Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа
Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
сделать выводы по результатам анализа.
Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.
В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.
На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:
- поддержка
малого и среднего
- более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;
- профилактика
безработицы на основе
- расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;
- максимальное
обеспечение участками земли
отдельных граждан для
Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).
Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в
- возмещение затрат в связи
с добровольным переездом в
другую местность для трудоустр
- оплату в размере
В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, посо-бие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.
Важным элементом социальной
защиты населения являются программы
трудоустройства и
В общенациональном масштабе
современное государство с
Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.
Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.
1990 |
1996 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 | |
Число предприятий, на кото-рых проходили забастовки |
260 |
8278 |
17007 |
11162 |
7285 |
817 |
Численность работников, вовлеченных в забастовки: | ||||||
тыс. человек |
99,5 |
663,9 |
887,3 |
530,8 |
238,4 |
30,9 |
В среднем на одно предпри-ятие, человек |
383 |
80 |
52 |
48 |
33 |
37 |
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1999 |
2001 |
2000 | |
Число зарегистриро-ванных преступлений за год, тыс. |
1840 |
2756 |
2625 |
2397 |
2582 |
3002 |
2952 |
Раскрываемость преступлений, % |
54,8 |
64,5 |
70,1 |
72,2 |
74,4 |
73,4 |
75,6 |
Коэфициэнт смертности от убийств (число умерших на 100000 населения) |
14,3 |
30,7 |
266 |
23,9 |
23,0 |
26,2 |
28,3 |
Государственные минимальные
стандарты в области
- набор
общедоступных и бесплатных
- нормы
и нормативы предельной
- нормы
и нормативы социально-
- норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.
Образование
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 | |
Число государст-венных
дневных общеобразовате-льных |
67571 |
68445 |
68259 |
67862 |
67321 |
66943 |
66428 |
В них численность учащихся, тыс.чел. |
20328 |
21521 |
21682 |
21683 |
21429 |
20826 |
20013 |
Число государст-венных средних специальных учебных заведений |
2603 |
2612 |
2608 |
2593 |
2584 |
2576 |
2589 |
Численность сту-дентов в государ-ственных средних специальных учеб-ных заведениях на 10000 населения |
153 |
130 |
134 |
137 |
141 |
148 |
160 |
Число государст-венных высших учебных заведений |
514 |
569 |
573 |
578 |
580 |
590 |
607 |
Численность сту-дентов государст-венных высших учебных заведений на 10000 населения |
190 |
179 |
190 |
208 |
229 |
256 |
294 |
Минимальные размеры стипендии
(в месяц)
Минимальный размер стипендии: |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2001 |
2002 |
студентам вузов |
4,3 |
14,6 |
20,5 |
63,3 |
167,0 |
167,0 |
167,0 |
167,0 |
200,0 |
студентам уч-реждений сред-него специаль-ного и началь-ного профессио-нального образования |
1,6 |
10,2 |
14,4 |
44,3 |
58,4 |
58,4 |
58,4 |
58,4 |
70,0 |
По предварительным прогнозам в 2003 году смогут поступить в государственные ВУЗы 604 тысячи абитуриентов на бюджетные отделения и 676 тысяч – на платные отделения. Причем 180 тысяч человек поступят в коммерческие вузы. Всего же высшие учебные заведения примут в этом году около 1,5 миллиона человек.
В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 | |
Численность врачей на 1000 населения |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,6 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.
Информация о работе Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации