Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития социальной работы и социальной помощи в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
исследовать социальные процессы современной России;
дать понятие, выявить сущность и содержание социальной защиты на современном этапе;
определить сущность аудита эффективности социальной политики государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
5
1.1 Социальные процессы современной России
5
1.2 Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание
14
1.3 Проблемы аудита эффективности и социальное государство
19
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
26
2.1 Экономические трансформации и социальная политика
26
2.2 Социальные проблемы и программы действий
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
46

Файлы: 1 файл

Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я   Р А Б О  Т А

 

 

На тему: Социальная работа и социальная помощь: состояние и перспективы развития

 

 

По дисциплине: Теория социальной работы

 

Выполнил(а) студент(ка)__ курса,

заочного отделения 

 

Соколов

 

Руководитель:

 

 

 

 

                               

 

Допущена к защите «___»________________2013 г.

 

Зав. кафедрой _______________

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

5

1.1 Социальные  процессы современной России

5

1.2 Социальная защита  на современном этапе: понятие,  сущность, содержание

14

1.3 Проблемы аудита  эффективности и социальное государство

19

2 РЕФОРМИРОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ  И ПУТИ РЕШЕНИЯ

26

2.1 Экономические трансформации  и социальная политика

26

2.2 Социальные проблемы  и программы действий

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

42

ЛИТЕРАТУРА 

46


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в обстановке растущей конкуренции и ухудшения  мировой экономической конъюнктуры, обусловленного текущим финансовым кризисом, серьёзнейшим вызовом для  России становится проблема эффективного контроля динамики социальных процессов, таких как занятость и безработица, эмиграция и иммиграция, социальная однородность и дифференциация общества. Негативные аспекты развития социальных процессов в нашей стране  обусловлены совокупностью факторов, связанных с перестройкой политической и экономической системы, и наиболее болезненными из них представляются: людские потери вследствие снижения продолжительности и качества жизни, рост безработицы, бедности и неравенства доходов, нарастание проблемных явлений в системе образования и здравоохранения.

В некоторой степени о сути и качестве социальных процессов можно судить, используя Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), ежегодно рассчитываемый Программой развития ООН, поскольку он отражает базовые критерии социального развития, пригодные для количественных сопоставлений: долголетие, образование, доход. До 1995 г. Россия входила в группу лидеров по ИРЧП, но в дальнейшем из-за падения демографических показателей и уровня доходов населения с каждым годом наша страна утрачивала свои позиции, и по последним данным находится на 73-м месте в мировом рейтинге, не соответствующем её возможностям в настоящем и устремлениям в будущем.

Социальная сфера –  это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются  многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Предметом курсовой работы является социальные процессы современного российского общества. Объектом работы являются основные тенденции развития социальной сферы в современной России.

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития социальной работы и социальной помощи в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать социальные процессы современной России;
  • дать понятие, выявить сущность и содержание социальной защиты на современном этапе;
  • определить сущность аудита эффективности социальной политики государства;
  • проанализировать социальную политику в свете экономических трансформаций;
  • проанализировать возможности социальных программ.

Степень разработанности  проблемы. Анализ понятия «социальная защита», его сущности и содержания осуществлялся на основе изучения работ экономистов, социологов, политологов, историков А.К. Агапонова, Е.М. Бабосова, О.М. Барбакова, В.Н. Ковалева, А.И. Войтенко, Т.К. Мироновой, Е.А. Савкина, Е.И. Холостовой, А.Г. Гладышева, В.Н. Иванова, В.И. Патрушева, И.Г. Фоминой, В.Е. Чиркина и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

1.  СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ  В РОССИИ

 

1.1 Социальные процессы современной  России

 

Многие отечественные учёные и общественные деятели уверены, что вывод страны из демографического кризиса, который продолжается уже более полутора десятка лет – одна из самых злободневных проблем долгосрочного развития социальных процессов в России. Начиная с 1992 г. в РФ наблюдается естественная убыль населения, связанная с высокой смертностью и низким уровнем рождаемости. Такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи, а значит, в перспективе уменьшение трудовых ресурсов, в том числе современных профессиональных кадров, определяющих интеллектуальный потенциал страны, может привести к глубокому системному кризису, обесценению физического и человеческого капиталов. Однако перспективные расчеты, произведённые ФСГС, показывают по «среднему» варианту, что в скором времени последствия демографического кризиса могут быть преодолены, а рождаемость установится на уровне, характерном для развитых стран. «Пессимистический» вариант предполагает продолжение негативных тенденций демографического развития, сложившихся в 90-е годы. Удручающим фактором нашего демографического настоящего и будущего, является тот факт, что в РФ людей трудоспособного возраста умирает в 4,5 раза больше, чем в странах ЕС, уровень младенческой смертности в 2-2,5 раза выше показателей развитых стран [11, с. 7].

Сокращение численности  населения России сегодня в некоторой  степени компенсирует миграция. С 1992 г. миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности  населения России. Содействие добровольному  переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. В соответствии с указом Президента «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», разработаны специальные план и программа, рассчитанные на период до 2012 г. и направленные на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и потребностей развития российских регионов. 

Сложившаяся сегодня  демографическая ситуация является неестественной, однако представляется небезнадёжной, если целью демографической политики РФ на средне- и долгосрочную перспективу станет проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости с учётом региональных особенностей демографических процессов. При успешной реализации демографических программ и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения к 2010 г. ожидается увеличение числа рождений и уменьшение коэффициента смертности. По последним данным Фонда социального страхования за первые три месяца 2009 г.  в России родилось на 4% больше детей, чем в первом квартале прошлого года. Улучшение демографической ситуации отмечается во всех федеральных округах РФ, кроме Сибирского и Дальневосточного, в которых рождаемость пока сохраняется на уровне прошлого года.

Образовательный уровень  населения и квалификация рабочей  силы сегодня напрямую определяют развитие таких социальных процессов как  занятость и безработица, а, следовательно, социальную однородность и дифференциацию в обществе. Статистика дает немало поводов для пессимистического прогноза на будущее, особенно в сфере дошкольного и общего образования – фундаменте получения специальных знаний и навыков, необходимых для успеха на современном рынке труда. Это ставит российскую образовательную систему перед необходимостью решения многочисленных серьёзных задач, таких как: подъём на более высокий уровень низшие ступени образования, корректировка  действующей системы среднего и высшего профобразования и расширение профессиональной подготовки в сфере услуг (в том числе интеллектуальных), пересмотр принципов управления образованием, подготовка обучающихся к  жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, обеспечение достаточного притока ресурсов, обеспечение тесной связи учебных заведений с промышленностью и общество.

По общей доле лиц  с третичным образованием наша страна – лидер, а по доле имеющих высшее и послевузовское образование впереди  нас пока только США, Норвегия и Нидерланды. Однако по данным ПРООН  (Программа развития ООН (ПРООН) – организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития), приоритетность государственных расходов на образование 1990-2006 гг. практически не менялась (3,5% ВВП). Та же тенденция наблюдается и в сфере оплаты труда работников образования, которая остается одной из самых низких в экономике [8]. Россия  имеет также невысокий уровень подушевого финансирования в сфере третичного образования, который является оборотной стороной его массовости, в результате которой наблюдается снижение и качества образования, и степени его соответствия современным требованиям.

В настоящее время  практически не существует международных  индикаторов качества высшего образования. Но имеются некоторые косвенные показатели, которые вполне можно оценить по статистическим данным ФСГС (Федеральная служба государственной статистики – Росстат, ранее Госкомстат). Такими показателями являются доля студентов, занимающихся по неочным формам обучения (1994 г. – треть от общей численности выпускников российских ВУЗов, 2004  г. – уже более половины) и число иностранных студентов (уменьшилось за тот же период почти в 2 раза). Если судить по этим индикаторам, качество высшего образования в нашей стране идет на убыль. О неудовлетворительном качестве образования свидетельствует и быстрый рост числа поступивших в учебные заведения третичного уровня лиц, ранее уже получивших профессиональное образование.  Вместо прямого выхода на рынок труда многие выпускники вынуждены переучиваться в соответствии с конъюнктурой рынка труда. С большой вероятностью это можно объяснить снижением качества образования, а не низкой эффективностью рынка труда, не способного полностью реализовать образовательный потенциал рабочей силы. По характеристикам предложения труда и спроса на него в зависимости от уровня образования российский рынок труда по мировым меркам считается вполне эффективным и соответствует основным параметрам рыночной экономики. Склонность к предложению труда, т.е. уровень экономической активности населения, повышается  с увеличением уровня образования, достигая, как и положено, максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Параметры спроса на труд также свидетельствуют о повышении его с ростом образования рабочей силы, и как результат – уровень безработицы имеет стойкую обратную зависимость от уровня образования, достигая минимума среди лиц с высшим и послевузовским образованием.

Степень развития и качество национальной системы образования  являются одними из главных критериев уровня социально-экономического развития страны. Несмотря на вышеперечисленные недостатки (несоответствие отраслевой структуры образования  потребностям рынка труда, падение качества образования)  и проблемы (низкий уровень финансирования и взаимодействия учебных заведений с бизнесом), система образования в России стремится соответствовать требованиям экономических и социальных реформ. Вышеперечисленные аргументы и факты дают немало доводов в пользу оптимистического варианта трансформации рынка образовательных услуг в нашей стране, что, безусловно, скажется самым позитивным образом на тенденциях развития социальных процессов в ближайшие десятилетия [11, с. 11].

Вектор развития социальных процессов в современной России не представляется возможным определить без оценки долгосрочных тенденций в динамике благосостояния населения и социального неравенства. В России одной из основных причин роста бедности и социального неравноправия  стал спад производства, присущий переходному периоду становления рыночной экономики, который сопровождалось снижением ключевых показателей социально-экономических индикаторов уровня жизни, обнищанием большинства населения. Период экономического роста начался в 1998 г., но только лишь к 2002 г. Россия смогла преодолеть длительное падение уровня жизни. Достичь этого удалось, несомненно, за счёт высоких темпов роста ВВП [23]. 

Социально-экономические  преобразования, проводимые в России, привели к бесспорным переменам (не только негативным) во всех сферах общественной жизни. За последние годы среднедушевые доходы населения увеличились во всех субъектах Федерации, в результате чего в 2006 г. уровень бедности в России сократился до 15,8% общей численности населения. Это означает, что около 3 млн. россиян перестали входить в группу бедных. Однако доходы населения в разных регионах РФ отличаются более чем в 10 раз, ВРП на душу населения субъектов Федерации – более чем в 20 раз. Процессы выравнивания уровня жизни тормозятся из-за огромного разрыва в заработной плате не только по региональному, но и по  отраслевому признаку. Согласно данным ФСГС, разрыв между низкодоходными и высокодоходными категориями граждан в 2006 г. был более чем 15-ти кратный. Коэффициент Джини в России тоже неуклонно растёт и в 2005 г. составил 0,405 [11, с. 8]. Проблему роста диспропорций доходов разных категорий населения можно считать главной в числе пока нерешенных.

Для оптимизации рассматриваемых  социальных процессов весьма важен  вопрос расширения возможностей занятости, сокращения безработицы и повышения производительности труда. Эффективно функционирующий рынок труда предоставляет большинству трудоспособного населения работу и доход, позволяя государству сосредоточиться на поддержке социально уязвимых категорий граждан и, таким образом, обеспечить большее равенство. На российском рынке труда, однако, в ближайшем будущем трудно ждать позитивных перемен. По сценарным условиям социально-экономического развития Минэкономразвития  численность населения в трудоспособном возрасте за 2008-2010 гг. сократится на 2,5 млн. человек, к 2020 г. в целом на 15%. В этой ситуации численность занятых в экономике будет иметь тенденцию к уменьшению (на 0,8 млн. человек). Статистические данные позволяют сделать вывод, о том, что самая большая опасность в социальной сфере для России грядет после 2015-2020 гг., когда резко сократится соотношение неработающих и работающих граждан [23]. 

Информация о работе Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития