Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:22, курсовая работа
В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Детскую безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер, т. к. число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Безнадзорные дети как объект социальной работы………….5
Безнадзорность как социальное явление………………….5
Социальные проблемы безнадзорных детей……………...9
Глава 2. Направления социальной работы с безнадзорными детьми..17
2.1 Формы и методы социальной работы с безнадзорными детьми…17
2.2 Профилактика с безнадзорными детьми…………………………..26
Заключение ……………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………
Определённое отрицательное
Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.
Целью работы с безнадзорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.
По данным
социологических служб, сейчас
в России детей-беспризорников
на порядок больше, чем их было
во время и после гражданской
войны. И, несмотря на
Характеризуя
масштаб проблемы, ее причины
и следствия, необходимо
Согласно
имеющейся статистике, большинство
безнадзорных детей
Отношение
к безнадзорным и беспризорным
детям во многом совпадает
с отношением к неизлечимым
больным (к великому сожалению,
Социально-психологические причины безнадзорности глубочайшим образом переплетены с социально-психологическими причинами безнадзорности, поэтому, их надо рассматривать совместно. Социально-психологические причины (факторы) безнадзорности детей и подростков связаны с кризисом института семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями детей, применяемыми в семьях, сексуальным, физическим и эмоциональным (морально-нравственным) насилием со стороны взрослых.
Причины возрастающей безнадзорности
детей и подростков коренятся, главным
образом, в условиях жизни многих
российских семей. Тяжёлое материальное
положение большинства
Рождаясь в психологически неблагополучной
семье, ребёнок изначально не получает
возможности удовлетворения основных
жизненных психологических
Нравственно-психологическая
Ухудшается психологический
Часто решаются на побег дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74%. Более 80% бездомных детей – жители городов.
Семейное неблагополучие – основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся: безработица родителей и миграционные процессы, обострившиеся национальные конфликты, нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Отрицательную роль сыграло также
и ослабление воспитательной работы
с детьми как по месту жительства,
так и в образовательных
Бедность, имеющая место в условиях
коммерциализации культурной, образовательной,
спортивно-оздоровительной
Психологические причины безнадзорности исследователи связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные личностные аномалии, проявления асоциального и антисоциального поведения.
В нашей реальной жизни социально-экономические,
социально-психологические и
Итак, в нашем обществе и в
мире в целом на безнадзорность детей
и подростков влияют и кризисные
трансформационные процессы в семье,
и социальная напряжённость в
обществе, и изменение функций
и возможностей образовательных
и воспитательных учреждений, и широкий
криминогенный фон общественной
жизни. Ребёнка фактически выталкивают
на улицу неблагополучные семьи,
численность которых заметно
возрастает; школа, «освободившаяся» от
воспитания не занимается психолого-педагогической
обеспеченностью
Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, они оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают под влияние криминогенных элементов, которые их используют в своих преступных целях. Все это деформирует психическое, физическое, личностное, социальное развитие детей и подростков, зачастую необратимо искажает процесс их социализации в обществе.
Все эти тенденции свидетельствуют
о необходимости психолого-
Социальная работа среди молодежи
рассматривается как как
Глава 2
Органы управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации
Учреждения социального обслуживания, т. е. территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи, предоставляют бесплатные социально-медицинские услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.
Специализированные учреждения для безнадзорных, нуждающихся в социальной реабилитации, – это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.
Социальный приют – это учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей по направлению Комитета по социальной защите из семей (если дети нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей), по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы риска, занимающиеся бродяжничеством или находящиеся на учете в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют самостоятельно (из-за невыносимых условий проживания в семье) или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру данного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.
Основными задачами центра
являются профилактическая работа по
предупреждению безнадзорности детей
и подростков, медицинская помощь
несовершеннолетним, психолого-педагогическое
обслуживание, направленное на установление
степени дезадаптации и ее устранение,
работа с семьей ребенка и содействие
в возвращении ребенка в семью
или передача в новую семью, а
также обеспечение
Информация о работе Социальная работа с безнадзорными детьми