Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью работы является исследование состояния и тенденций развития социальной работы и социальной помощи в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
исследовать социальные процессы современной России;
дать понятие, выявить сущность и содержание социальной защиты на современном этапе;
определить сущность аудита эффективности социальной политики государства;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
5
1.1 Социальные процессы современной России
5
1.2 Социальная защита на современном этапе: понятие, сущность, содержание
14
1.3 Проблемы аудита эффективности и социальное государство
19
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
26
2.1 Экономические трансформации и социальная политика
26
2.2 Социальные проблемы и программы действий
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
46
Дефицит рабочей силы (особенно высококвалифицированной) в последние годы становится одним из важнейших барьеров экономического роста не только в России, но и во всём мире. Успешному решению социальных проблем в нашем обществе, а значит и оптимизации социальных процессов может послужить совершенствование активных программ рынка труда, расширения доступа населения к информации о вакансиях, оказание адресной поддержки при трудоустройстве особо нуждающихся в социальной защите, повышение качества системы профессионального обучения и переподготовки.
Задачи оптимизации социальных процессов в Европе решаются путем увеличения инвестиций в исследования и инновации, стимулирования делового потенциала, соблюдения баланса гибкости и безопасности на рынке труда, выделения ресурсов на реализацию качественной активной трудовой политики. Основной финансовый инструмент по инвестициям в человеческий капитал в ЕС – Европейский социальный фонд. Сегодня среди приоритетов его деятельности ключевыми являются: финансирование мероприятий по обеспечению развития профессионального образования, занятости, мобильности рабочей силы, модернизация отраслей, переживающих трудности. Большое внимание уделяется финансированию программ по трудоустройству и повышению квалификации молодежи (5). Сегодня страны Европейского Союза стоят перед растущим вызовом старения общества. Это влечет за собой значительное напряжение бюджета в части расходов на здравоохранение и пенсионное обеспечение на фоне сокращения обеспеченности экономики рабочей силой. Одним из возможных ответов на демографические вызовы ЕС является создание благоприятных условий для молодых людей, совмещающих семейные и производственные обязанности, увеличение миграции молодых и высококвалифицированных специалистов, более поздний выход на пенсию.
Дискуссии вокруг «социальной Европы» находятся в центре дебатов о дальнейшем развитии Евросоюза в период текущего финансового кризиса. В ноябре 2008 г. Европейская комиссия представила обстоятельный план, направленный на быстрый выход Европы из экономического кризиса. Для сохранения действующих и создания новых рабочих мест Еврокомиссия предлагает упростить критерии получения помощи из Европейского социального фонда, перепрограммировать затраты и осуществить авансовые выплаты странам ЕС. В плане оздоровления также предложено «разумное инвестирование». Инвестиции в образование, повышение квалификации или переквалификацию помогут людям сохранить работу или вернуться на рынок труда. Инвестирование в инфраструктуру и в рациональное использование электроэнергии обеспечит граждан работой в сфере строительства, сэкономит электроэнергию и повысит производительность. О влиянии экономического кризиса на европейский рынок труда говорит рост безработицы с 6,8% в апреле 2008 г. до 7,6% в январе 2009 г. [11, с. 9]
Сегодня к категории бедных в ЕС можно отнести от 10 % населения в Чешской Республике до 21% в Латвии. Для борьбы с бедностью населения, усиленной экономическим кризисом, в декабре 2008 г. ЕК приняла решение превратить Европейский фонд адаптации к глобализационным вызовам в более эффективный инструмент преодоления текущего кризиса. Новые предложения призваны помочь людям вновь найти себя на рынке труда. Среди них: расширение сферы действия права на получение помощи от Фонда (распространение ее на работников, которые пострадали от экономического и финансового кризиса, а не только на тех, которые потеряли работу в результате изменений в структуре мировой торговли), продление срока действия поддержки Фонда в два раза (до 2 лет) для повторной интеграции работников в рынок труда [23].
В конце прошлого года были опубликованы результаты осеннего ежеквартального опроса общественного мнения жителей Евросоюза. Данные Евробарометра указывают на то, что финансовый кризис оказал существенное влияние на восприятие европейцами экономической ситуации и перспектив. Большая часть граждан ЕС считают, что состояние их национальной и европейской экономики в плохом состоянии. Порядка половины опрошенных считают, что экономическая ситуация в их стране, ЕС и мире будет ухудшаться в следующем году (6). Для преодоления последствий кризиса ЕК приняла рекомендации по оживлению экономики и утвердила разделы, посвященные каждой из стран ЕС, включающие меры в рамках Лиссабонской стратегии по обеспечению стабильного экономического роста и созданию новых рабочих мест в ЕС. Для минимизации последствий кризиса политика на рынке труда должна быть нацелена, прежде всего, на помощь тем, кто потерял работу для скорейшего их возвращения в ряды рабочей силы. На микроэкономическом уровне большинство стран принимает меры, сориентированные на оказание помощи малым и средним предприятиям, в том числе по увеличению доступа к финансированию.
В настоящее время большое внимание уделяется задачам дальнейшей поддержки мобильности трудящихся по трем основным ориентирам: географическая, профессиональная мобильность и мобильность в направлении рынка труда для безработных, а также вопросам трудоустройства. Европейское бюро подбора персонала осуществило шаги в направлении обновления методов подбора персонала и ввело более удобную для пользователей структуру своего веб-сайта. Теперь объявления учреждений ЕС о вакансиях будут публиковаться на 23 официальных языках ЕС. Перспективные кандидаты смогут пройти интерактивное тестирование, что позволит значительно упростить и сократить (до 5-9 месяцев) процесс найма работников. В дальнейших планах Бюро – повышение качества услуг, в том числе для конкретных целевых групп [23].
На сегодняшний день вопросы социальной защиты остаются преимущественно в юрисдикции государств-членов ЕС. Лиссабонская Стратегия устанавливает общие для стран ЕС цели и приоритеты в области занятости, способствует созданию новых современных рабочих мест. Совершенствование социальной защиты, пенсионной системы и здравоохранения, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности и занятости являются основными приоритетами Лиссабонской стратегии ЕС. Многочисленные усилия руководства Евросоюза и правительств стран-участников постепенно способствует превращению ЕС в мирового лидера по критериям экономического и социального развития.
Таким образом, социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Экономика социальной сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг.
Происходящий в настоящее время процесс развития рыночных отношений в России и постепенная интеграция отечественной экономики в мировое экономическое пространство определяют конкретные требования к динамике социальных процессов [11, с. 10-11]. На фоне сокращения численности и старения населения нашей страны настойчиво заявляет о себе необходимость модификации социальных секторов, непосредственно связанных с развитием человеческого капитала, поэтому в числе главных приоритетов социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе – оптимизация социальных процессов на основе реформы образования и здравоохранения, концентрации усилий на борьбе с бедностью, содействия повышению внутри- и межрегиональной трудовой мобильности. Ключевым фактором, влияющим на развитие социальных процессов, является активная и разумно финансируемая государственная политика по повышению занятости и заработной платы. Течение социальных процессов необходимо направлять в русло современных представлений о социальной справедливости, тогда в обозримом будущем, благодаря природному и интеллектуальному богатству, Россия может рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для закрепления ее в числе лидеров мировой экономики.
1.2. Социальная защита на современном этапе:
понятие, сущность, содержание
Содержание понятия «социальная защита» выходит за рамки содержания понятия «социальное обеспечение», которое всегда связано с определенными формами и видами обеспечения, конкретными социальными рисками. В документах МОТ обозначен довольно широкий спектр государственных и негосударственных, общих и специальных систем социального обеспечения, а также обозначены некоторые организационные формы социального обеспечения, свидетельствующие о том, что социальное обеспечение включает не только социальное страхование и социальное вспомоществование.
Вместе с тем отсутствие единообразия в трактовке обозначенных понятий как в теоретическом, так и в практическом плане приводит к нечеткости, неоднозначности, а порой и неопределенности их характеристик в конвенциях и рекомендациях МОТ (Международной организации труда). Произвольное применение терминов, разные значения одних и тех же понятий, отсутствие необходимых дефиниций негативно влияют на качество международных правовых документов.
Выделяются различные типы и модели систем социальной
защиты (скандинавско-англосаксонский
и континентальный типы; перераспределительно-
Несмотря на различия
в путях развития и особенностях
организации, качестве и объеме услуг,
а также методах
Для систем социальной защиты
характерно: а) сочетание добровольного
и обязательного видов
Разработка вопросов социальной защиты на международном и национальных уровнях продолжается. Такая же ситуация характерна и для России. Развитие отдельных частей («узлов») социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом – нарождаются новые, обусловленные новыми экономическими и социальными реалиями. Складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная защита», о чем свидетельствует формулирование соответствующих определений одновременно как в широком, так и в узком смысле слова.
Социальная защита – это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия).
Соответственно, система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем социальное обеспечение.
Исходя из сформулированного определения социальной защиты, социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции РФ) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременении либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Информация о работе Социальная работа и социальная помощь состояние и перспективы развития