Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью работы является исследование состояния и тенденций развития социальной работы и социальной помощи в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
исследовать социальные процессы современной России;
дать понятие, выявить сущность и содержание социальной защиты на современном этапе;
определить сущность аудита эффективности социальной политики государства;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
5
1.1 Социальные процессы современной России
5
1.2 Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание
14
1.3 Проблемы аудита эффективности и социальное государство
19
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
26
2.1 Экономические трансформации и социальная политика
26
2.2 Социальные проблемы и программы действий
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
46
Осуществление социальных прав – важное условие социальной удовлетворенности населения. Уровень обеспеченности социальных прав, которые реализуются через систему социальной защиты (нормированных социальных прав), служит критерием социальной защищенности человека в социальном государстве.
Анализ проблем, связанных с развитием законодательства о социальной защите, позволяет обозначить основные современные тенденции этого развития [12]:
1) главной тенденцией
должно быть проведение
2) вторая тенденция
– решение вопроса бюджетной
обеспеченности мер социальной
защиты. В рамках этой тенденции
осуществляется распределение
3) следующая тенденция – поиск путей восполнения гражданам материальных потерь в связи с «монетизацией» льгот. Оценка в денежном выражении предоставлявшихся ранее льгот, как правило, суммарно значительно занижена. В рамках действующего законодательства будут проявляться попытки найти возможности иным образом «компенсировать» недоплачиваемые суммы, чтобы сохранить реально доступ к тем же материальным благам.
Наиболее явно эта ситуация начинает проявляться в рамках пенсионного обеспечения в форме дальнейшего расширения практики предоставления гражданам права на одновременное получение двух пенсий;
4) в развитии законодательства
о социальной защите
1.3. Проблемы
аудита эффективности и
В начале нового века элита российского государства с целью повышения эффективности его действий пытается провести коренную реформу, для чего предполагается уйти от сметно-расходного, т.е. затратного принципа формирования основных документов, долженствующих определять социально-экономическое развитие страны, в том числе и бюджета. Так, постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 была одобрена концепция реформирования бюджетного процесса в нашей стране в 2004-2006 годах, в которой предполагалось, что последний будет определяться требованиями модели «бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) в рамках среднесрочного финансового планирования». А это должно гармонизировать структуру государственных расходов и провозглашенные приоритеты развития страны.
Тем самым предпринимается попытка сподвигнуть органы власти РФ на использование передового международного опыта в области государственного строительства. Как идея БОР существует уже целое столетие, постепенно укореняясь в практике передовых в цивилизационном отношении странах, познавших его эффективность, а также в авторитетных международных организациях. В частности, с 1990 г. методика БОР используется для формирования бюджета ООН.
В России же за год до
одобрения концепции начал
Понятно, что международной практике БОР должна соответствовать адекватная система контроля, отнюдь не ограничивающаяся формулированием выводов на основе постановки вопроса о целевом использовании выделяемых средств, но и оценивающая их результативность. Чаще всего с понятием «аудит эффективности» связывают контрольную деятельность государства над действенностью работы органов власти.
Более или менее точная оценка происходящего в сфере социальной политики в России требует комплексной разработки её инструментальной основы, в том числе критериев, дефинитивной и индикативной составляющих.
На нынешней стадии такая разработка может представить собой определенный базис для оценки тенденций развития социальной сферы в России. В частности, разрабатываются системы критериев для оценки происходящего в социальной сфере для западноевропейских стран. Например, немалый интерес представляет подборка социальных индикаторов, сделанная сотрудником фонда им. Ф. Эберта Л.Витте. Для оценки удовлетворения материальных потребностей им предлагалось наряду с доходом на душу населения (в паритетах покупательной способности) учитывать так называемую «здоровую среднюю продолжительность жизни», поскольку в этом показателе в результате «сводится воедино» удовлетворение материальных потребностей в различных сферах жизни – доход, питание, жилищная ситуация и т.д.
В качестве необходимого условия для участия в жизни общества имеет значение, например, грамотность, а, кроме того – участие в политической жизни и деятельности гражданского общества (участие в выборах, членство в общественных организациях).
На социальную сплоченность влияет, прежде всего, распределение доходов, в то время как недостаток социальной сплоченности отражается на частоте преступлений, совершаемых с применением насилия, и количестве заключенных в тюрьмах». Л.Витте приводит данные по странам, принадлежащим различным европейским моделям, или, как он сам пишет «режимам благополучия», но приходит к общеевропейским заключениям (табл. 1).
Таблица 1
Социальные индикаторы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Страны универсализирующей, социалистической северной модели | ||||||||||
Дания |
29900 |
70,1 |
68,0 |
61,4 |
82,4 |
1,49 |
23,6 |
14,7 |
6,1 |
42,9 |
Финляндия |
27500 |
70,1 |
63,2 |
80,5 |
70,4 |
1,59 |
24,7 |
12,4 |
7,9 |
49,6 |
Швеция |
28200 |
71,8 |
74,9 |
69,2 |
80,5 |
1,76 |
25,2 |
12,3 |
6,4 |
41,3 |
Страны корпоративной | ||||||||||
Бельгия |
28500 69,7 |
60,4 |
66,0 |
- |
- |
25,0 |
14,4 |
4,3 |
37,2 | |
Германия |
26400 |
70,2 |
58,3 |
57,0 |
74,0 |
1,14 |
26,4 |
13,2 |
5,9 |
65,0 |
Франция |
27900 |
71,3 |
- |
64,7 |
60,4 |
0,63 |
28,8 |
14,1 |
5,3 |
- |
Нидерланды |
29300 |
69,9 |
64,1 |
- |
72,7 |
2,09 |
24,8 |
12,7 |
6,4 |
34,8 |
Австрия |
29600 |
71,0 |
- |
65,9 |
77,5 |
0,93 |
26,6 |
14,2 |
5,9 |
62,0 |
Страны корпоративной, основанной на традициях, средиземноморской модели | ||||||||||
Греция |
19600 |
70,4 |
- |
52,8 |
85,6 |
- |
33,0 |
20,0 |
- |
31,2 |
Италия |
26200 |
71,0 |
- |
57,5 |
87,8 |
0,52 |
33,3 |
20,0 |
2,5 |
50,8 |
Испания |
23300 |
70,9 |
- |
59,9 |
78,1 |
0,33 |
30,3 |
17,3 |
5,4 |
110,7 |
Португалия |
18300 |
66,8 |
19,9 |
50,7 |
77,0 |
0,56 |
37,0 |
20,0 |
1,5 |
85,4 |
Страны
Центральной и Восточной | ||||||||||
Польша |
11500 |
64,3 |
23,9 |
55,3 |
48,2 |
- |
29,3 |
15,2 |
3,3 |
113,3 |
Чехия |
16100 |
66,6 |
57,7 |
59,6 |
77,2 |
- |
25,9 |
10,5 |
- |
150,1 |
Венгрия |
14600 |
61,8 |
32,9 |
54,7 |
59,0 |
- |
29,5 |
13,4 |
- |
109,0 |
| ||||||||||
Австралия |
29300 |
71,6 |
55,2 |
70,5 |
82,5 |
- |
31,1 |
22,2 |
10,4 |
93,4 |
Велико-британия |
29100 |
69,6 |
49,6 |
69,3 |
68,0 |
0,98 |
34,5 |
21,3 |
8,8 |
90,2 |
США |
37600 |
67,6 |
50,4 |
63,8 |
45,3 |
1,59 |
36,8 |
23,8 |
4,9 |
468,5 |
Европейский взгляд на проблему социального устройства постепенно завоевывает позиции в мире. Одно из проявлений этого – распространение в мире концепции «социального капитала» с её индикаторами и критериями. В этом же ряду стоит и разработка Программой развития ООН такого сводного показателя для оценки государств, как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором материальные показатели эффективности экономического развития, измеряемые ВВП на душу населения по ППС, являются лишь одним из трёх критериев оценки [23].
В табл. 2 (данные рубежа веков на основе Human Development Report 2002, 2003, OECD Economic Studies 2001, составлены Н.Ивановым) приведены межстрановые сопоставления показателей, представляющих отдельные стороны социального капитала, с ИРЧП. Она демонстрирует прямую зависимость между экспертными оценками названных показателей и ИРЧП.
Не остается без внимания в классических западноевропейских социальных государствах и проблема разработки системы критериев для стран, находящихся в переходном периоде.
С социально-политической точки зрения особенно важны такие риски, которые человек не может контролировать и вред от наступления которых не может быть компенсирован финансовыми средствами индивидуума». Для проверки достижения названных целей выделяются пять основных критериев эффективности социальной политики.
Таблица 2
Социальный капитал и индекс развития человеческого потенциала
Страны |
Социально-политичес- кая стабиль- ность(1) |
Закон- ность и поря-док(2) |
Защищен-ность от корруп- ции(3) |
Дифферен-циация доходов(4) |
Взаим- ное дове-рие(5) |
ИРЧП |
Швеция |
1,38 |
6,0 |
9,0 |
5,9 |
57,1 |
0,941 |
Канада |
1,24 |
6,0 |
8,9 |
9,0 |
49,6 |
0,940 |
Австралия |
1,26 |
6,0 |
8,5 |
12,5 |
47,8 |
0,939 |
США |
1,18 |
6,0 |
7,6 |
16,6 |
45,4 |
0,939 |
Япония |
1,20 |
5,0 |
7,1 |
4,5 |
0,933 | |
Финляндия |
1,61 |
6,0 |
9,9 |
5,1 |
57,2 |
0,930 |
Швейцария |
1,61 |
5,0 |
7,4 |
9,9 |
43,2 |
0,928 |
Франция |
1,04 |
5,0 |
6,7 |
9,1 |
24,8 |
0,928 |
Великобритания |
1,10 |
6,0 |
8,3 |
13,4 |
44,4 |
0,928 |
Германия |
1,21 |
5,0 |
7,4 |
9,0 |
29,8 |
0,925 |
Италия |
0,82 |
6,0 |
5,5 |
14,5 |
26,3 |
0,913 |
Ю. Корея |
0,50 |
4,0 |
4,2 |
7,8 |
38,0 |
0,882 |
Россия |
-0,41 |
3,0 |
2,3 |
20,3 |
0,781 | |
Бразилия |
0,47 |
2,0 |
4,0 |
29,7 |
6,7 |
0,757 |
Турция |
-0,75 |
4,0 |
3,6 |
13,3 |
10,0 |
0,742 |
Китай |
0,39 |
4,0 |
3,5 |
12,7 |
0,726 | |
Индия |
-0,05 |
4,0 |
2,7 |
9,5 |
34,3 |
0,577 |
Информация о работе Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития