Социальная работа с безнадзорными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Детскую безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер, т. к. число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Безнадзорные дети как объект социальной работы………….5
Безнадзорность как социальное явление………………….5
Социальные проблемы безнадзорных детей……………...9
Глава 2. Направления социальной работы с безнадзорными детьми..17
2.1 Формы и методы социальной работы с безнадзорными детьми…17
2.2 Профилактика с безнадзорными детьми…………………………..26
Заключение ……………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие  сведениями о безнадзорных детях, обязаны  сообщить эти сведения в органы опеки  и попечительства по месту фактического нахождения детей.     

Работники органов опеки и попечительства в течение трех дней после получения этих сведений должны обследовать условия жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту его прав и интересов до решения вопроса об его устройстве.     

Если  родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, с родителями проводится психолого-педагогическая работа (или при необходимости медицинское лечение), и в случае положительного результата дети возвращаются в семью. Если дети остались без попечения родителей, они подлежат передаче на воспитание в семью на основании опеки, попечительства или усыновления или в детские сиротские заведения     

Комиссии  по делам несовершеннолетних и по защите их прав обеспечивают:

  1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  2. организуют контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности;
  3. оказывают помощь в быту и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
  4. содействуют в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и др.

 

     Органы  управления образованием и образовательные  учреждения контролируют и развивают  сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; создают психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении; оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.     

Органы  по делам молодежи и учреждения органов  по делам молодежи в пределах своей  компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно - методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций; активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; курируют молодежные биржи труда.     

В систему органов по делам молодежи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской  помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др.   Все эти организации предоставляют бесплатные социальные, медицинские, правовые и иные услуги безнадзорным, организуют досуг и занятость так называемым трудным подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодежью.     

Подразделения по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел включают в себя:

1)подразделения  по делам несовершеннолетних  органов внутренних дел;

2)центры  временной изоляции для несовершеннолетних  правонарушителей; 3) подразделения криминальной милиции.        

Эти учреждения осуществляют:

  • профилактическую работу с безнадзорными несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей; выявляют лиц, вовлекающих безнадзорных несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия несовершеннолетних;
  • участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних в центры изоляции или специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности.

 

     Органы  управления здравоохранением принимают  безнадзорных несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением – пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данных учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся сюда детям и подросткам.      

Все перечисленные органы тесно взаимодействуют  между собой с целью предупреждения и выявления фактов безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и  интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.     

Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции  обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т. д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении      

Таким образом, общество и семья должны решить главную задачу – воспитать  из каждого ребенка гражданина и  специалиста. Все государственные, общественные и частные структуры обязаны осознать свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и юность. В нашей стране пока не проведен глубокий и объективный анализ причин увеличения неблагополучных семей; не разработана перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, распространение безнадзорности детей и подростков.     

Органы  и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения и органы внутренних дел совместно:   

- Обеспечивают незамедлительный обмен информацией по фактам совершения безнадзорными несовершеннолетними детьми противоправных действий, жестокого обращения с детьми, насилия в семье и др.  

- Обеспечивают контроль  за организацией медицинского  обеспечения детей, находящихся  в социально опасном положении,  а также помещенных в специализированные  учреждения для несовершеннолетних  системы социальной защиты населения.  

- Оказывают помощь в  комплектовании специализированных  учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскими кадрами, а также  в повышении их квалификации по заявкам органов управления социальной защиты населения.        

Учет  безнадзорных детей осуществляется путем заполнения статистических карточек формы N 1-Н органами социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел. Данные карточки для обобщения направляются в управление внутренних дел Владимирской области.     

Безнадзорность  является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.      

Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка [     

Основой деятельностью ППМС-центров  является профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.      

В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров  психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики.     

Ориентация  на лучшие качества ребенка - главный  отличительный признак гуманистической  педагогики. Знать ребенка, уважать  его достоинство, верить в его  собственные силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики К.Д.Ушинского остаются актуальными и сегодня.     

В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными  направлениями деятельности центров  являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности ППМС-центров является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми индивидуально и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС-центры, в которых имеются приюты (стационары) [18, c. 41]     

ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной  педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной защиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами.   Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу.     

Многие  ППМС-центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения. Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности играет трудовое обучение. При многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.      

Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС-центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности, требует  соответствующей профессиональной подготовки кадров.   Многие ППМС-центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.      

Таким образом, в настоящее время ППМС-.центры решают проблемы десятков тысяч детей, который по разным причинам оказались  вне школы или могут "оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка.

2.2 Профилактика с безнадзорными детьми

В  последнее  десятилетие  резко  ослабла  профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого  ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных  учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном  учреждении. Разрушение системы социального  контроля, постоянные изменения в  социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще  лишить женщину родительских прав, притом, что оформить усыновление, опеку  или попечительство над ребенком – в несколько раз сложнее.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и  условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

  Деятельность по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних основывается  на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,  поддержки семьи и взаимодействия  с ней, индивидуального подхода  к несовершеннолетним с соблюдением  конфиденциальности полученной  информации, государственной поддержки  деятельности органов местного  самоуправления и общественных  объединений по профилактике  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Информация о работе Социальная работа с безнадзорными детьми