Социальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков

1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3

2
Причины возникновения девиации среди подростков

Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23


Заключение

28


Список использованных источников

30

Файлы: 1 файл

7.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

 

Казахский экономический  университет им. Т. Рыскулова

 

 

Кафедра «Рыночная  инфраструктура»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

по дисциплине SRM 2301 «Социальная работа с молодежью»

 

на тему «Социальная работа с трудными подростками»

 

по специальности  «5В090500–Социальная работа»

 

 

 

Выполнил:

студент 2го курса,

242 группы

 

 

 

 

__________

 

 

 

Баратов Т.Ф.

     

Проверила:

доцент

 

 

__________

 

 

Михайленко Т.А.


 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013


 


 

   

Стр.

 

                                      Содержание

 
 

Введение 

3

1

Общая характеристика «трудных» подростков

 

1.1

Понятие «трудные» подростки

5

1.2

Особенности девиантного поведения

7

1.3

 

2

Причины возникновения девиации среди подростков

 

Содержание и  организация социальной работы с «трудными» подростками

14

2.1

Методы и технологии соц. работы с трудными подростками

18

2.2

Особенности воспитательной работы с трудными детьми

20

2.3

Организация помощи "трудным" детям

23

 

 

Заключение      

 

28

 

 

Список использованных источников

 

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Актуальность данной курсовой работы по дисциплине «Социальная работа с молодежью» по теме «Социальная работа с трудными подростками» состоит в том, что трудных детей становится все больше и больше, и надо узнать в чем проблемы.

Объект: исследования в данной работе станут проблемы «трудных» детей.

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.

Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- определить возникновение  и современное понимание термина  «трудные дети»;

- проанализировать причины  возникновения такого поведения;

- рассмотреть основные  направления социальной работы  с «трудными» детьми комплексного  центра социального обеспечения  населения;

- изучить специфику социальной  работы с «трудными» детьми  в условиях отделения социальной  помощи семье и детям.

Задачи: Определить причины возникновения поведения «трудных» детей,

Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей.

Выражение «трудные» дети очень часто встречается в  современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение  этому понятию. Для того чтобы  рассмотреть его содержание, обратимся  к понятиям, которые могут дополнить  его понимание. «Трудные» дети или  «дети с поведением, отклоняющимся  от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества.

Все это вроде как год  от года совершенствуется, обновляется. О чем говориться в Конвенции ООН «О правах ребенка». Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И, скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о, так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах, эмо, готах, пинкис. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких личностей есть только одно место – тюрьма».

Период взросления у некоторых  подростков проявляется изменениями  поведенческого типа: грубость с взрослыми, падение авторитета мнений родителей  и учителей, Недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде  чаще всего появляются так называемые «трудные» подростки. 
Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения необходимо в образовательном процессе применять технологии «перевоспитания».

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины  возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи  и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться  в перевоспитании, и пр.Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме: 
1. что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием причин; 
2. какие неблагоприятные условия существуют в данный момент; 
3. с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности.

После изучения трудного школьника  необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные  социально-педагогические и психологические  методы и приемы педагогического  взаимодействия.

Второй этап связан с процессом  перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение  эффективно при работе по формированию убеждений, переучивание связано с  приучением к деятельности, «реконструкция»  характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности  специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется  развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности  учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося  предполагает также знание уровня воспитанности  всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого  учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к  коллективу, самому себе.

 

 

 

  1. Общая характеристика «трудных» подростков

 

1.1 Понятие «трудные» подростки

 

На основании анализа  современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия  «трудные» дети. Первым признаком  является наличие у детей или  подростков отклоняющегося от нормы  поведения.

Никому не секрет, что  одной из главных проблем работы школ является работа с «трудными» учащимися, учащимися из семей «группы  риска». Большая помощь педагогам  в рамках работы с таким контингентом учащихся, была оказана с введением  службы социально-психологической  поддержки. В рамках свое работы социальный педагог и педагог-психолог активно  работают с родителями, опекунами, учащимися, сотрудничают с детским домом  участковыми, проводят беседы, семинары для педагогов, участвуют в операции «Контакт» и районных рейдах. Проблемы с такими детьми были, есть и будут, поэтому руководство школы не оставляет без внимания и это  направление работы:

 Направления деятельности  социального педагога по предупреждению  отклоняющего поведения подростков

1) ранняя диагностика  подростков, относящихся к «группе  риска»;

2) изучение их социальных  проблем, условий возникновения  и разрешения с учётом возможностей  образовательного учреждения;

З) учёт педагогически и  социально неблагополучных семей;

4) организация взаимодействия  и преемственности в воспитательно-профилактической  работе всех субъектов социально-педагогической  деятельности, установление контактов  и взаимодействий с комиссией  по делам несовершеннолетних  и отделом по профилактике  правонарушений несовершеннолетних;

5) организация консультационно-разъяснительной  работы с родителями, педагогами;

6) организация жизнедеятельности  школьного коллектива, в процессе  которой происходит развитие  у воспитанников общественно   значимой и творческой активности, нравственно волевых и гражданских  качеств;

7) развитие системы правового  образования учащихся. [1]

Для подростков трудности  их возраста обычно носят объективный  характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается  в жестких рамках, которые порождены  субъективностью взрослых, и возникает  активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может  выразится в разнообразных отклонениях  поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в  злом умысле подростка.

 

Положение взрослых более  выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения  по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация – характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Под «трудными» школьниками  понимаются, во-вторых, такие дети и  подростки, нарушения, поведения которых  нелегко исправляются. Здесь нужно  различать понятия «трудные»  дети и «педагогически запущенные дети». «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе  со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохое направление всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь. [2]

«Трудный» ребёнок – это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

- дети с нарушениями  в сфере общения;

- дети с повышенной  или пониженной эмоциональной  реакцией (с повышенной возбудимостью,  острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками