Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития социальной работы и социальной помощи в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
исследовать социальные процессы современной России;
дать понятие, выявить сущность и содержание социальной защиты на современном этапе;
определить сущность аудита эффективности социальной политики государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
5
1.1 Социальные процессы современной России
5
1.2 Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание
14
1.3 Проблемы аудита эффективности и социальное государство
19
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
26
2.1 Экономические трансформации и социальная политика
26
2.2 Социальные проблемы и программы действий
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
46

Файлы: 1 файл

Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Проблема трудовой мотивации  существует во всех странах мира. Высокопроизводительный труд требует большого волевого усилия работника, которое возможно лишь при сильной трудовой мотивации. Она особенно важна вначале трудовой деятельности, т.к. потом на помощь приходит сложившийся динамический стереотип.

Чрезвычайно важное значение получает уровень заработной платы, включая ее минимум, т.к. именно этим определяются масштабы бедности, границу которой устанавливает прожиточный минимум. А сегодня в России он необоснованно занижен. Бедное и малообеспеченное население лишено полноценной доступности к социальным услугам, определяющим воспроизводство человеческого капитала – здравоохранению, образованию, культуре; оно вынуждено экономить на продуктах питания и качественных медикаментах.

Население России в своем  подавляющем большинстве не может воспользоваться преимуществами трудовой мотивации, на самом деле присущих рыночной экономике. Чтобы изменить это положение, борьба с бедностью должна опираться на новую философию социальной политики, основанную не столько на государственной помощи, сколько на создании условий для формирования «сильной трудовой мотивации». Следует дать людям шанс самим выбраться из нищеты. Это требует прежде всего увеличения размера минимальной заработной платы, по крайней мере до уровня, рекомендованного МОТ (3 доллара в час). Если человек зарабатывает меньше, то он выпадает из нормальной взаимозависимости производства и потребления, когда население в полной мере способно оплачивать жизнеобеспечивающие товары и услуги [4].

Третий принцип состоит  в том, что центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.

Четвертый принцип включает активизацию местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и  социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи. Необходимость мобилизации людей на цели социальной политики требует, чтобы уже сегодня часть работ по реализации социальных программ возлагалась на самоорганизующиеся институты. В предпринимательской среде следует формировать нормы стабильного имиджа, неразрывно связанного с благотворительностью, с безвозмездным участием в социальных программах и гуманитарных акциях.

Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых – определение их взаимной ответственности. Остроту этой проблемы усиливает наличие значительного числа регионов, пользующихся федеральными субсидиями.

Необходимо отказаться от идеи предельно централизованной унитарной системы, связанной с принятием решений преимущественно в центре. С другой стороны, должна повышаться ответственность региональных руководителей за решение их собственных задач, при понимании, что разрушение социальной сферы  приведет к росту социальной напряженности. Однако такая политика будет резко усиливать неоправданную дифференциацию в материальной обеспеченности населения разных территорий страны, что ведет к подрыву фундаментальных основ социальной справедливости, затрагивая базисные права граждан.

Шестой принцип относится  к технологии построения социальной программы действий, а также к  выработке стратегии и тактики  в рамках социальной политики. Экономическая  составляющая реформирования со всей очевидностью показала, что поспешное решение столь масштабных и сложных проблем умножает негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования. Тем серьезнее и осторожнее, с большой предварительной проработкой и апробацией, следует относиться к трансформации социальной сферы, которая касается без исключения каждого гражданина страны.

Социальное реформирование затрагивает большой комплекс разнородных  отношений социального характера  и потому оно, с одной стороны, не может быть осуществлено одномоментно, в течение короткого периода времени, а с другой – отдельные компоненты социальной сферы должны преобразовываться не столько в определенной последовательности друг за другом, сколько в жесткой взаимоувязке временных рамок. Возникает непростая задача вроде «квадратуры круга». Но без ее решения реформа будет вносить существенный элемент хаоса туда, где его и так достаточно.

Седьмой принцип. Следует  строго учитывать гендерные и  национально-этнические аспекты состояния  населения. Имеется в виду ликвидация всех форм дискриминации женщин, а также обеспечение равных возможностей социальной деятельности и социально-культурного развития этносов. Социальная политика в качестве своих неотъемлемых составляющих должна включать гендерную и национально-этническую компоненты.

 

2.2. Социальные  проблемы и программы действий

 

На фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся в  обществе проблем формируются социальные стратегии на относительно продолжительный  период времени, следование которым  определяет текущую социальную политику.

В любом случае, она  направлена на решение социальных проблем и преодоление негативных явлений в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты воздействия на общественную жизнедеятельность населения, ранжирование по силе влияния являются исходным пунктом конструирования социальной политики, а затем и создания конкретных программ действия.

В каком бы ракурсе  мы не рассматривали социальную сферу  даже при самом широком толковании, достаточно четко выделяются две  острейшие интегральные проблемы, существенно  блокирующие происходящие в обществе экономические преобразования. Одна проблема – бедность населения во всех формах своего проявления – «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества. Бедность, чудовищные различия в уровне жизни отдельных социальных групп и слоев, усиливающие друг друга – по существу, две стороны одной медали. Вторая, не менее острая интегральная проблема – это разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения.

Острота ее определяется, с одной стороны, масштабами, а  с другой – негативным воздействием на протекающие в обществе социально-экономические  и демографические процессы, а  именно: производительность и мотивацию  труда, снижение здоровья, ухудшение образования, социальное поведение и нравственные ценности.

Что можно сказать  о масштабах бедности сегодня?

В значительной мере ответ  на этот вопрос зависит от того, как  считать и каким образом определять бедные группы населения.

В соответствии с официальной позицией бедными признаются семьи (граждане), душевой денежный доход которых ниже прожиточного минимума (ПМ). По данным Госкомстата РФ в среднем по стране их около 15%, или 21 млн.чел. Но данный показатель существенно колеблется по регионам страны. Однако, если в качестве границы бедности использовать уровень доходов, который применялся для аналогичных целей в 1990 г. и был в полтора раза выше существующей, то их доля увеличится по крайней мере до 30% (44 млн. чел.).

Более того, при определении  ПМ следует учитывать не только потребительскую корзину, которая лежит в его основе, но и минимум жилищной обеспеченности, что вполне естественно, т.к. человеку нужна не только пища и одежда, но и «крыша над головой» (и может быть, в неменьшей степени), то доля бедных возрастет до 40%, составив 60 млн.чел. Если в качестве границы бедности использовать не ПМ, отражающий масштаб биологического выживания лишь одного человека, а, по крайней мере, 1,5 ПМ, учитывая, что минимум потребления должен обеспечивать воспроизводство не только работника, но и его ребенка хотя бы в некоторой части, то доля бедности возрастет до 60%, что составит 90 млн.чел. из 144 млн.населения.

К концу первого десятилетия  ХХI века необходимо перейти от ПМ, обеспечивающего  лишь выживание, к качественно новому минимальному потребительскому стандарту, гарантирующему расширенное воспроизводство населения. Среди специалистов этот минимум получил название социальный минимальный бюджет или, в соответствии с дореформенной терминологией, – минимальный потребительский бюджет (МПБ). Перевод социальных отраслей на рыночные рельсы требует «насыщения» ПМ за счет более высоких, чем сегодня, платежей по обязательному страхованию, а также полную оплату жилья и коммунальных услуг. И не только коммунальных. В таком случае ПМ получает структуру «полного бюджета прожиточного минимума» (ПБПМ), характерного для рыночных отношений. По экспертным оценкам ИСЭПН РАН, рыночный ПМ должен быть в 2-3 раза выше существующего сегодня ПМ, установленного в 2000 году в качестве критерия определения бедности.

ПМ (ПБПМ) определяет минимальную  оплату труда, минимальную пенсию, минимальные  пособия. Используя ПБПМ, получаем минимальную  «рыночную модель заработной платы». Только при таких условиях работник имеет адекватные позиции, выходя на рынок труда, и в полной мере включается в систему обязательного государственного страхования как базы социального обеспечения населения. Одновременно отрасли социальной сферы начинают функционировать в соответствии с рыночными принципами.

В чем острота положения в отраслях социальной сферы?

Практика строго государственной  организации здравоохранения в  дореформенное время имела ряд  существенных недостатков, главный  из которых – низкая эффективность  отрасли с точки зрения здоровья нации как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и сельских жителей, в любое время мог получить бесплатную необходимую медицинскую помощь. Сегодня прежняя система оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении здоровья населения не повысилось, а бесплатность предоставления услуг чем дальше, тем больше сводится на нет. Она состоит прежде всего в том, что отрасли затрагивают и практически определяют состояние населения по параметрам его качества и человеческого капитала. Разумеется, за минусом тех 10% граждан, которые в громадных масштабах выиграли от реализации экономических реформ и совсем не нуждаются в социальном обеспечении, готовы купить весь комплекс услуг либо в России, либо за рубежом. Следовательно, отрасли социальной сферы касаются не менее 90% населения.

Как трасформировать  и встроить социальные отрасли в  рынок? Ведь рынок должен покрывать  все экономическое поле, проявляясь в каждом его сегменте со своей  спецификой, что в равной мере касается и оплаты труда, и социальной помощи, и отраслей, производящих социально значимые для общества услуги, а не только предприятий промышленности, строительства и транспорта. Иначе происходит постоянный сбой, который выносит на поверхность все новые проблемы.

На следующем этапе  социального планирования осуществляется переход к программам действия, ориентированным  на решение основных проблем, существующих и обостряющихся в обществе. Среди  них: проблема бедности, социальной поляризации, чрезвычайно низкой оплаты труда и высокой дифференциации заработной платы, не снижающейся безработицы, неоправданно бедного уровня пенсионного обеспечения.

Основные направления  борьбы с бедностью определяются факторами ее формирования. Многочисленные исследования показывают, что существует три группы причин, от которых зависит низкий и очень низкий уровень семейных доходов, а, следовательно, и прямое их попадание в слой бедняков и маргиналов. Главным оказывается уровень оплаты труда, что и не удивительно, т.к. заработная плата, включая скрытую (по данным Госкомстата), в доходах населения составляет основную часть – 66%. Между тем уровень оплаты труда запредельно низок: 30% работников получает заработок ниже ПМ, а 60% - имеют уровень, не покрывающий ПМ работника и его ребенка. Это – прямые кандидаты в группу бедности. Нельзя забывать, что минимальный заработок сегодня составляет лишь одну треть от ПМ, и с этой суммы еще вычитают подоходный налог в 13%.

Чтобы преодолеть бедность, придется высокими темпами поднимать заработную плату, особенно ее минимальный уровень, и прочие заработки тоже, - без этого бедность в России преодолеть невозможно. Это – первое.

Вторая группа факторов бедности – это неприемлемый уровень  пенсий не только по возрасту, но и при  потере кормильца, по инвалидности, других пособий аналогичного типа, которые, прежде всего, касаются детей. Известно, что средняя, но не минимальная (!) пенсия только в текущем году достигла прожиточного минимума нетрудоспособного. Но эта величина одновременно означает, что около трети пенсионеров получают от государства фактически лишь некоторое пособие по старости, а не заработанное в течение трудовой жизни материальное обеспечение.

С 2013 года средства пенсионных накоплений должны быть возвращены в  бюджет ПФР. И наконец, «страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии» необходимо исключить, начиная с 2013 года, из системы обязательного пенсионного страхования как вид самостоятельного платежа и преобразовать в вычет на накопительную пенсию из суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. В итоге:

  • пенсионеры – это самый малообеспеченный слой населения и наименее защищенный; уровень жизни у них варьирует вокруг прожиточного минимума и постоянно рискует опуститься за черту бедности;
  • реально около двух трети этой группы населения находятся в состоянии бедности, а средняя (!) пенсия лишь в 2006 г. достигла прожиточного минимума.

Информация о работе Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития