Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- неразвитость системы социального обслуживания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6
1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11
1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16
2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21
2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………………………
Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межличностные отношения их складываются чаще стихийно и основываются на таких факторах, как совместное проживание, оказание друг другу бытовых услуг и т. д. Из этой категории лиц рекомендуется выбирать помощников по осуществлению общественно-полезной деятельности, поддержанию связей между пожилыми людьми.
Третью группу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от общественно полезного труда: сосредоточена на собственном благополучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожилых людей для данной группы лиц, ограничено кругом соседей по комнате и необходимостью контактов с персоналом, досуг сужен до использования чтения, просмотра телевизионных передач.
В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-активизирующих мероприятий (дозированные прогулки, лечебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на открытых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в ЛТМ.
Четвертая группа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправленной деятельности. Эпизодически осуществляемая деятельность по самообслуживанию основана на удовлетворении их витальных потребностей. Круг общения сужен, интерес к окружающему ослаблен.
В отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухода, поддержание элементарных навыков самообслуживания (одевание, умывание, причесывание и др.).
Пятая группа (24,7%) состоит из лиц, ослабленных физически, пребывающих на постельном режиме и нуждающихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающему, неразборчивы в удовлетворении витальных потребностей [26; 204].
Все мероприятия по отношению к этой группе лиц сводятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности.
С учетом дифференциации контингента лишь в первых трех группах возможно активное реабилитационное воздействие с использованием индивидуальных программ, в котором наиболее оптимальным является выбор терапии занятостью и воздействия средой.
По отношению к лицам пожилого возраста, находящимся в домах-интернатах, рекомендовано введение дифференцированных реабилитационных режимов:
- режим общественно-трудовой
занятости направлен на
- лечебно-активирующий режим
направлен на поддержание
- лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физиологических функций.
Указанные режимы находятся
в соответствии с уровнем активности
пожилых людей, что позволяет
адекватно направить усилия персонала
на организацию социально-
Социальная реабилитация
пожилых людей в домах-
Все технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях:
- средства для самих
пользователей с целью
- средства и оборудование,
используемые для бытового
Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:
- специальные устройства,
направленные на
- средства, облегчающие передвижение;
- средства, способствующие
участию в трудовой
- приспособления, используемые для общения;
- средства, обеспечивающие проведение досуга.
Ситуация в стационарных
учреждениях социального
С целью создания физически действенной среды, способствующей социально-реабилитационным целям в отношении пожилых и старых людей, необходимо более полное оснащение реабилитационным оборудованием кабинетов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, создание помещений для активного досуга.
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей
В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания.
Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения, где пожилые люди могут находиться от недели до 3-х месяцев.
Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д. По исследованиям, проводимым Министерством труда и социального развития, 74% опрошенных клиентов ответили, что главная причина, приводящая их в центры, - это желание общаться; 26% - признались, что главным мотивом было получить бесплатный обед: 29% - порадовались возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.
Центры организуют работу с пенсионерами, создавая различные клубы по интересам.
Главная задача службы срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остронуждающимся.
Основные направления этой деятельности:
- обеспечение бесплатным
горячим питанием или
- оказание денежной и вещевой помощи;
- направление в медико-
- оказание бытовой, юридической и психологической помощи;
- содействие в прописке и трудоустройстве;
- организация проката
бытовой техники и
- создание кассы взаимопомощи и др.
Для тех, кто испытывает серьезные
трудности в организации своего
быта, ведении собственного хозяйства,
по тем или иным причинам не желает
проживать в домах-интернатах, в
ряде регионов на базе Центра социального
обслуживания населения или учреждений
здравоохранения создаются
Так, различными услугами служб срочной социальной помощи ежегодно пользуются от 6 до 7 млн. человек.
Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения адекватных мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.
Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое, социокультурное, реабилитационное, консультационное и другие направления в инфраструктуре нестационарных учреждений социального обслуживания. Совершенствуется практика адресной социальной помощи.
В этом плане показателен пример Краснодарского края. В Краснодарском крае проведена значительная работа по формированию целостной системы предоставления социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам. Ведущими учреждениями по предоставлению различных видов социальной помощи на муниципальном уровне стали центры социального обслуживания, количество которых постоянно растет (с 2 центров в 1993 году до 42 - в 1999 году).
Центры выявляют нуждающихся
в социальном обслуживании граждан,
создают банк данных о различных
категориях населения, оказывают социальную
помощь: социально-бытовую, социально-медицинскую,
консультативную, психологическую
и другую. В структуру центров
органично входят отделения социального
обслуживания на дому, специализированные
отделения социально-
Так как многие лица пожилого
возраста, проживающие в этом регионе,
нуждаются в оказании в домашних
условиях не только социальной, но и
медицинской помощи, в Краснодарском
крае ведется целенаправленная работа
по организации специализированных
отделений социально-
Растет объем заявок на оказание срочной социальной помощи: за 2000 год 99 отделений срочного социального обслуживания оказали помощь 635 тыс. человек, а в первом полугодии 1999 года - уже 406,7 тыс. нуждающихся граждан. Как показывает практика, деятельность служб срочной социальной помощи способствует значительному снижению остроты социальных проблем.
За последние шесть
лет разветвленная сеть нестационарных
учреждений и служб для оказания
социальной поддержки малообеспеченным
категориям пожилых граждан, предоставления
нуждающимся услуг по уходу создана
и в Республике Марий Эл: 13 домов
ветеранов, оздоровительный центр
«Кичиер», где ежемесячно поправляют
свое здоровье 150 пенсионеров и инвалидов,
республиканский центр
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому
Концентрация располагаемых
ресурсов на развитие сети центров
социального обслуживания, отделений
социального обслуживания на дому,
появляется во второй половине 1990 гг.,
специализированных отделений социально-
Надомные услуги, гарантированные государством, в последние годы и в нашей стране становятся все более разнообразными. По данным социологических исследований престарелые люди нуждаются в 31 виде услуг: от доставки продуктов до стрижки и сопровождения в баню. Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24%, а получают только 1-2%, во влажной уборке помещения - 88%, а пользуются 28%.
Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:
- доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости;
- содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;
- сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
- содействие в получении
медицинской помощи, в том числе
сопровождение в лечебно-
- содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
- помощь в получении
путевок на санаторно-
- оказание помощи в
вопросах пенсионного
- организация ремонта жилья, обеспечения топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды;
- содействие в обеспечении
книгами, журналами, газетами, в
посещении концертов,
- помощь в написании
писем, оформлении документов, в
том числе при обмене и
Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. В среднем по России из каждых 10 тысяч пожилых людей надомным обслуживанием 260 человек.
Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.
Средства, поступающие за обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах велосипеды, часть средств направляется на премирование работников.
Информация о работе Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации