Социальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков

1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3

2
Причины возникновения девиации среди подростков

Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23


Заключение

28


Список использованных источников

30

Файлы: 1 файл

7.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

1. Изучение интересов  и способностей детей.

2. Вовлечение "трудных"  в кружки, секции, общественно полезную  деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить  изучению читательских интересов.  Записать в библиотеку, отслеживать  периодичность ее посещения, помочь  составить список интересных  и необходимых для развития  книг.

4. Изучение участия "трудных"  в неформальных объединениях  по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в  переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов  художественного и технических  творчества "трудных" и участие  их в общешкольных и классных  мероприятиях.

6. Определение одним из  главных направлений работы территориального  социально-педагогического центра  и школьных воспитательных центров  на работу с "трудными" детьми.

7. Организация для детей,  не имеющих достаточного ухода  и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых  школьных лагерей и групп продленного  дня.

Несмотря на то, что в  положениях личностного подхода  звучат в основном мотивы доброты  и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание  перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля  противопоказаны в педагогике.

Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного  подхода.

Для большого диапазона личностных качеств между Яположит. и Яотрицат. эффективнее всего оптимистический  подход, поощрение, успех. При наличии  отрицательной Я-концепции абсолютно  противопоказано принуждение, требуется  поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния  ребенка. [22]

При отягощении трудности  состояниями фрустрации или ожесточения  должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

Эгоистический комплекс может  развиваться и из положительной  Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также  применимы тормозящие приемы.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нашей основной задачей было определить причины возникновения поведения «трудных» детей.

«Трудный» ребёнок – это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

В ходе решения  первой задачи нами выявлено три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные  термины - «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью подразумевается  отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия  включается как делинквентное, так  и другие нарушения поведения. К  основам девиантного поведения  в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет  свою специфику.

Под «трудными» школьниками  понимаются, во-вторых, такие дети и  подростки, нарушения, поведения которых  нелегко исправляются. Здесь нужно  различать понятия «трудные»  дети и «педагогически запущенные дети». «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе  со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

В ходе решения второй задачи нами выявлено, что семья не всегда в должной степени выполняет  обязывающие её функции, у её членов возникают проблемы. Чаще всего это  дети, и это делает её одним из главных объектов социальной работы.

Основные социальные проблемы семьи:

- трудное материальное  положение семьи;

- ухудшение состояния  здоровья населения вследствие  недоедания, плохой экологии, от  качества продуктов питания;

- злоупотребление алкоголем  и наркотиками;

- жестокое обращение с  детьми и другими членами семьи;

- антиобщественный образ  жизни, правонарушения и скандалы;

- социальное сиротство  – это явления устранения или  неучастия в выполнении родительских  обязанностей – искажение родительского  поведения.

Социальная работа с «трудными» детьми находится на этапе развития, сегодня во всех учебных заведениях есть социальные работники призванные помогать детям. А так же имеются инспектора по делам молодежи, призванные смотреть за порядком и пресекать правонарушения со стороны трудных детей. Существуют центры для реабилитации трудных подростков, и детские колонии милиции как исправительные органы. Органы по опеки которые имеют право лишать трудных родителей родительских прав.  Все это делается для исправления и исчерпания такого понятия как трудные дети.

Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным  отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремление, стремление скрыть неблаговидный поступок, желание  самоутвердиться. Необходима кропотливая  работа, чтобы, во-первых, выяснить причины  детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, взаимного уважения, доверия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация

несовершеннолетних.2009-с.27

2.Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. — М.: «Генезис», 2009. — 224 с.

3.Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. — М.: АРКТИ, Школьное образование 2007. — 84 с.

4.В.П.Кащенко «Поведение школьника» 2003 - с.169,43.

5.С. Невская и И.Невский «Факторы поведения детей»2007 – с.89

6.knowledge.allbest.ru

7.Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность – наши беды». 2002 – с.60

8.Андреева Т.В. «Семейная психология: Учебное пособие».2004 - с.244

9.В.С. Бондарь «Психология семьи и гигиена семейной жизни». 2009 – с.54

10.sibac.info/index.ph

11. www.kontrolnaja.ru

12.Минкова Э.А. «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи»2005 - с.20.

13. Методическое пособие для сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

14. teslenko.kz

15. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 2004. 

16. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с

17. iafarmers.ru/psihologiya

18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.,2001.

19. Жадыбаев С.Х. Правопорядок и поведение несовершеннолетних. Алматы, 1992.

20. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб, 1993.

21. politlogia.narod.kz

22. krc.karelia.ru

 


Информация о работе Социальная работа с трудными подростками