Социальная работа с безнадзорными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Детскую безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер, т. к. число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Безнадзорные дети как объект социальной работы………….5
Безнадзорность как социальное явление………………….5
Социальные проблемы безнадзорных детей……………...9
Глава 2. Направления социальной работы с безнадзорными детьми..17
2.1 Формы и методы социальной работы с безнадзорными детьми…17
2.2 Профилактика с безнадзорными детьми…………………………..26
Заключение ……………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Определённое отрицательное влияние  на развитие безнадзорности оказывает  также свертывание государственной  и ведомственной инфраструктуры обслуживающей летний и зимний отдых  детей и подростков, их досуговую  деятельность, коммерциализация сферы  образования и культуры и т.п.

Проблема беспризорных детей  с особой остротой возникала в  различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными  потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного  уклада жизни. В подобных условиях бездомный  ребенок рано включается в уличную  борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка  меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.

      Целью работы  с безнадзорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.

      По данным  социологических служб, сейчас  в России детей-беспризорников  на порядок больше, чем их было  во время и после гражданской  войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные)  усилия общественности, правоохранительных  и образовательных ведомств, религиозных,  политических и благотворительных  организаций, коммерческих фирм  и частных лиц, – число детей-бомжей  не снижается, а растет. По оценкам  МВД, в России насчитывается  от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов  – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно  рождаются вне брака, 650 тысяч  остаются без одного из родителей,  десятки тысяч детей и подростков  числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч подростков ежегодно  уходят из дома. Еще больше  детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены  самим себе.

       Характеризуя  масштаб проблемы, ее причины  и следствия, необходимо обратить  внимание на различие в понятиях  «беспризорные» и «безнадзорные»  дети. Беспризорные дети – это  те, кто не имеет определенного  места жительства и (или) места  пребывания. Такие дети составляют  не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному  закону «Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений подростков» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.

      Согласно  имеющейся статистике, большинство  безнадзорных детей характеризуется  высоким стажем родительской  и общественной запущенности. Преобладающий  возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что  эти дети не только попали  на социальное дно, но и по-своему  адаптировались к жизни в нечеловеческих  условиях. Практически все они  находятся в группе риска, а  многие страдают неизлечимыми  психологическими и физическими  расстройствами и болезнями. Сложилось  общественное мнение, что перспектив  социальной и человеческой реабилитации  у большинства таких детей  очень мало. В определенной степени  отношение к безнадзорным детям  сегодня находится в критической  фазе: сохраняющийся потенциал общественного  сочувствия не реализуется в  силу бедственного материального  и психического состояния многих  семей, родителей, слабости кадрового  и материально-технического обеспечения  специальных учреждений, мздоимства  и коррупции в органах власти  и управления, высокой степенью  физической и психической право травмированности безнадзорных и беспризорных детей.

      Отношение  к безнадзорным и беспризорным  детям во многом совпадает  с отношением к неизлечимым  больным (к великому сожалению,  они таковыми и являются). В  общественном мнении, психологии  власти начинают возобладать  мотивы: если безнадзорность и  беспризорность – неизлечимая  социальная болезнь, то ее не  только нельзя, но и можно не  лечить, а порой и эксплуатировать  физически и морально детей  социального дна. Ослабляется  традиционная для России и  россиян милосердная доминанта  понимания жизненной связи потерянных  детей с потерянным обществом.

Социально-психологические причины безнадзорности глубочайшим образом переплетены с социально-психологическими причинами безнадзорности, поэтому, их надо рассматривать совместно. Социально-психологические причины (факторы) безнадзорности детей и подростков связаны с кризисом института семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями детей, применяемыми в семьях, сексуальным, физическим и эмоциональным (морально-нравственным) насилием со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным  образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжёлое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, культурно-социальная маргинализация общества, – создают  серьёзные психологические перегрузки для социального института семьи. Растёт число неблагополучных семей, из которых дети социально-психологически и экономически вытесняются на улицу. Эти дети зачастую становятся бомжами, попрошайками, – ведь каждый четвертый  подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимается попрошайничеством.

Рождаясь в психологически неблагополучной  семье, ребёнок изначально не получает возможности удовлетворения основных жизненных психологических потребностей: в любви, в заботе, принятии, внимании и участии со стороны родителей, окружающих взрослых.

Нравственно-психологическая атмосфера  неблагополучных семей порождает  «трудных» детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении  от психологической нормы. Для них  характерны психологическая несовместимость  среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем  сплочённости, авторитета, лидерства  и т.д. Тематика общения их с окружающими  обычно ограничена, а тональность  общения излишне эмоциональна. Нередко  конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности несовершеннолетних.

Ухудшается психологический климат и в так называемых устойчивых семьях. Главная причина этого  – отсутствие средств к нормальному  существованию, угроза безработицы, неполноценное  питание, постоянный рост т.н. потребительских  цен. Резкое увеличение объёма разного  рода стрессовых ситуаций однозначно негативно сказывается на детях. У достаточно большой части детей  один из родителей или оба –  безработные. Таким образом, большинство  безнадзорных детей проживало в  бедности и нищете. Отсутствие в  семьях заботы, психическая депривация, физическое и нравственное насилие  толкают детей к побегам из дома.

Часто решаются на побег дети в  возрасте 10-15 лет, их доля в числе  беглецов составляет более 74%. Более 80% бездомных детей – жители городов.

Семейное неблагополучие – основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами  риска безнадзорности становятся: безработица  родителей и миграционные процессы, обострившиеся национальные конфликты, нарушение прав детей в области  образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Отрицательную роль сыграло также  и ослабление воспитательной работы с детьми как по месту жительства, так и в образовательных учреждениях. На смену ранее существовавшей воспитательной системе так и не создано новой, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.

Бедность, имеющая место в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы, –  закрыла детям и подросткам из необеспеченных семей доступ к спорту и оздоровлению, дополнительному образованию, художественной культуре, развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Имеет место необходимость поиска дополнительного заработка, значительное усложнение экономико-социальных условий жизни, усиливающаяся маргинализация, алкоголизация и наркотизация многих семей. Все эти отрицательные аспекты сократили возможности общения родителей с детьми, нивелировали возможности совместной деятельности, совместных занятий, совместного досуга, – увеличивая тем самым опасность попадания детей и подростков в уличные компании с асоциальным поведением.

Психологические причины безнадзорности исследователи связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные личностные аномалии, проявления асоциального и антисоциального поведения.

В нашей реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические  причины безнадзорности наших детей  тесно связаны между собой  и, к сожалению, «активно дополняют» друг друга.

Итак, в нашем обществе и в  мире в целом на безнадзорность детей  и подростков влияют и кризисные  трансформационные процессы в семье, и социальная напряжённость в  обществе, и изменение функций  и возможностей образовательных  и воспитательных учреждений, и широкий  криминогенный фон общественной жизни. Ребёнка фактически выталкивают  на улицу неблагополучные семьи, численность которых заметно  возрастает; школа, «освободившаяся» от воспитания не занимается психолого-педагогической обеспеченностью жизнедеятельности  детей; внешкольные учреждения, которых  остается всё меньше и которые  оказывают услуги на коммерческой основе, закрывают двери перед детьми. И, как следствие, волна детской  безнадзорности в России и в мире нарастает с каждым годом.

Безнадзорные дети и подростки  утрачивают связи с семьей, они  оказываются на улице, приобретают  негативный социальный опыт, попадают под влияние криминогенных элементов, которые их используют в своих преступных целях. Все это деформирует психическое, физическое, личностное, социальное развитие детей и подростков, зачастую необратимо искажает процесс их социализации в обществе.

Все эти тенденции свидетельствуют  о необходимости психолого-педагогического  решения проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних, законодательной  защиты их прав, их социальной реабилитации и адаптации.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как как обеспечение  наиболее благоприятных социально- экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и  полноценного участия индивидов  в жизни общества. Отметим определенное развитие учреждений социального обслуживания молодежи. В 51 территории РФ работает более 430 учреждений, оказывающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениями деятельности – от организации досуга и культурно- спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, «телефонов доверия», наркологической помощи, планированию семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Система учреждений социальной работы.  Обзор учреждений основных субъектов работы с этой категорией лиц

 

  Органы  управления социальной защитой населения  осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации

 

     Учреждения  социального обслуживания, т. е. территориальные  центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической  помощи, предоставляют бесплатные социально-медицинские  услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.     

Специализированные  учреждения для безнадзорных, нуждающихся в социальной реабилитации, – это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.     

Социальный  приют – это учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей  по направлению Комитета по социальной защите из семей (если дети нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей), по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы риска, занимающиеся бродяжничеством или находящиеся на учете в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют самостоятельно (из-за невыносимых условий проживания в семье) или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей.     

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру данного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.     

Основными задачами центра являются профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей  и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и ее устранение, работа с семьей ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью  или передача в новую семью, а  также обеспечение всестороннего  развития ребенка.     

Информация о работе Социальная работа с безнадзорными детьми