Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
сделать выводы по результатам анализа.

Файлы: 1 файл

соц.гарантии.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

До начала 90-х годов  отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Таблица №12

Структура платных услуг населению (в процентах)

 

1993

1996

1997

1999

2001

2002

Все оказанные услуги

100

100

100

100

100

100

в том числе:

бытовые

29,4

18,8

18,1

16,7

15,7

14,3

пассажирского транспорта

29,3

25,3

26,0

24,5

25,7

25,9

связи

5,9

7,9

8,4

9,2

9,9

11,1

жилищно-коммунальные 

10,3

20,7

21,3

22,1

20,4

20,0

системы образования 

2,4

3,0

4,2

5,4

6,3

6,7

культуры 

1,6

1,1

1,4

1,2

1,5

1,6

туристико-экскурсионные

2,0

1,3

2,1

1,9

1,8

1,8

физической культуры и спорта

0,2

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

медицинские

1,7

2,7

3,5

3,8

4,4

4,5

санаторно-оздаровительные

5,0

2,9

2,4

2,7

3,3

3,8

правового характера

6,8

7,5

8,9

8,0

6,2

5,1

другие

5,4

8,5

3,4

4,1

4,4

4,8


 

Специфическим видом  государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

Таблица №13

Предоставление гражданам льгот  по оплате жилья

и коммунальных услуг

 

Численность граж-дан, пользующихся льготами, тыс. человек 

Затраты предпри-ятий по предостав-лению гражданам льгот по оплате жи-лищно-коммуналь-ных услуг млн.руб. 

Среднемесячный размер льгот на одно-го пользова-теля, руб.

Всего

46015,1

17547,6

32

в том числе льготы, предоставленные:

инвалидам

10503,6

4420,6

35

из них:

инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств

2065,7

904,5

36

инвалидам и семьям, имеющим  детей-инвалидов 

6672,3

2788,0

35

ветеранам

20986,2

7542,4

30

из них:

участникам Великой  Отечественной войны 

1417,6

569,6

33

ветеранам боевых действий на территории других государств

295,3

71,9

20

ветеранам труда

18090,9

6443,3

30

на основании других законодательных актов

10740,3

4113,7

32

по профессиональному приказу

1400,8

643,2

38

иными категориями граждан

2384,2

827,7

29


 

26 мая 1997 г. принято  постановление Правительства РФ  № 621 «О федеральных стандартах  перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы  социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.

 

Глава 3. Социальное обеспечение и  социальная помощь.

 

В условиях перехода к  рыночным отношениям проблема совершенствования  системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального  обеспечения являются:

         -пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

         -пособия по безработице, по  временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

         -содержание и обслуживание детей,  престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

         -профессиональное обучение, трудовое  устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.

Экономическую основу социального  обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения  и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям  лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного  обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

  Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

 

Таблица №14

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах  соц. защиты населения

(на конец года)

  Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц. защиты населения

1992

1995

1997

1999

2001

2002

всего, тыс. чел.

35273

37083

38184

38410

38381

38411

в процентах к предыдущему  году

103,6

101,3

100,9

100,6

99,9

100,1


 

Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.

Согласно закону «О государственных  пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Таблица № 15

Минимальный размер пенсии (в месяц)

Минимальный размер пенсии:

1993

1994

1995

1996

1997

1998

2000

2001

2002

по старости

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,2

153,1

по инвалидности: 

1группы(с надбавкой  за уход)

7,1

24,4

68,9

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

2 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

3 группы

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

по случаю потери кормильца (на получателя)

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

за выслугу лет 

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

социальные  пенсии:

инвалидам с  детства:

1 группы (с надбавкой  за уход)

7,1

24,4

68,9

126,5

139,2

168,4

168,4

216,8

306,2

2 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

инвалидам, не имеющим трудового стажа:

1 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,3

84,2

84,2

108,2

153,1

2 группы

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

3 группы

2,1

7,3

17,2

31,6

34,8

42,1

42,1

54,2

76,6

детям-инвалидам (без  надбавки за уход)

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

детям, потерявшим обоих  родителей, и детям умерших одиноких матерей (на получателя)

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

детям, потерявшим одного из родителей (на получателя)

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

лица старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющих трудового  стажа

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

Информация о работе Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации