Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что с увеличением продолжительности жизни возрастает преобладающее большинство пожилых граждан, нуждающихся в оказании бытовых, медицинских, правовых и других услугах. Актуальность проблем, связанных с организацией системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- неразвитость системы социального обслуживания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..6
1.1 Система призрения пожилых людей в России……………………………………………..6
1.2 Социальное обслуживание пожилых людей в советский период……………………….11
1.3 Основные направления и принципы обслуживания пожилых людей на современном этапе……………………………………………………………………………………………..16
2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………21
2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей……………..21
2.2 Полустационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей………..32
2.3 Система социального обслуживания пожилых людей на дому…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.46 Кб (Скачать файл)

Все большую роль в оказании адресной помощи пенсионерам и инвалидам, предоставлении им социальных услуг  в соответствии с индивидуальной нуждаемостью, играют центры социального  обслуживания. В последние годы прирост  новых центров составляет до 50 единиц ежегодно. Почти половина центров -- комплексные, предоставляющие полный комплекс социальных услуг, включая  медицинские, коммунальные и торговые, всем, кто оказался в трудной жизненной  ситуации, независимо от возраста. В  республиках Адыгея, Кабардино-Балкария и Мордовия, в Пермской, Псковской, Саратовской, Челябинской областях все центры работают как комплексные.

В структуре центров предусмотрены  геронтологические отделения, кабинеты психологической разгрузки, телефоны доверия, хозрасчетные отделения социально-бытовой  помощи, социальные аптеки, библиотеки, прачечные, мастерские по ремонту обуви  и одежды, бытовой техники, клубы  общения, банки вещей, пункты проката  медицинской и реабилитационной техники, предметов длительного  пользования, мини-пекарни, мини-птицефермы, подсобные хозяйства.

Следует отметить популярность отделений временного проживания для  престарелых, действующих в структуре  центров социального обслуживания населения или муниципальных  отделов социального обслуживания. Они позволяют пожилым людям  сохранить годами сложившиеся родственные  и социальные связи.

Продолжается развитие специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Всего имеется 1,5 тыс. отделений, в штате которых  состоит 7,2 тыс. медицинских сестер, обслуживающих 120 тыс. тяжелобольных  престарелых и инвалидов.

Существенный объем работы выполнен отделениями и службами срочного социального обслуживания, количество которых превысило 2 тыс. единиц. Этими службами в течение  года оказана разовая помощь более 13 млн. человек.

Большой популярностью у  пожилых людей пользуются отделения  дневного пребывания. На базе бывших санаториев, пансионатов появляются полустационарные социально-оздоровительные центры (всего 50 учреждений) для реабилитационных мероприятий среди престарелых  и инвалидов, укрепления их здоровья, повышения физической активности.

Популярна такая новая  форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей, как социальная квартира. Общее число социальных квартир достигло 2,3 тыс., в них  проживает 3,1 тыс. престарелых граждан. При этом 1,2 тыс. проживающих в  социальных квартирах обслуживаются  отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями  социально-медицинского обслуживания на дому. Это направление социального  обслуживания активно развивается  в г. Москве (362 квартиры), Свердловской области (298), Красноярском крае (202).

Т. о. перспективной моделью  жизнеобеспечения пожилых людей  в условиях старения населения стали  специальные дома-интернаты для  одиноких престарелых, социальные квартиры, геронтологические центры, специализированные отделения социально - медицинского обслуживания на дому, центры социального  обслуживания, стационарные и полустационарные отделения, где пожилые люди получают различные виды помощи, в которых  они нуждаются.

 

2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации

2.1 Стационарные учреждений социального обслуживания пожилых людей

 

Социальная работа с пожилыми гражданами в стационарных учреждениях  социального обслуживания в современных  условиях приобретает особое значение. Это связано с рядом обстоятельств, а именно:

- тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего  выявлено более 7 болезней);

- ограниченная способность  к самообслуживанию; неспособные  и частично себя обслуживающие  составляют 62,3% проживающих;

- ограниченная способность  к передвижению; лица, неспособные  к передвижению и осуществляющие  двигательную активность в пределах  палаты, составляют 44,6% контингента  домов-интернатов;

- изменение психики в  пожилом возрасте проявляются  в нарушениях памяти на новые  события при сохранности воспроизведения  давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в  замедлении темпа мыслительных  процессов, в нарушениях эмоциональной  сферы, в снижении способности  к хронологической и пространственной  ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, точность, координация);

- изменения личности, характерные  для преклонного возраста; выявлены  полярные, контрастирующие черты:  повышенная внушаемость, сосуществующая  с ригидностью, выраженная сензитивность  с нарастанием черствости, эмоциональной  "сухости". К возрастным особенностям  личности относятся также обидчивость,  эгоцентризм [24; 194].

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности  является критическим моментом в  жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная  обстановка, неясность социального  статуса -- эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос об оценке себя, своих  возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно.

Известно, что в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться  в новых условиях, тревожный фон  настроения и лабильность эмоциональных  процессов. Одним из главных свойств  стареющих людей является психологическая  уязвимость и нарастающая неспособность  справиться с разнообразными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлениям внимания, морально-психологической поддержке.

Переезд в дом-интернат ведет  к резкому изменению привычных  способов адаптации, что наряду с  социальной изоляцией увеличивает  риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных  исходов у пожилых людей.

Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления  в дом-интернат, невозможно устранить, первостепенное значение приобретает  ожидаемая помощь и поддержка  со стороны персонала дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает  направленная работа по социально-психологической  адаптации пожилых людей к  условиям дома-интерната.

Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате  состоит из трех основных этапов: поступление  и пребывание в приемно-карантинном  отделении, расселение на постоянное место  жительства, период первых шести месяцев  проживания.

Каждый из этих этапов характеризуется  своими особенностями и различается  целями и задачами в осуществлении  социально-психологической работы с пожилыми людьми.

Указанные обстоятельства определяют функции социального работника  в организации адаптации пожилых  людей в доме-интернате. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа "прохождения" социально-психологической адаптации  лиц пожилого возраста в доме-интернате.

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в  дом-интернат:

- поступление связано  с состоянием здоровья;

- поступление связано  с конфликтной ситуацией в  семье;

- поступление связано  с желанием сохранить независимость  от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей  социально-психологической адаптации  пожилых людей в домах-интернатах играет информация об этих учреждениях.

Большинство пожилых людей  имели к моменту поступления  в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных  источников (от родственников и близких  знакомых, врачей и работников органов  социальной защиты). Сведения носили формальный, а в ряде случаев -- искаженный характер (представление о доме-интернате  идентифицировалось с распорядком  больницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным ежедневным наблюдением  среднего медперсонала). Представления  о бытовом обслуживании, организации  труда и досуга были неполными. Недостаточная  информация вызывала и поддерживала повышенную тревожность и неуверенность  в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям.

Несмотря на то, что принятие решения о поступлении в дом-интернат было принято самостоятельно и сознательно, более половины пожилых людей, поступивших  в приемно-карантинное отделение  дома-интерната, до последнего момента  испытывали колебания и сомнения в правильности сделанного шага. Эти  колебания связаны с двумя  мотивами: боязнь перемен и незнание конкретных условий проживания.

Роль социального работника  во время пребывания пожилых людей  в приемно-карантинном отделении  дома-интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции этого  учреждения, ознакомить поступивших  с распорядком дня, с расположением  бытовых служб и медицинских  кабинетов, часами работы администрации  и т. д.; провести беседу, ознакомление с условиями жизни в доме-интернате  пожилых людей, решивших поступить  в эти учреждения, что во многом может снизить состояние неуверенности  и тревожности [24; 195].

Более полному информированию пожилых людей о доме-интернате  уже с первых дней пребывания их в этом учреждении может способствовать наличие стенда с отражением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга и т. д. Во избежание полного  разрыва с прежним привычным  образом жизни с целью осуществления  возможности получения информации об общественной жизни в приемно-карантинном  отделении обязательны радиоприемники (желательно с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реализация этих мероприятий делает еще более актуальной роль социального  работника в доме-интернате и  особенно на первом этапе пребывания там пожилого человека.

После двухнедельного проживания в приемно-карантинном отделении  происходит расселение лиц старших  возрастов по месту их основного  проживания в доме-интернате. Этот этап характеризуется дополнительными  эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым  условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая  регламентация распорядка дня -- все  эти обстоятельства ведут к возникновению  кризиса первого месяца адаптации. Первые 3-- 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудные  для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющейся  хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего.

Для успешной социально-психологической  адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселение", т. е. размещение в отделении. При  переводе пожилого человека в отделение  и поселении его в комнату  с соседями нередко возникают  сложности совместного проживания. Они могут быть связаны с понятием «скученности». Его психологическая  сущность заключается в формировании представления о «своей» и  «чужой» территории. Вторжение на «свою» территорию другого может  вызвать острый стресс, проявляющийся  резкими негативными эмоциональными переживаниями.

Нежелательные последствия  может вызвать поселение в  одну комнату двух людей с выраженными  лидерскими чертами. Известно, что при  вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает  на себя роль ведомого. Для личности, имеющей склонность к лидированию  вариант постоянного пребывания в роли ведомого является чрезмерной психологической нагрузкой, которая  может закончиться эмоциональным  срывом.

В этот период особое значение начинает приобретать отношение  персонала, которое ассоциируется  с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотрудников  дома-интерната возможно усиление и  фиксация на этих эмоциональных проявлениях, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения.

Роль социального работника  состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых  условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и  интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно  и для создания микросоциальных  групп, также преследующих цель улучшения  социально-психологической адаптации  лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств  социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного  проживания и т. д.

В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными  знаниями и практическим опытом, выступает  и как социальный психолог, и как  социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя  данные из истории болезни, о прошлой  жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его  возможностями к передвижению и  степенью сохранности к самообслуживанию [24; 197].

Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов  должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется  совместными усилиями врача, медсестры  этажа, трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адаптации  пожилых людей к условиям дома-интерната.

Информация о работе Система учреждений социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации