Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития социальной работы и социальной помощи в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
исследовать социальные процессы современной России;
дать понятие, выявить сущность и содержание социальной защиты на современном этапе;
определить сущность аудита эффективности социальной политики государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
5
1.1 Социальные процессы современной России
5
1.2 Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание
14
1.3 Проблемы аудита эффективности и социальное государство
19
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
26
2.1 Экономические трансформации и социальная политика
26
2.2 Социальные проблемы и программы действий
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
46

Файлы: 1 файл

Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Осуществление социальных прав – важное условие социальной удовлетворенности населения. Уровень обеспеченности социальных прав, которые реализуются через систему социальной защиты (нормированных социальных прав), служит критерием социальной защищенности человека в социальном государстве.

Анализ проблем, связанных  с развитием законодательства о  социальной защите, позволяет обозначить основные современные тенденции  этого развития [12]:

1) главной тенденцией  должно быть проведение решительных  мер по ратификации Европейской  социальной хартии. Продолжительный этап подготовки данного документа к ратификации свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты российских граждан и таком уровне их социальных прав, которые не позволяют в короткие сроки выйти на рубежи европейской социальной политики. Основные направления развития законодательства зависят от того, на основе каких пунктов и статей Хартии наше государство примет на себя обязательства по ее соблюдению. После ратификации Хартии (в соответствующей ее части) европейские социальные стандарты уровня жизни должны стать ориентирами, на которые нужно будет равняться;

2) вторая тенденция  – решение вопроса бюджетной  обеспеченности мер социальной  защиты. В рамках этой тенденции  осуществляется распределение бюджетных  полномочий и ответственности двух уровней государственной власти – федерального и регионального. Разный уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации приводит к заметным различиям в проведении мер социальной поддержки одних и тех же категорий граждан. В итоге на уровне субъектов Российской Федерации мы получаем то, от чего уходили несколько десятилетий – законность «калужскую» и «рязанскую»;

3) следующая тенденция  – поиск путей восполнения  гражданам материальных потерь  в связи с «монетизацией» льгот. Оценка в денежном выражении предоставлявшихся ранее льгот, как правило, суммарно значительно занижена. В рамках действующего законодательства будут проявляться попытки найти возможности иным образом «компенсировать» недоплачиваемые суммы, чтобы сохранить реально доступ к тем же материальным благам.

Наиболее явно эта  ситуация начинает проявляться в  рамках пенсионного обеспечения  в форме дальнейшего расширения практики предоставления гражданам  права на одновременное получение  двух пенсий;

4) в развитии законодательства  о социальной защите намечается  еще одна важнейшая тенденция,  которая связана с более активным  формированием и проявлением  негосударственных элементов в  системе социальной защиты. Обеспечить  эффективное сочетание государственных и негосударственных форм социальной защиты, адекватного правового опосредования данного процесса – это задача, которую предстоит решать в недалеком будущем [11, с. 11].

 

1.3. Проблемы  аудита эффективности и социальное  государство

 

В начале нового века элита российского государства с целью повышения эффективности его действий пытается провести коренную реформу, для чего предполагается уйти от сметно-расходного, т.е. затратного принципа формирования основных документов, долженствующих определять социально-экономическое развитие страны, в том числе и бюджета. Так, постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 была одобрена концепция реформирования бюджетного процесса в нашей стране в 2004-2006 годах, в которой предполагалось, что последний будет определяться требованиями модели «бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) в рамках среднесрочного финансового планирования». А это должно гармонизировать структуру государственных расходов и провозглашенные приоритеты развития страны.

Тем самым предпринимается попытка сподвигнуть органы власти РФ на использование передового международного опыта в области государственного строительства. Как идея БОР существует уже целое столетие, постепенно укореняясь в практике передовых в цивилизационном отношении странах, познавших его эффективность, а также в авторитетных международных организациях. В частности, с 1990 г. методика БОР используется для формирования бюджета ООН.

В России же за год до одобрения концепции начал осуществляться Минфином РФ и Нидерландским экономическим институтом проект «Реформа государственного бюджета», направленный на внедрение БОР.

Понятно, что международной  практике БОР должна соответствовать  адекватная система контроля, отнюдь не ограничивающаяся формулированием  выводов на основе постановки вопроса о целевом использовании выделяемых средств, но и оценивающая их результативность. Чаще всего с понятием «аудит эффективности» связывают контрольную деятельность государства над действенностью работы органов власти.

Более или менее точная оценка происходящего в сфере  социальной политики в России требует  комплексной разработки её инструментальной основы, в том числе критериев, дефинитивной и индикативной составляющих.

На нынешней стадии такая  разработка может представить собой определенный базис для оценки тенденций развития социальной сферы в России. В частности, разрабатываются системы критериев для оценки происходящего в социальной сфере  для западноевропейских стран. Например, немалый интерес представляет подборка социальных индикаторов, сделанная сотрудником фонда им. Ф. Эберта Л.Витте. Для оценки удовлетворения материальных потребностей им предлагалось наряду с доходом на душу населения (в паритетах покупательной способности) учитывать так называемую «здоровую среднюю продолжительность жизни», поскольку в этом показателе в результате «сводится воедино» удовлетворение материальных потребностей в различных сферах жизни – доход, питание, жилищная ситуация и т.д.

В качестве необходимого условия для участия в жизни  общества имеет значение, например, грамотность, а, кроме того – участие в политической жизни и деятельности гражданского общества (участие в выборах, членство в общественных организациях).

На социальную сплоченность влияет, прежде всего, распределение  доходов, в то время как недостаток социальной сплоченности отражается на частоте преступлений, совершаемых с применением насилия, и количестве заключенных в тюрьмах». Л.Витте приводит данные по странам, принадлежащим различным европейским моделям, или, как он сам пишет «режимам благополучия», но приходит к общеевропейским заключениям  (табл. 1).

 

Таблица 1

Социальные  индикаторы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                 Страны универсализирующей, социалистической  северной модели

Дания

29900

70,1

68,0

61,4

82,4

1,49

23,6

14,7

6,1

42,9

Финляндия

27500

70,1

63,2

80,5

70,4

1,59

24,7

12,4

7,9

49,6

Швеция

28200

71,8

74,9

69,2

80,5

1,76

25,2

12,3

6,4

41,3

                     Страны корпоративной континентально-европейской  модели

Бельгия

28500     69,7

60,4

66,0

-

-

25,0

14,4

4,3

37,2

Германия

26400

70,2

58,3

57,0

74,0

1,14

26,4

13,2

5,9

65,0

Франция

27900

71,3

-

64,7

60,4

0,63

28,8

14,1

5,3

-

Нидерланды

29300

69,9

64,1

-

72,7

2,09

24,8

12,7

6,4

34,8

Австрия

29600

71,0

-

65,9

77,5

0,93

26,6

14,2

5,9

62,0

       Страны корпоративной, основанной на традициях, средиземноморской модели

Греция

19600

70,4

-

52,8

85,6

-

33,0

20,0

-

31,2

Италия

26200

71,0

-

57,5

87,8

0,52

33,3

20,0

2,5

50,8

Испания

23300

70,9

-

59,9

78,1

0,33

30,3

17,3

5,4

110,7

Португалия

18300

66,8

19,9

50,7

77,0

0,56

37,0

20,0

1,5

85,4

         Страны  Центральной и Восточной Европы  с переходной экономикой

Польша

11500

64,3

23,9

55,3

48,2

-

29,3

15,2

3,3

113,3

Чехия

16100

66,6

57,7

59,6

77,2

-

25,9

10,5

-

150,1

Венгрия

14600

61,8

32,9

54,7

59,0

-

29,5

13,4

-

109,0

                                   Страны англосаксонской либеральной  модели

Австралия

29300

71,6

55,2

70,5

82,5

-

31,1

22,2

10,4

93,4

Велико-британия

29100

69,6

49,6

69,3

68,0

0,98

34,5

21,3

8,8

90,2

США

37600

67,6

50,4

63,8

45,3

1,59

36,8

23,8

4,9

468,5


 

  1. Доход (ВВП) на душу населения в долларах США, основанный на текущей покупательной способности, 2003
  2. Здоровая средняя продолжительность жизни, на все население, 2001.
  3. Высокая или средняя грамотность среди взрослого населения, 1998.
  4. % учащихся в возрасте 15 лет, достигших не менее 481 баллов по комбинированной шкале определения грамотности.
  5. Явка избирателей на парламентских выборах с 1990 г. (в среднем).
  6. Среднее количество общественных групп, в которые входят респоденты.
  7. Индекс Джини за последний год исследования
  8. Относительный уровень бедности в расчете на все население (менее 60% от среднего дохода, за самый последний год)
  9. Нападения, угрозы или сексуальные преступления, % жертв, по крайней мере, в предыдущем году (2000 или самый последний год).
  10. Осужденные взрослые, приговоренные к тюремному заключению (на 100 000 населения, 2000 или самый последний год).

Европейский взгляд на проблему социального устройства постепенно завоевывает позиции в мире. Одно из проявлений этого – распространение  в мире концепции «социального капитала» с её индикаторами и критериями. В этом же ряду стоит и разработка Программой развития ООН такого сводного показателя для оценки государств, как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором материальные показатели эффективности экономического развития, измеряемые ВВП на душу населения по ППС, являются лишь одним из трёх критериев оценки [23].

В табл. 2 (данные рубежа веков  на основе Human Development Report 2002, 2003, OECD Economic Studies 2001, составлены Н.Ивановым) приведены межстрановые сопоставления показателей, представляющих отдельные стороны социального капитала, с ИРЧП. Она демонстрирует прямую зависимость между экспертными оценками названных показателей и ИРЧП.

Не остается без внимания в классических западноевропейских социальных государствах и проблема разработки системы критериев для стран, находящихся в переходном периоде.

С социально-политической точки зрения особенно важны такие  риски, которые человек не может  контролировать и вред от наступления  которых не может быть компенсирован финансовыми средствами индивидуума». Для проверки достижения названных целей выделяются пять основных критериев эффективности социальной политики.

 

Таблица 2

Социальный  капитал и индекс развития человеческого  потенциала

Страны

Социально-политичес-

кая стабиль- ность(1)

Закон-

ность и

поря-док(2)

Защищен-ность от корруп-

ции(3)

Дифферен-циация доходов(4)

Взаим-

ное дове-рие(5)

ИРЧП

Швеция

1,38

6,0

9,0

  5,9

57,1

0,941

Канада

1,24

6,0

8,9

  9,0

49,6

0,940

Австралия

1,26

6,0

8,5

12,5

47,8

0,939

США

1,18

6,0

7,6

16,6

45,4

0,939

Япония

1,20

5,0

7,1

  4,5

 

0,933

Финляндия

1,61

6,0

9,9

  5,1

57,2

0,930

Швейцария

1,61

5,0        

7,4

  9,9

43,2

0,928

Франция

1,04

5,0

6,7

  9,1

24,8

0,928

Великобритания

1,10

6,0

8,3

13,4

44,4

0,928

Германия

1,21

5,0

7,4

  9,0

29,8

0,925

Италия

0,82

6,0

5,5

14,5

26,3

0,913

Ю. Корея

0,50

4,0

4,2

  7,8

38,0

0,882

Россия

-0,41

3,0

2,3

20,3

 

0,781

Бразилия

0,47

2,0

4,0

29,7

  6,7

0,757

Турция

-0,75

4,0

3,6

13,3

10,0

0,742

Китай

0,39

4,0

3,5

12,7

 

0,726

Индия

-0,05

4,0

2,7

  9,5

34,3

0,577

Информация о работе Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития