Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
сделать выводы по результатам анализа.

Файлы: 1 файл

соц.гарантии.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

 

Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим  прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой.

На снижение уровня безработицы  должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

      - поддержка  малого и среднего предпринимательства,  не требующего крупных инвестиций;

      - более  эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

      - профилактика  безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

      - расширение  в регионах сети частных бюро содействия занятости;

      - максимальное  обеспечение участками земли  отдельных граждан для обеспечения  дополнительных доходов семьи,  а также инвесторов под обязательство  создания рабочих мест.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).

Согласно Закону, степень  возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным.      Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует  безработным:

        - выплату пособий по безработице;

        - выплату стипендий в период  профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

        - возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

        - возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

        - оплату в размере причитающегося  пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, посо-бие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы  трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но  основные средства все же поступают от государства.

В общенациональном масштабе современное государство с целью  уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.

Конкретные результаты в осуществлении  политики трудоустройства может  дать сокращение рабочего дня. За последние  100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.

Безработица порождает  тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

Таблица №7

Забастовки

 

1990

1996

1997

1999

2001

2002

Число предприятий, на кото-рых  проходили забастовки

260

8278

17007

11162

7285

817

Численность работников, вовлеченных в забастовки:

тыс. человек 

99,5

663,9

887,3

530,8

238,4

30,9

В среднем на одно предпри-ятие, человек

383

80

52

48

33

37


Таблица №8

Правонарушения

 

1990

1995

1996

1997

1999

2001

2000

Число зарегистриро-ванных преступлений за год, тыс.

1840

2756

2625

2397

2582

3002

2952

Раскрываемость преступлений, %

54,8

64,5

70,1

72,2

74,4

73,4

75,6

Коэфициэнт смертности от убийств (число умерших на 100000 населения)

14,3

30,7

266

23,9

23,0

26,2

28,3


2.4. Сфера образования.

 

Государственные минимальные  стандарты в области образования  предполагают:

     - набор  общедоступных и бесплатных услуг  образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

     - нормы  и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

     - нормы  и нормативы социально-экономической  поддержки обучающихся;

     - норматив  числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Таблица №9

Образование

 

1990

1995

1996

1997

1999

2001

2002

Число государст-венных дневных общеобразовате-льных учреждений

67571

68445

68259

67862

67321

66943

66428

В них численность  учащихся, тыс.чел.

20328

21521

21682

21683

21429

20826

20013

Число государст-венных средних специальных учебных  заведений

2603

2612

2608

2593

2584

2576

2589

Численность сту-дентов в государ-ственных средних специальных учеб-ных заведениях на 10000 населения

153

130

134

137

141

148

160

Число государст-венных высших учебных заведений

514

569

573

578

580

590

607

Численность сту-дентов  государст-венных высших учебных заведений  на 10000 населения

190

179

190

208

229

256

294


 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 10

Минимальные размеры  стипендии

(в месяц)

Минимальный размер стипендии:

1993 

1994

1995 

1996 

1997 

1998 

1999 

2001 

2002 

студентам вузов 

4,3

14,6

20,5

63,3

167,0

167,0

167,0

167,0

200,0

студентам уч-реждений сред-него специаль-ного и началь-ного профессио-нального образования 

1,6

10,2

14,4

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70,0


 

По предварительным  прогнозам в 2003 году смогут поступить  в государственные ВУЗы 604 тысячи абитуриентов на бюджетные отделения  и 676 тысяч – на платные отделения. Причем 180 тысяч человек поступят в коммерческие вузы. Всего же  высшие учебные заведения примут в этом году около 1,5 миллиона человек.

2.5. Здравоохранение, жилищно-коммунальное  хозяйство  и социальное обслуживание  населения.

 

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах.

Таблица №11

Жилищные условия населения

 

1990

1995

1996

1997

1999

2001

2002

Численность врачей на 1000 населения

4,5

4,5

4,6

4,6

4,7

4,7

4,7


 

Одной из важнейших функций  системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания  определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Информация о работе Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации