,8 |
25,0 |
27,7 |
30,3 |
от 7 до 15 лет |
45,9 |
31,5 |
31,2 |
32,8 |
37,3 |
40,3 |
молодежь от 16 до 30 лет |
28,6 |
21,1 |
19,3 |
22,2 |
27,0 |
27,9 |
женщины от 31 до 54 лет |
34,4 |
26,6 |
26,4 |
28,0 |
34,4 |
35,0 |
мужчины от 31 до 59 лет |
30,6 |
23,2 |
20,1 |
22,4 |
27,4 |
28,0 |
женщины старше 55 лет |
36,8 |
13,8 |
11,0 |
15,1 |
21,1 |
19,6 |
мужчины старше 60 лет |
29,0 |
8,5 |
7,2 |
11,9 |
17,1 |
15,3 |
Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума.
В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую.
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.
Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.
Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.
Динамика численности
экономически активного населения
Экономически |
В том числе | |||||||
занятые |
безработные |
безработные, зарегистриро-ванные в
органах государственной | ||||||
млн. |
в % к соот- |
млн. |
в % к соот- |
млн. |
в % к соот- | |||
млн. |
в % к соот- | |||||||
2002г. | ||||||||
Январь |
70,5 |
98,8 |
63,5 |
101,3 |
7,1 |
81,0 |
1,1 |
85,3 |
Февраль |
70,1 |
98,7 |
63,0 |
100,8 |
7,1 |
83,0 |
1,1 |
88,9 |
Март |
70,3 |
98,3 |
63,5 |
100,3 |
6,8 |
82,9 |
1,1 |
91,8 |
I квартал |
70,3 |
98,6 |
63,3 |
100,8 |
7,0 |
82,3 |
1,1 |
88,6 |
Апрель |
70,5 |
98,0 |
64,0 |
99,9 |
6,4 |
82,6 |
1,1 |
94,8 |
Май |
70,7 |
97,7 |
64,6 |
99,4 |
6,1 |
82,4 |
1,0 |
97,6 |
Июнь |
71,0 |
98,1 |
64,9 |
99,8 |
6,1 |
83,8 |
1,0 |
99,3 |
II квартал |
70,7 |
97,9 |
64,5 |
99,7 |
6,2 |
82,9 |
1,0 |
97,2 |
Июль |
71,3 |
98,6 |
65,2 |
100,1 |
6,1 |
85,2 |
1,0 |
101,6 |
Август |
71,6 |
99,1 |
65,5 |
100,5 |
6,1 |
86,7 |
1,0 |
102,9 |
Сентябрь |
71,4 |
99,2 |
65,2 |
100,4 |
6,2 |
87,8 |
1,0 |
103,0 |
III квартал |
71,4 |
99,0 |
65,3 |
100,3 |
6,2 |
86,6 |
1,0 |
102,5 |
Октябрь |
71,2 |
99,2 |
64,9 |
100,4 |
6,3 |
88,9 |
1,0 |
104,4 |
Ноябрь |
71,0 |
99,3 |
64,7 |
100,3 |
6,3 |
90,1 |
1,1 |
106,5 |
Декабрь |
70,8 |
99,8 |
64,5 |
100,8 |
6,4 |
90,3 |
1,1 |
108,3 |
IV квартал |
71,0 |
99,4 |
64,7 |
100,5 |
6,3 |
89,8 |
1,1 |
106,4 |
Год |
70,9 |
98,7 |
64,4 |
100,3 |
6,4 |
85,2 |
1,1 |
98,1 |
Информация о работе Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации