Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:22, курсовая работа
В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Детскую безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер, т. к. число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Безнадзорные дети как объект социальной работы………….5
Безнадзорность как социальное явление………………….5
Социальные проблемы безнадзорных детей……………...9
Глава 2. Направления социальной работы с безнадзорными детьми..17
2.1 Формы и методы социальной работы с безнадзорными детьми…17
2.2 Профилактика с безнадзорными детьми…………………………..26
Заключение ……………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………
Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить эти сведения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Работники органов опеки и попечительства в течение трех дней после получения этих сведений должны обследовать условия жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту его прав и интересов до решения вопроса об его устройстве.
Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, с родителями проводится психолого-педагогическая работа (или при необходимости медицинское лечение), и в случае положительного результата дети возвращаются в семью. Если дети остались без попечения родителей, они подлежат передаче на воспитание в семью на основании опеки, попечительства или усыновления или в детские сиротские заведения
Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав обеспечивают:
Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; создают психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении; оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.
Органы по делам молодежи и учреждения
органов по делам молодежи в пределах своей
компетенции участвуют в
В систему органов по делам молодежи
входят социально-реабилитационные центры
для подростков и молодежи; центры социально-психологической и
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел включают в себя:
1)подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
2)центры временной изоляции для
Эти учреждения осуществляют:
Органы управления здравоохранением принимают безнадзорных несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением – пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данных учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся сюда детям и подросткам.
Все перечисленные органы тесно взаимодействуют
между собой с целью
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т. д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении
Таким образом, общество и семья должны решить главную задачу – воспитать из каждого ребенка гражданина и специалиста. Все государственные, общественные и частные структуры обязаны осознать свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и юность. В нашей стране пока не проведен глубокий и объективный анализ причин увеличения неблагополучных семей; не разработана перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, распространение безнадзорности детей и подростков.
Органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения и органы внутренних дел совместно:
- Обеспечивают незамедлительный обмен информацией по фактам совершения безнадзорными несовершеннолетними детьми противоправных действий, жестокого обращения с детьми, насилия в семье и др.
- Обеспечивают контроль
за организацией медицинского
обеспечения детей,
- Оказывают помощь в
комплектовании
Учет безнадзорных детей осуществляется путем заполнения статистических карточек формы N 1-Н органами социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел. Данные карточки для обобщения направляются в управление внутренних дел Владимирской области.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка [
Основой деятельностью ППМС-центров является профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.
В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики.
Ориентация на лучшие качества
ребенка - главный отличительный признак
В работе с детьми группы риска по
предупреждению их безнадзорности основными
направлениями деятельности центров являются
психолого-медико-
ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной защиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами. Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу.
Многие ППМС-центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения. Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности играет трудовое обучение. При многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.
Решение задач, стоящих перед коллективами
ППМС-центров, особенно по предупреждению
школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности,
требует соответствующей
Таким образом, в настоящее время ППМС-.центры решают проблемы десятков тысяч детей, который по разным причинам оказались вне школы или могут "оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка.
2.2 Профилактика с безнадзорными детьми
В
последнее десятилетие резко
ослабла профилактическая, воспитательная
роль школы; отказ от «всеобуча» снизил
гарантии обязательного обучения каждого
ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних,
не обучающихся в образовательных
учреждениях и нигде не работающих.
Во многих случаях несовершеннолетние
уклоняются от обучения, не посещают занятия,
формально числясь в
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике
безнадзорности и
Информация о работе Социальная работа с безнадзорными детьми