Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить существующую систему социальных гарантий в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть необходимость социальных гарантий населению;
проанализировать государственные социальные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения, а именно: минимальную заработную плату и прожиточный минимум;.гарантии защиты от безработицы; гарантии в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обслуживания населения;
изучить социальное обеспечение и социальная помощь;
сделать выводы по результатам анализа.

Файлы: 1 файл

соц.гарантии.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

Таблица № 16

Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. (до 1998г.-тыс. руб.)

 

1992

1995

1997

1998

2000

2002

Величина прожиточного минимума пенсионера

1,3

186,2

289,9

347,9

639,9

909

в процентах к предыдущему  году

в 3,1 р.

в 111 р.

в 120 р.

в 183 р.

в 117 р.


 

Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые особенности. Например, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков профессий и должностей работников этой категории, утвержденных постановлением Правительства РФ. Имеются некоторые особенности в начислении пенсий для государственных служащих.

Немаловажное значение имеют определенные законодательством надбавки. Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии.

В настоящее время  уровень обеспечения пенсиями и  пособиями корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» были введены компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенсационные выплаты на несовершеннолетних детей.

Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций  и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.).

Пенсионное обеспечение  осуществляется государственными органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д.  Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.

Размер назначенной  пенсии может изменяться при возникновении права на ее повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно установленным правилам.

Развитие пенсионного  обеспечения осуществляется путем реформирования системы пенсионного обеспечения РФ. Концепция реформы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Суть реформы можно свести к основным моментам:

          - введение системы индивидуального   учета страховых взносов в          

            Пенсионный фонд РФ на основе Федерального закона от 1 апреля  

            1996 г. № 27-ФЗ;

           - обеспечение стабильности реальной  стоимости пенсии, достижение 

             справедливой дифференциации размеров  пенсий на основе трудового

             вклада, установление постоянного  механизма индексации пенсий

             посредством применения индивидуального коэффициента

             пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном

             хозяйстве страны;

           - создание базы финансовой устойчивости  бюджета Пенсионного 

             фонда России для обеспечения  своевременного финансирования

             выплаты пенсий.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» нацелен на определение размера пенсии с учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой пенсионной системе.

Кроме того, фактический  заработок пенсионера учитывается для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адаптированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинаковой профессии и аналогичной квалификации смогут воспользоваться приблизительно равными заработками, получаемыми за такую же работу в настоящее время.

Вводимый законом индивидуальный коэффициент пенсионера отражает реальное соотношение фактического заработка гражданина за периоды, учитываемые для исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране.

Этот коэффициент - константа, которая будет сопровождать пенсионера на протяжении всей его «пенсионной жизни». Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал) автоматически позволяет перерасчетать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда.

Размер пенсии устанавливается, исходя из среднемесячной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварталу назначения (перерасчета) пенсии.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде  и более  чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов.

Реформирование пенсионной системы также предусматривает  совершенствование организационной структуры пенсионной службы на основе указа Президента РФ от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением Российской Федерации».

Создается новая модель пенсионной службы, объединяющая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсии, в одном ведомстве, которая возьмет на себя ответственность за социальное обеспечение населения.

Основополагающим документом является соглашение о создании в  регионе единой пенсионной службы между  Пенсионным фондом РФ и субъектами Федерации. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между органами социальной защиты и Пенсионным фондом.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в декабре 1990 г. был образован Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет следующих источников:

   - страховые взносы  работодателей;

   - страховые взносы  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

   - средства из  республиканского бюджета РФ  на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;

   -средства, возмещаемые  Пенсионному фонду Государственным фондом занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

   - добровольные  взносы физических и юридических  лиц;

   - доходы от  капитализации средств и другие  поступления.

На основе Положения  о Пенсионном фонде его средства направляются на выплату государственных  пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью.

При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывает  единой цепью страхователя - пенсионную службу - получателя пенсии; пенсия доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или коммерческих структур. В результате повышаются управляемость структуры и экономическая эффективность деятельности службы.

Таблица №17
Основные показатели Пенсионного фонда РФ

Поступления страховых  взносов предприятий и организаций  в Пенсионный фонд РФ:

1992

1993

1995

1997

1998

2001

2002

всего,млн.руб.(до 1998г.- млрд.руб)

1203

10169

73709

151073

149102

250436

379259

в процентах к ВВП 

6,3

5,9

4,8

6,1

5,4

5,3

5,4

в процентах к предыдущему  году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

86,8

68,5

114,3

77,3

90,5

125,3

Расходование средств  Пенсионного фонда РФ на финансирование выплат населению пенсий и пособий:

всего,млн.руб.(до 1998г.- млрд.руб)

885

10312

85078

172767

160450

254710

331257

в процентах к ВВП

4,7

6,0

5,5

7,0

5,9

5,4

4,7

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

119,6

77,6

120,1

72,7

85,5

107,7

Задолженность по выплате  песий  (на конец года):

всего,млрд.руб.(до 1998г.- мрлн.руб)

0,7

-

26,3

-

-

в процентах к предыдущему  году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

10,0

-

203,9

-

-


 

Важное значение приобретают  дополнительные формы пенсионного  обеспечения в соответствии с  указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

Российские негосударственные  пенсионные фонды, как правило, применяют две основные схемы пенсионного обеспечения: рентную и страховую. В первом варианте на взнос клиента начисляются проценты, и при наступлении срока с этих сумм осуществляются пенсионные выплаты. Во втором варианте клиенту гарантируется пожизненная пенсия. При расчете величины такой пенсии исходят из расчета средней продолжительности жизни.

Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

Законодательством предусмотрен определенный порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в  доме престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы и пр.

В заключение разговора  о пенсионной системе России следует  отметить, что сейчас соотношение  работающие – пенсионеры 2:1 , и ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы, однако согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%.  Поэтому для предотвращения кризиса наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих странах источником долгосрочных производственных инвестиций.  Кроме того, явными преимуществами такой системы является:

  •   финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране;
  •    сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов;
  •    увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для установления устойчивых темпов экономического роста.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

Информация о работе Система социальных гарантий и их реализация в Российской Федерации