Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа
Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
сделать выводы по результатам анализа.
До начала 90-х годов
отрасли социального
1993 |
1996 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 | |
Все оказанные услуги |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | ||||||
бытовые |
29,4 |
18,8 |
18,1 |
16,7 |
15,7 |
14,3 |
пассажирского транспорта |
29,3 |
25,3 |
26,0 |
24,5 |
25,7 |
25,9 |
связи |
5,9 |
7,9 |
8,4 |
9,2 |
9,9 |
11,1 |
жилищно-коммунальные |
10,3 |
20,7 |
21,3 |
22,1 |
20,4 |
20,0 |
системы образования |
2,4 |
3,0 |
4,2 |
5,4 |
6,3 |
6,7 |
культуры |
1,6 |
1,1 |
1,4 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
туристико-экскурсионные |
2,0 |
1,3 |
2,1 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
физической культуры и спорта |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
медицинские |
1,7 |
2,7 |
3,5 |
3,8 |
4,4 |
4,5 |
санаторно-оздаровительные |
5,0 |
2,9 |
2,4 |
2,7 |
3,3 |
3,8 |
правового характера |
6,8 |
7,5 |
8,9 |
8,0 |
6,2 |
5,1 |
другие |
5,4 |
8,5 |
3,4 |
4,1 |
4,4 |
4,8 |
Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.
и коммунальных услуг
Численность граж-дан, пользующихся льготами, тыс. человек |
Затраты предпри-ятий по предостав-лению гражданам льгот по оплате жи-лищно-коммуналь-ных услуг млн.руб. |
Среднемесячный размер льгот на одно-го пользова-теля, руб. | |
Всего |
46015,1 |
17547,6 |
32 |
в том числе льготы, предоставленные: | |||
инвалидам |
10503,6 |
4420,6 |
35 |
из них: | |||
инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств |
2065,7 |
904,5 |
36 |
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов |
6672,3 |
2788,0 |
35 |
ветеранам |
20986,2 |
7542,4 |
30 |
из них: | |||
участникам Великой Отечественной войны |
1417,6 |
569,6 |
33 |
ветеранам боевых действий на территории других государств |
295,3 |
71,9 |
20 |
ветеранам труда |
18090,9 |
6443,3 |
30 |
на основании других законодательных актов |
10740,3 |
4113,7 |
32 |
по профессиональному приказу |
1400,8 |
643,2 |
38 |
иными категориями граждан |
2384,2 |
827,7 |
29 |
26 мая 1997 г. принято
постановление Правительства
Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения.
В условиях перехода к
рыночным отношениям проблема совершенствования
системы социального обеспечени
Основными видами социального обеспечения являются:
-пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
-пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
-содержание и обслуживание
-профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.
Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.
Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.
Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Таблица №14
(на конец года)
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц. защиты населения |
1992 |
1995 |
1997 |
1999 |
2001 |
2002 |
всего, тыс. чел. |
35273 |
37083 |
38184 |
38410 |
38381 |
38411 |
в процентах к предыдущему году |
103,6 |
101,3 |
100,9 |
100,6 |
99,9 |
100,1 |
Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.
Согласно закону «О государственных
пенсиях», в механизм исчисления пенсий
заложен принцип учета
Минимальный размер пенсии (в месяц)
Минимальный размер пенсии: |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
по старости |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,2 |
153,1 |
по инвалидности: | |||||||||
1группы(с надбавкой за уход) |
7,1 |
24,4 |
68,9 |
126,5 |
139,2 |
168,4 |
168,4 |
216,8 |
306,2 |
2 группы |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
3 группы |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
по случаю потери кормильца (на получателя) |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
за выслугу лет |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
социальные пенсии: | |||||||||
инвалидам с детства: | |||||||||
1 группы (с надбавкой за уход) |
7,1 |
24,4 |
68,9 |
126,5 |
139,2 |
168,4 |
168,4 |
216,8 |
306,2 |
2 группы |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
инвалидам, не имеющим трудового стажа: | |||||||||
1 группы |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,3 |
84,2 |
84,2 |
108,2 |
153,1 |
2 группы |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
3 группы |
2,1 |
7,3 |
17,2 |
31,6 |
34,8 |
42,1 |
42,1 |
54,2 |
76,6 |
детям-инвалидам (без надбавки за уход) |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
детям, потерявшим обоих родителей, и детям умерших одиноких матерей (на получателя) |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
детям, потерявшим одного из родителей (на получателя) |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
лица старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющих трудового стажа |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
Информация о работе Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации