Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- неразвитость системы социального обслуживания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6
1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11
1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16
2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21
2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.46 Кб (Скачать файл)

На основании декрета  СНК от 14 мая 1921 г. советские органы провели значительную работу по созданию крестьянских комитетов взаимопомощи. По данным И. Н. Ксенофонтова, к октябрю 1924 г. в РСФСР было организовано свыше 50 тыс. комитетов. Для выполнения возложенных  на них функций по оказанию социальной помощи крестьянские комитеты получили право использования самообложения  крестьянства как источника формирования финансовых и натуральных фондов. В 1924 г. денежный фонд крестьянских комитетов  составил 3,2 млн. рублей, на сентябрь 1924 г. -- около 5 млн. рублей [26; 191].

Крестьянские общества взаимопомощи действовали в различных регионах примерно до 1930--1931 гг. С созданием  колхозов отпала потребность в трудовой помощи со стороны крестьянских обществ. Постепенно на смену крестьянским обществам  взаимопомощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением ВЦИК и Совнаркома 13 марта 1931 г. Оно утвердило  Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников. Этим нормативным  документом кассам предоставлялось  право создавать дома для престарелых, оказывать им финансовую и натуральную  помощь при болезни.

Значительные социально-политические и экономические изменения, происшедшие  в стране в процессе реализации первого  и второго пятилетних планов, позволили  в Конституции 1936 г. закрепить право  всех граждан на социальное обеспечение  по старости. Важнейшим шагом вперед стало установление равенства прав всех граждан на пенсионное обеспечение. Согласно новой Конституции пенсии рабочим и служащим по старости и  инвалидности назначалось на одинаковых условиях. Ограничения в пенсионном обеспечении и распространявшиеся на лиц, лишенных избирательных прав по социальному происхождению или  положению, были отменены.

В годы Отечественной войны  главное внимание правительства  было в основном направлено на организацию  социального обеспечения военнослужащих и их семей, а не престарелых.

После войны с восстановлением  народного хозяйства преобразуется  и административная система управления социальным обеспечением. Так, в 1949г. вместо НКСО образовывается Министерство социального  обеспечения, деятельность которого разворачивается  в последующие десятилетия.

Новым этапом в становлении  социального обеспечения можно  считать конец 50-х гг. Верховный  Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает  Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется  круг лиц, которым предоставляются  пенсии, но и в самостоятельную  отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению лиц, достигших старости.

В январе 1961 г. изменяется положение  о Министерстве социального обеспечения  РСФСР, где его функции по сравнению  с 1937 г. значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие  функции: выплата пенсий; организация  врачебно-трудовой экспертизы для пожилых; предоставление протезно-ортопедической помощи. В 1964 г. принимается Закон  о пенсиях членам колхозов. Тем  самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Среди видов материального  обеспечения престарелых ведущее  место в условиях советского государства  занимало пенсионное обеспечение. По мере того как право на пользование  пенсиями предоставлялось все более  широкому кругу лиц, численность  получавших пенсию неуклонно увеличивалось. В 1941 г. количество граждан, находившихся на пенсионном обеспечении, составляло 4 млн. человек, в 1967 г. - 35 млн. человек, в 1980 г. - около 50 млн. человек, в том  числе по старости 10 млн. и колхозников - 12 млн. человек. Соответственно, государство  постоянно увеличивало ассигнования на социальное страхование и социальное обеспечение людей преклонного  возраста. Если в 1950 г. расходы из государственного бюджета на эти цели выражались суммой 4 млрд. рублей, в 1970 г. - 23 млрд. рублей, то в 1980 г. они достигли 45 млрд. рублей [24; 37].

Таким образом, по сравнению  с дореволюционной Россией социальное обеспечение в советский период пожилых людей поднялось на качественно  новый уровень, превратившись в  единую государственную систему, которая  выступала в нескольких организационно-правовых формах. Благодаря глубокому и  целенаправленному реформированию дела социальной помощи в стране было введено полное социальное обеспечение  трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, наступлении старости или инвалидности.

По достоинству оценивая позитивные стороны советского социального  обеспечения, в то же время нельзя его идеализировать, не видеть его  серьезных недостатков и заслуживающих  критики отрицательных черт. В  условиях административно-командной  системы была установлена государственная  монополия на социальное страхование. Огосударствление социального обеспечения  сопровождалось неоправданной ликвидацией  давно возникших и приносивших  большую пользу благотворительных  обществ «старой» России и лишением общественных организаций советского периода возможности участия  в деле социальной помощи нуждавшимся. В результате общественное призрение свелось к социальному обеспечению, были утрачены многие виды социальной поддержки оказавшихся в тяжелом положении пожилых людей.

 

 

1.3 Основные направления и принципы социального обслуживания пожилых людей на современном этапе

 

В современных условиях чрезвычайно  важным направлением социальной защиты является социальное обслуживание пожилых  граждан Российской Федерации, так  как в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа пожилых  людей.

Демографическое старение населения  в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. В 2003 г. в России насчитывалось 29,9 млн. человек старше трудоспособного Возраста (20,4% всего населения), в том числе 12,5 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. С 1990 г. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности молодежи в возрасте 10--15 лет, численность пожилых людей возросла на 2,26 млн. человек. В дальнейшем это превышение будет расти [25; 356].

В нашей стране соотношение  численности лиц трудоспособного  возраста и лиц, нетрудоспособных по возрасту, включая детей и пожилых  людей, рельефно отражает ход демографических  процессов.

В течение последнего десятилетия  временное снижение коэффициента демографической  нагрузки происходило при снижении нагрузки лицами старше трудоспособного  возраста. Минимального для России значения этот показатель достигнет  в 2007 г. -- 569 человек нетрудоспособных возрастов приходящихся на 1000 лиц  рабочего возраста [25; 359].

Большинство пожилых людей  проживает в городах, но социально-экономические  проблемы пожилого населения особенно остро выражены на селе.

Данная ситуация усиливает  значимость государственной поддержки  семей, имеющих в своем составе  пожилых людей и переживающих одновременно социально-экономические  трудности: бедность, безработица, многодетность, болезнь переселение и другое.

Современная социальная работа с престарелыми в Российской Федерации  строиться в соответствии с принципами ООН в отношении пожилых людей 2001 г.: "Сделать полноправной жизнь  лиц преклонного возраста". Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие  меры в области социальной поддержки  пожилых людей: разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями; поощрять благотворительные организации; защитить пожилых людей от экономических потрясений; обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых; полностью обеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места его проживания -- на родине или в другой стране [14; 110].

Сущности социального  обслуживания пожилых людей и  принципы социальной работы с пожилыми раскрыты в федеральных законах "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов", принятые в 1995 г.

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" подчеркивается, что "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации" [1; 1].

Федеральный закон РФ "О  социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" существенно  дополняет и конкретизирует представления  о социальном обслуживании отдельных  социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования  отношений в сфере социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним  из направлений деятельности по социальной защите пожилых людей.

При этом в Законе предмет  его определяется таким образом: "Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан  в социальных услугах". Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются  гражданам пожилого возраста и инвалидам  на дому и в учреждениях социального  обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения  достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный  и территориальный перечни гарантированных  государством социальных услуг.

Современная российская государственная  социальная политика в отношении  пожилых людей направлена на то, чтобы, во-первых, подготовить общество к происходящим демографическим  изменениям; во-вторых, улучшить качество жизни лиц старшего возраста; в-третьих, развить социальные услуги в соответствии с потребностями и нуждами  этой категории населения.

По проведенным оценкам, в России примерно 5 млн. граждан  старших могут нуждаться в  различной помощи. Из их числа 1,5 млн. человек нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного  состояния здоровья или преклонного  возраста. Среди них около 300 тыс. человек, которым необходимы социально-медицинские  услуги на дому [21; 143].

На что в этой связи  следует обратить внимание прежде всего?

На Общероссийском съезде социальных работников в Самаре в  ноябре 2002 г. было отмечено, что многим пожилым людям необходим не только адекватный уход, но и разнообразная  общественная помощь для налаживания  полноценной жизни, что связано  с задачей переоценки взглядов на их нужды и потребности. Это касается и обустройства материальной среды  жизнедеятельности, переоборудования жилья соответственно функциональным возможностям пожилых людей. Первый, кто должен увидеть и сказать, что жилищные условия пожилого человека требуют улучшения, -- это приходящий на дом социальный работник.

Во-вторых, появление все  большего числа долгожителей, которым  уход на качественно новом уровне и которые при этом не желают переселиться в стационарные учреждения социального  обслуживания, приводит к значительному  возрастанию нагрузки на обеспечивающих уход на дому за пожилыми и престарелыми родственниками.

Однако обычная российская семья не имеет достаточных финансовых ресурсов, возможности приобрести по доступной цене или взять напрокат современные технические средства, облегчающие уход, получить консультации специалистов по организации ухода, а также профессиональную помощь специалистов. Социальные службы совершенно недостаточно используют свои возможности  для работы с такими семьями.

Что касается предоставления социальных услуг и стационарного  обслуживания, то несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется  не полностью.

Инфраструктуру системы  социального обслуживания пожилых  людей в Российской Федерации  определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания.

Бурное развитие в 80--90-е  гг. нестационарных форм социального  обслуживания (на дому, временное проживание в стационаре и срочная социальная помощь) наряду со стабильным ростом сети стационарных учреждений социального  обслуживания сыграло главную роль в формировании современного типа социального  обслуживания.

В настоящее время насчитывается  около 3 тыс. самостоятельных учреждений социального обслуживания, а также  свыше 16 тыс. различных подразделений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям.

Ежегодно социальные услуги в том или ином виде получают более 14 млн. пожилых людей (46% числа граждан  пожилого возраста). При этом лишь около 200 тыс. человек проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах).

Возникшее в середине 80-х  гг. социальное обслуживание на дому включает социально-бытовые, социально-медицинские, психологические, правовые и другие услуги. Продолжая жить в привычных  домашних условиях, социальные услуги получают ежегодно:

в отделениях срочной социальной помощи -- 12,6 млн. чел.,

в отделениях социального  обслуживания на дому -- 1,1 млн. чел. [24; 194].

Параллельно со службами по предоставлению социальных услуг на дому ускоренными темпами развивается  сеть муниципальных центров социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. С 1987 г. создано 1833 центра социального обслуживания, причем около 600 центров имеют отделения временного (на 2--3 месяца) проживания. Происходит преобразование центров социального  обслуживания граждан пожилого возраста в комплексные учреждения по видам  услуг и одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые  люди, дети, подростки, женщины).

Информация о работе Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации