Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:22, курсовая работа
В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Детскую безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер, т. к. число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Безнадзорные дети как объект социальной работы………….5
Безнадзорность как социальное явление………………….5
Социальные проблемы безнадзорных детей……………...9
Глава 2. Направления социальной работы с безнадзорными детьми..17
2.1 Формы и методы социальной работы с безнадзорными детьми…17
2.2 Профилактика с безнадзорными детьми…………………………..26
Заключение ……………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
Отделения профилактики безнадзорности предназначены для профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, индивидуальной работы с детьми и подростками «группы риска», социальной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выпускникам интернатных учреждений, семьям, пострадавшим в результате терактов, семьям с детьми- инвалидами.
Основными задачами отделений являются:
1.Работа по профилактике
безнадзорности и
2.Выявление совместно
с государственными, общественными,
и другими организациями (
3.Помощь семьям в решении
проблем самообеспечения,
4.Социальное сопровождение
неблагополучных семей, семей
с детьми «группы риска», в
том числе с детьми-инвалидами,
нуждающихся в социальной
5.Реализация мер по
социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без
Основным направлением деятельности отделений является:
участие в работе по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;
разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;
осуществление социального сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатных учреждений до 23 лет;
оказание помощи родителям в воспитании детей и подростков, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми и подростками, семейных конфликтов;
содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении специального образования;
включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в учреждениях и за его пределами;
оказание совместно с
другими подразделениями центра
комплексной психолого-
оказание помощи несовершеннолетним в устройстве, при необходимости, на временное проживание в учреждения социальной защиты;
психологическая и педагогическая помощь в обучении детей и родителей здоровому образу жизни, разрешение семейных конфликтов и других вопросах, поддержка психического и физического развития детей и подростков;
социально- экономическая
поддержка неблагополучных
содействие в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной ориентации детей- инвалидов с учетом индивидуальных возможностей;
социальное сопровождение неблагополучных семей, детей и подростков «группы риска», склонных к асоциальном поступкам и противоправному поведению.
Под профилактикой имеется
в виду совокупность мероприятий, направленных
на выявление причин и условий, способствующих
возникновению и
Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает: профилактику по системе применяемых мер, профилактику по объектам предупредительного воздействия.
Каждый из указанных аспектов
профилактики включает психологические
и социально-психологические
Далеко не все дети дошкольного возраста посещают детские сады. Причины тому разные. Это и неудовлетворительное состояние здоровья ребенка, и недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, и финансовая ограниченность семейного бюджета, а также некоторые другие причины. Данный период развития семьи – один из самых сложных для работы с ней специалистов социозащитных учреждений. Их задача заключается не только в ранней профилактике детской безнадзорности и случаев жестокого обращения с детьми, но и в успешно социализации несовершеннолетнего, который воспитывается в той или иной семье. Поэтому на базе учреждений действуют группы кратковременного пребывания, в которых реализуются программы раннего развития. Специалист по социальной работе подробно консультирует по вопросам социальной поддержки семей различных категорий. Основной целью специалистов остается формирование у родителей осознание чувства материнства и отцовства.
Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы образования на формирование у молодежи медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.
Безнадзорного (или перевоспитанного беспризорного) нетрудно обнаружить среди других людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, воспитанных в "тепличных" условиях. На безнадзорных смотрят в обществе как на "испорченных" и "преступных" детей. Безнадзорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях. Криминалисты отмечают, что у безнадзорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий».
Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является условие семейного воспитания.
Исследования, проводимые отечественными
учеными, позволяют определить модель
родительской семьи, где дети встают
на путь асоциального поведения:
- наличие в семье безработных;
- низкий уровень благосостояния;
- деструктивные взаимные отношения между
членами семьи;
- нестабильный брак или родители в разводе;
- частые социальные контакты членов семьи
с носителями асоциальных форм поведения.
- наличие в семье членов с асоциальным
поведением;
Важнейшим фактором безнадзорности
несовершеннолетних является условие
школьного воспитания
Школа как социальная среда может провоцировать
различное поведение ребенка. Факторами
формирования социального поведения,
прежде всего, являются система отношений,
школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы
в школе были созданы условия, обеспечивающие
нормальное развитие ученика, в том числе
соблюдение его прав, доступ к качественному
образованию и др.
Среди причин, по которым дети и подростки
покидают школу, можно выделить следующие:
- отсутствие интереса к учебе и др.
- неуспеваемость;
- плохое поведение;
- физическое и моральное насилие учителей;
- проблемы со здоровьем;-
формирование у части учащихся отрицательного
опыта учебы;
- «скрытый отсев»;
- неподготовленность школы к работе с
«проблемными» детьми;
В основе решения проблемы детской безнадзорности
лежит профилактическая работа с семьями,
в первую очередь с семьями, находящимися
в социально опасном положении - малообеспеченными,
неполными; семьями, где есть безработные,
злоупотребляющие алкоголем. Государство
и общество должны выступить гарантом
социальной защищенности этой категории
детей. Взять на себя обязанности и создать
достаточные ресурсы - экономические,
социальные, духовные, нравственные - для
того, чтобы обеспечить детям, находящимся
в трудной жизненной ситуации, условия
для нормальной жизни, учебы, развития
личности, профессиональной подготовки,
социальной адаптации, компенсируя в определенной
степени отсутствие родительской заботы.
Одновременно должна решаться стратегическая
задача - обеспечение приемлемого уровня
жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной
функции семьи, что может существенно
повлиять на уменьшение численности безнадзорных
детей, детей, оставшихся без попечения
родителей.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах
государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
миссия и задачи общеобразовательного
учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-психологической
и педагогической помощи несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении
либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении, а также
не посещающих или систематически пропускающих
по неуважительным причинам школу, принятие
мер по их воспитанию и получению ими основного
общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально
опасном положении, и оказание им помощи
в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных
секций, технических и иных кружков, клубов
и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ
и методик, направленных на развитие законопослушного
поведения несовершеннолетних.
Для решения проблем несовершеннолетних
безнадзорников нужно заниматься ее ранней
профилактикой.
Под профилактикой подразумеваются научно
обоснованные и своевременно предпринимаемые
действия, направленные на предотвращение
возможных физических или социокультурных
коллизий у отдельных индивидов групп
риска, сохранение, поддержание и защиту
нормального уровня жизни и здоровья людей,
содействие им в достижении поставленных
целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Часто первичная профилактика требует
комплексного подхода, который приводит
в действие системы и структуры, способные
предотвратить возможные проблему или решить
поставленные задачи.
Социальная профилактика (предупреждение) - это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин .
Социально - педагогическая
профилактика - это система мер, социального
воспитания, направленных на создание
оптимальной социальной ситуации развития
детей и подростков и способствующих
проявлению различных видов его активности.
Безнадзорные нуждаются в восстановлении
утраченных контактов с семьей и школой.
Эту работу проводят социальные педагоги,
педагоги-психологи, учителя, администрации
школ. Сотрудничество школы и семьи - это
результат целенаправленной и длительной
работы, которая, прежде всего, предполагает
всестороннее и систематическое изучение
семьи, знания особенностей и условий
семейного воспитания ребенка, а также
открытость семьи к педагогическому воздействию
в случае выявленных затруднений В основе
взаимодействия школы и семьи должно быть
взаимное доверие и уважение, взаимная
поддержка и помощь, терпение и терпимость
по отношению друг к другу. Это поможет
педагогам и родителям объединить свои
усилия в создании условий, для формирования
у ребенка тех качеств и свойств, которые
необходимы для его самоопределения и
самореализации. Успех социально-профилактических
мероприятий во многом определяется тем,
на каких принципиальных основаниях строится
эта деятельность.
Наиболее эффективная форма работы по
восстановлению контактов со школой и
семьей - организация педагогической и
психологической помощи и поддержки ребенку
или семье (консультирование, индивидуальный
подход к обучению и воспитанию ребенка,
родительский всеобуч правового характера
и т.п.). Совместная деятельность педагогов,
родителей и детей является успешной,
если все положительно настроены на совместную
работу, действуют сообща, осуществляют
совместное планирование, подводят итоги
деятельности. Направления работы образовательного
учреждения по профилактике безнадзорности
многоплановы.
Работа с семьей включает в себя диагностику
детско-родительских отношений, типа семьи,
оказание различных видов помощи и поддержки
семье, постоянный контакт школы с семьей.
С ребенком проводится диагностика и изучение
личностных особенностей личности, создание
«ситуации успеха», педагогическая помощь
и поддержка, щадящий режим обучения.
Так же необходимо работать с педагогическим
коллективом образовательного учреждения
и заниматься повышением педагогической
культуры родителей.
Для предупреждения безнадзорности в
школе необходима целенаправленная работа
с родителями как групповая, та и индивидуальная.
К индивидуальным формам можно отнести
беседы с родителями, рекомендации и консультации
по вопросам воспитания и обучения ребенка,
посещение семьи, которое позволяет лучше
узнать условия, в которых живет ребенок;
а иногда предпринять определенные меры
для их улучшения.
Социальный педагог всегда остается на
стороне ребенка, стремится не приспособить
безнадзорного к окружающей среде, а помочь
ему самому приспособиться к ней с минимальными
потерями.
Для эффективности взаимодействия социально-педагогического
процесса и социального педагога с безнадзорными
подростками, необходимо привлекать: комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав, образуемые в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
органы управления социальной защитой
населения, органы управления образованием,
органы опеки и попечительства, органы
по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости,
органы внутренних дел.
Заключение
Среди проблем, характеризующих
неблагополучие российского общества,
одна из наиболее острых – детская
безнадзорность. Основные причины, способствующие
росту безнадзорности несовершеннолетних,
– социально-экономическая
Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
В РФ сложилась тревожная
ситуация: дети из числа беспризорных
все более активно вовлекаются
в занятие проституцией, секс-бизнес,
используются в съемках порнофильмов.
Получили распространение общественно
опасные деяния, связанные с использованием
беспризорных детей в мероприятиях,
которые могут причинить
Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи.
Проблема безнадзорности тесно смыкается с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.
В зарубежных странах существуют
различные категории социальных
работников, занимающиеся проблемами
реабилитации подростков. Кроме участковых,
действующих непосредственно в
общине, ряд социальных работников
функционирует в
В Российской Федерации объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении.
Информация о работе Социальная работа с безнадзорными детьми