Социальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков

1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3

2
Причины возникновения девиации среди подростков

Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23


Заключение

28


Список использованных источников

30

Файлы: 1 файл

7.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Недостатки семейного  воспитания исправлять должна школа. К  сожалению, эти недостатки иногда ущемляются педагогическим формализмом ряда учителей, прибегающих к педагогике запретов – нельзя бегать, нельзя шуметь и  т.п. Упрощенно понимаемый порядок  лишает подростков свободной ориентации, возможности непринужденной и активной деятельности.

Отношение некоторых педагогов  с трудными подростками характеризуется  стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его  причины. Если взрослый видит в трудном  ребенке только отрицательные черты  и качества, не умеет, а подчас и  не желает понять сложные душевные переживания подростка, то у него возникают своеволие, грубость и  другие формы протеста.

Конфликтные отношения с  педагогами усугубляются тем, что трудные  подростки, как правило, не дружат и  с товарищами по классу часто потому, что из-за второгодничества они уже  в 4-5 классах фактически оказываются  вне коллектива своих сверстников.  

Таблица 1. Распределение обязанностей для работы с трудными подростками

 Направление деятельности  

 Ответственные лица

1.Сбор информации об  учащихся, отсутствующих в школе.

Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости

Учителя-предметники (после 1-го урока), социальный педагог

2. Установление причины  неявки ученика на занятия:

  • беседа с одноклассниками;
  • разговор с родителями, посещение семьи

Классный руководитель

3. Индивидуальная работа  с ребенком по выявлению проблем  в организации его жизнедеятельности:

  • беседа;
  • тестирование;
  • классификация проблем;
  • рекомендации классному руководителю, самому учащемуся и его родителям

Психолог

4. Организация деятельности  по решению проблем ребенка:

  • установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением;
  • индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования);
  • постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.)

Заместитель директора 

по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного  образования

Социальный педагог, классный руководитель

5. Отслеживание результатов  работы:

  • ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посещаемости и др.);
  • разработка локальных актов

Согласно функциональным обязанностям:

  • классный руководитель;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • социальный педагог

На таблице 1 показано распределение обязанностей работ коллектива образовательной школы с трудными детьми.

Подводя итоги второй главы,можно  сказать что, объяснить трудному подростку что хорошо, что плохо крайне сложно. И поэтому с ним нужно чаше проводить поучительные беседы как с родителями так и со специалистами, к этим детям нужен своеобразный подход.

 

2.3 Организация помощи "трудным" детям

 

Самым общим принципом  педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

Таблица 2. Особенности педагогического подхода к детям

К благополучным детям

К трудным детям

1.Видеть в каждом ученике  уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в  нее.

Любить и уважать трудных  сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

говорить с трудным  как со взрослым, не ломать резко  его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них  постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять  в основу работы с трудным оптимистическую  гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем  необоснованно осудить

2.Создавать такую обстановку  ученья, общения, труда, в которой  каждый ученик чувствовал бы  себя личностью, ощущал бы внимание  лично к нему

предоставлять трудному возможность  проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

организовать переубеждение  на его собственном опыте

3.Исключить принуждение,  а также всякое выделение недостатков  ребенка; Понимать причины детского  незнания и неправильного поведения  и устранять их, не нанося ущерба  личному достоинству ребенка

предъявляя требования к  трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые  он не может выполнить;

быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать  его

4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих  силах и способностях.

Вызывать, искать все положительное  в трудном, опираться, делать ставку на проявление;

не скупиться на поощрение  и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков  трудного

5.Учить школьника видеть  личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности  к своему коллективу и к  социальному целому.

Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные  педагогические ситуации;

вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным  влияниям




 

На таблице  2 показано какое отношение необходимо к разным типам детей,это трудным детям и благополучным детям.

Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды  и способы перевоспитания, включения  самого подростка в процесс ресоциализации.[18]

Диагностическая карта "трудного"

1. Выявление "трудных"  школьников с 1 по XI класс, составление  карточек на каждого из них  с учетом: фамилии, имени, года  рождения, класса, здоровья, учебы, поведения,  общественной активности, состава  семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней,  семейных проблем.

2. Проведение анкеты "Выявление  трудновоспитуемых детей в классе".

3. Установление характера  педагогической запущенности, отношения  к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

4. Определение коллективных  проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам  микрорайона.

5. Изучение полезных интересов,  способностей и профессиональных  намерений.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного  семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять  работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе  выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически  запущенных, слабо подготовленных к  школе. Обратить внимание на сложность  усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с  учителем, изменение отношений с  семьей, затруднения в учебной  деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое  плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка  деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей  и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок  не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

В подростковом возрасте трудновоспитуемость  стимулируется не только отставанием  в психическом развитии, но и недостаточным  жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают  недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты  с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность  за себя и свою деятельность, учить  различать истинную и ложную красоту  человека, воспитывать невосприимчивость  к отрицательному поступку, формировать  коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно  важно правильно подобрать поручения  в классе с учетом интересов ребенка  и сообщества сверстников.[20]

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая  обесценивает многие положительные  качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать  ребенку интересное дело, сосредоточиться  на нем, проявить настойчивость и  организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация  оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и  патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между  пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами  и возможностями. Разрыв между познанием  мира и самопознанием лишает ребенка  возможности саморегуляции и  самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни  торжествует.

1. Создание благоприятных  условий для развития личности "трудного" ребенка.

2. Постоянное отслеживание  пробелов в знаниях, умениях  и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни  тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении  положения детей в классном  коллективе, организация помощи "трудным"  в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной  Я-концепции. Создание личности  обстановки успеха, одобрения, поддержки,  доброжелательности. анализ каждого  этапа, результата деятельности  ученика, его достижений. Поощрение  положительных изменений. От авторитарной  педагогики - к педагогике сотрудничества  и заботы.

5. Оказание педагогической  помощи родителям "трудного  школьника. Учить их понимать  ребенка, опираться на его положительные  качества, контролировать его поведение  и занятия в свободное время.

Организация медицинской  помощи:

1. Проведение систематического  диспансерного осмотра детскими  врачами "трудных" школьников  с целью диагностики отклонений  от нормального поведения, причин  психофизиологического, неврогенного  характера.

2. Оказание помощи медикаментозной,  физиотерапевтической, суггестивной  и т. д.

3. Предупреждение привычек  к курению, влечению к алкоголю  и токсическим средствам. Показ  отрицательных последствий, внушение  и самовнушение.

4. Половое просвещение  "трудных" подростков. Решение  проблем половой идентификации.

Организация психологической  помощи:

1. Изучение психологического  своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного раз. вития и отношения  к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного  воспитания: неотреагированность чувств  и переживаний родителями, неосознанная  проекция личностных проблем  на детей, непонимание, неприятие,  негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование  с целью помочь ребенку разобраться  в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы  с "трудными" детьми с целью  помочь им совершать более  осмысленные поступки, подняться  над своими переживаниями, страхом,  преодолеть неуверенность в общении  с другими.

5. Коррекция положительного  воспитательного воздействия выбранных  средств воспитания. [21]

Свободное время - умение разумно  и интересно, с пользой для  себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая  деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями  для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает  в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное  время, неразвитость у него умений и  навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения  в полезной деятельности, умения и  навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели:

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками