Социальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков

1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3

2
Причины возникновения девиации среди подростков

Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23


Заключение

28


Список использованных источников

30

Файлы: 1 файл

7.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

-конфликт со взрослыми;

-конфликт со сверстниками;

-сексуальный конфликт;

-неуспех ребенка в ведущей деятельности;

-неразвитость самосознания;

-неадекватная самооценка;

-личностный кризис;

4. комплексные причины:

-общесоциальные причины;

-социально-демографические причины;

-социально-правовые причины;

-социально-медицинские причины;

-организационно-управленческие причины;

 Поведенческие реакции  подростков. [7]

1. Реакция эмансипации  – особый тип поведения, посредством  которого подросток старается  высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем  дополнительного контроля и лишение  минимальной свободы лишь обостряет  конфликт и провоцирует подростков  на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с  занятий.

2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают  иногда вид своеобразного «запоя»,  в них находят отражение как  преходящие влияния моды так  и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

3. Пассивно – оборонительная  реакция или реакция отказа, которая  проявляется в отказе от деятельности.

4. Реакция «оппозиции»  - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против  непосильных требований.

5. Реакция компенсации  – развивается при слабости  той или иной физической или  психической функции, которую  компенсируют более развитой  функцией. Реакция гиперкомпенсации  – развитие слабой функции  до степени совершенства.

6. Реакция имитации –  подражание определенному образу (например, подражание не всегда  положительным телевизионным или  компьютерным героям)

7. Реакция группирования  – стремление подростка в группу сверстников.

Типичные ошибки педагогов  и родителей

1. «При уступчивости дети  получают распушенное, а при  постоянном противодействии –  ложное воспитание» (И.Кант) При  упрямстве следует оказывать  подростку естественное сопротивление,  но не ломать его волю.

2. В конфликте между  сверстниками взрослым нельзя  принимать одну из сторон, так  как обе, как правило, не  правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного  подчинения взрослым препятствует  выработке собственной позиции.[8]

4. Расширение оценки успеваемости  до оценки личности. Отличная  успеваемость не означает высоких  личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать  и противопоставлять успехи одного  неуспехам другого учащегося,  так как снижается или завышается  самооценка.

6. Ошибкой является предъявление  неверных ответов на поставленные  подростком вопросы (например, в  вопросах пола). Ответы должны  быть правдивыми, лишь степень  детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны  – обращение к подросткам должно  быть немногословным, грубость порождает  только грубость.

8. В общении с подростком  не должен присутствовать поучительный  уничижающий тон. Ни в коем  случае не допускать публичных  порицаний. Когда вербальные формы  общения неэффективны, используйте  невербальные, опосредованные –  кинофильмы, статьи, художественную  литературу, метод группового обсуждения  проблем.

Причин, по которым ребёнок  делается трудным, а потом асоциальным, достаточно.

Педагогическая запущенность - это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: Виноваты ли только семья и школа в асоциальном  поведении детей? То ответ будет  отрицательный. Виновато общество, не предоставляющие возможностей для  нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя  не обратили внимания, не приняли своевременных  мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К «трудным детям» относятся  и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия  порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает - он тоже трудный. У нормальных и  здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к  труду.

Отклонения в поведении  детей и подростков следующими группами факторов:

- педагогической запущенностью,  когда ребёнок ведёт себя неправильно  в силу своей невоспитанности,  отсутствия необходимых знаний, умений, навыков;

- социальной запущенностью,  т.е. испорченностью неправильным  воспитанием;

- глубоким психологическим  дискомфортом, вызванным негативным  психологическим микроклиматом  в семье, неуспехами в учёбе,  несложившимися взаимоотношениями  в классе, грубым или жестоким  отношением к нему со стороны  родителей, старших;

- отклонениями в состоянии  психического и физического здоровья, возрастными кризами;

- незанятостью полезными  видами деятельности, отсутствием  лично значимых жизненных планов  и целей, безнадзорностью, отрицательным  влиянием окружающей среды.[9]

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается  на фоне равнодушного, невнимательного  отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство  протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и  обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

 

1.3 Причины возникновения девиации среди подростков

 

         Конкретные причины возникновения девиации среди подростков:

-повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; [10]

-неблагополучная ситуация  в семье;

-стремление к самостоятельности  и независимости;

-отставание в учебе;

-пренебрежение со стороны  сверстников;

-непонимание взрослыми  трудностей детей;

-недостаточная уверенность  ребенка в себе;

-отрицательная оценка  взрослыми способностей детей;

-стрессовые жизненные  ситуации;

-напряженная социально-экономическая  ситуация в жизни ребенка 

-примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из  СМИ;

-чрезмерная занятость  родителей;

-конфликты с родителями;

-обилие запретов со  стороны родителей (педагогов);

-постоянные нарекания,  брань в семье;

-слабость интеллектуальной  сферы ребенка;

-низкий уровень эмоционально-волевого  контроля у детей;

-одиночество, непонимание  другими;

-неспособность детей  сопротивляться вредным влияниям;

-генетическая предрасположенность;

-неравномерность психофизического  и полового созревания;

-отсутствие навыков социального  поведения;

-снижение культуры, интеллектуального  уровня;

-желание обратить на  себя внимание;

-неполные семьи;

-экономическая нестабильность;

-влияние улицы.

У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и  девочек, отмечено отрицательное отношение  к школе и одноклассникам, с  которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть  к отличникам; негативную установку  к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.

Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике  у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно  ниже законопослушных по самооценочным  категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты  и честности. Во-вторых, свои неудачи  они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других неблагоприятное впечатление  и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих  потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских  тенденций ценностные ориентации имеют  прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение  баров и дискотек, просмотр кинофильмов  и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных  подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной  тематикой.[11]

Группа отечественных  исследователей установила, что у  несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется  тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку-делинквенту  свойственна гипертрофированная потребность  в свободе, независимости: ему уже  в 12-13 лет невыносима ситуация, когда  он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок.

Особенности деформации ряда существенных для развития личности в подростковом возрасте психологических  характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения характерологическими особенностями  личности, дисгармоничностью развития характера рассматривалась также  в работах Личко А.Е. Зафиксированы  следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее  выступает как прямое отражение  примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего  отвергаются; отсутствует интерес  к учебе и познанию. Подростки  – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального  подросткового общения. Большинство  этих подростков живут в семьях с  неблагоприятным психологическим  климатом. Имеют сочетание не менее  трех грубых криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых – эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. Подавляющее большинство  подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность.

Личностные особенности  делинквентных подростков свидетельствуют  о деформации их характера криминогенный  комплекс личности несовершеннолетнего  правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение  к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность  в общении, которая выступает  средством самоутверждения и  компенсации неудовлетворенности  своим положением. Игнорирование  девиантов сверстниками с нормативным  поведением говорит об их выпадении  из круга нормального подросткового  общения.

Необходимо отметить следующие  составляющие личности:

  1. o    постепенное усугубление отдельных негативных качеств личности, складывающихся в криминогенный комплекс;
  2. o    особое стечение обстоятельств и действие факторов, приводящих к «сонастройке» и взаимодействию криминогенных качеств, их развитию и фиксации;
  3. o    фоновым условием для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка общих трудностей и отставания в развитии личности;
  4. o    наличие криминогенного комплекса делает подростка нечувствительным к воздействию воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности.

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками