Социальная работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет: особенности социальной работы с «трудными» детьми.
Цель: исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети»;
- проанализировать причины возникновения такого поведения;
- рассмотреть основные направления социальной работы с «трудными» детьми комплексного центра социального обеспечения населения;

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика «трудных» подростков

1.1
Понятие «трудные» подростки
5
1.2
Особенности девиантного поведения
7
1.3

2
Причины возникновения девиации среди подростков

Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками
14
2.1
Методы и технологии соц. работы с трудными подростками
18
2.2
Особенности воспитательной работы с трудными детьми
20
2.3
Организация помощи "трудным" детям
23


Заключение

28


Список использованных источников

30

Файлы: 1 файл

7.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Остается открытым вопрос о том, стремится ли личность перестроить  отношения и поведение, которые  противоречат нормам социума.

Одним из факторов возможных  отклонений в поведении младших  подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что  у подростков с девиантным поведением имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести  себя в более выгодном свете, скрыть девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая  «неодобряемое» поведение.[12] Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением – более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты.

Эго-структура девиантных подростков перенапряжена, что отражается на более высоких показателях  самоконтроля поведения, моральности, демонстративности и силе «Я». Возможно, что среди девиантных подростков имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести  себя в более выгодном свете. Они  говорят о себе больше хорошего, отрицая плохое поведение.

Итак, на нормативность поведения  подростков оказывают влияние доброжелательность, открытость в общении, социальная зрелость, выражающаяся в реакциях во взаимодействии с окружающими, способах решения  проблемных ситуаций.

Отгороженность, отчужденность  подростка, дефицит в общении  и эмоциональная неустойчивость в условиях стресса могут провоцировать  его отклоняющееся поведение.

Возможно, что слабая нервная  система – источник повышенной возбудимости подростка с девиантным поведением. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность стоит за проявлениями его конфликтности, агрессивности. [13]

Обобщение исследований позволяет  констатировать у подростка с  девиантным поведением следующие психологические  особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; сверхнапряженность; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная  самокритичность, двойной локус  контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный  систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной  деятельности, физическому труду, к  себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность.

Подводя итоги первой главы, можно сказать что самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:

- неодобряемое поведение,  эпизодически наблюдаемое у большинства  детей и подростков, связанное  с шалостями, озорством, непослушанием,  непоседливостью, упрямством и  т.д.;

- порицаемое поведение,  вызывающее более или менее  резкое осуждение окружающих, педагогов,  родителей;

- девиантное поведение,  основу которого составляют нравственно  отрицательные проявления и проступки  (нечестность, лживость, притворство,  лицемерие, эгоизм, конфликтность,  агрессивность, кражи и др.);

- противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют  различные правонарушения и преступления.

 

 

 

 

2 Содержание и организация социальной работы с «трудными» подростками

 

2.1 Методы и технологии социальной работы с трудными подростками

 

Существует множество  методов и технологий для работы с трудными детьми. [14]

Метод   1- изучения личности (анализ документов, беседа, опрос).

Метод 2- коррекции (метод поощрение, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация).

Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков.

Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка.

Программа коллективного  тренинга для трудных подростков и их семей по теме: "Конфликт и пути его решения.

Цель: формировать конфликтную  компетентность подростков и способность  толерантного поведения.

Задачи тренинга:

1. определить понятия  “конфликтная ситуация” и “конфликт”;

2. рассмотреть функции  конфликта в обществе и его  структуру;

3. на конкретных примерах  рассмотреть модели поведения  личности в конфликтных ситуациях.

Основные понятия: конфликтология, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.

Методы обучения:

·Метод проектов, социологический опрос,

· игровые методики.

I. Приветствие.

II. Актуализация знаний  и постановка целей и задач.

Одной из актуальных проблем  современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и  взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала  предметом изучения многих наук, таких  как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е  годы возникли конфликтологические  центры во многих странах мира, а  в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный  центр разрешения конфликтов. В настоящее  время наука конфликтология приобретает  все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем  такой предмет будет изучаться  в школе.

Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что  нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако конфликты часто  отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Таким  образом, налицо разрыв между намерениями  и возможностями.

Попробуем разрешить это  противоречие наиболее доступным нам  способом- способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем  их конструктивного решения. Сегодня  мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, “толерантность”, причины возникновения и структуру  конфликта, его функции, а так  же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

III. Ход мероприятия.

     

Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко  и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения  конфликта необходима конфликтная  ситуация. Конфликтная ситуация - это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так  как все зависит от того, как  личность воспринимает и оценивает  эту ситуацию. Если личность оценивает  эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются”  под конфликтную ситуацию, втягиваются  новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний  этап - это спад конфликта и его  разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

(По ходу рассказа на  экране появляется модель конфликта.)

Модль конфликта.Прошу вас обратить внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека? Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта. Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая? Правильно, в фазе возникновения разногласий. В этом случае вероятность разрешения конфликта - 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения - 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться “отлавливать” конфликты еще до их начала! [16]

       

Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в  сложную ситуацию, грозящую выйти  из-под контроля, вам придется применить  все свое обаяние, интеллект и  умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы  нейтрализации конфликтов. На доске  демонстрируется схема “Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений”.

Взаимосзязь способов разрешения конфликта и отношений.Обратите внимание, что от вас самих зависят ваши отношения с окружающими, а значит и ваше настроение. К счастью, мы живем в XXI, а не в каменном веке.

Тем не менее, многие из нас  предпочитают старый испробованный  веками способ решения конфликтов силовыми методами: кто - кого. Что ж, ничто  человеческое нам не чуждо! Но лучше  пусть это будет только игра.

IV. Подведение итогов

 Беседа:

 Что нового для себя  вы узнали сегодня?

 Изменилось ли ваше  мнение о конфликте?

В завершении нашего мероприятия  мы предлагаем вам, если ваше мнение о  конфликте изменилось, пересесть.

 

2.2 Особенности воспитательной работы с трудными детьми

 

Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим  индивидуальный подход и прежде всего  установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.

Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется  отсутствием желания и привычки к трудовому усилию – ленью. Родителям  и учителям необходимо подмечать  и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, побуждая в нем  потребность трудиться, приучая  находить радость в разнообразной  деятельности.[17]

Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным  отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремление, стремление скрыть неблаговидный поступок, желание  самоутвердиться. Необходима кропотливая  работа, чтобы, во-первых, выяснить причины  детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, взаимного уважения, доверия.

У части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают  аффективной формы поведения: или  заносчивость, агрессивность, повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты  между уровнем притязаний и фактическим  положением ребенка в коллективе. Требуется своевременное вмешательство  взрослых в целях разрешения внутреннего  конфликта и предупреждения развития у детей аффектных форм поведения. При этом работа

с трудными подростками обуславливает  необходимость особенно корректного  индивидуального подхода, предполагающего  внимательное, доброжелательное отношение  к ребенку, опору на его положительные  качества, подчеркнутое доверие к  его нравственным силам.Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко  педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно  импульсивное поведение, отрицательное, в том числе не свойственные возрасту, потребности, искаженное представление  о дружбе, товариществе, долге. У  таких подростков нередко деформированы  духовные, познавательные, эстетические потребности.Попытки выправить «трудновоспитуемость»  подростков лишь путем словесных  воздействий бесплодны. Добиться результата можно лишь путем вовлечения трудных  подростков в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и  напряжение всех сил.

Изучение совершенных  подростками правонарушений показывает, что у значительной части детей  эти проступки явились следствием их притязаний на взрослость, превратного  осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны  взрослых. Причинами конфликтной  ситуации, ведущей к нравственной деформации личности подростков, являются в основном недостатки семейного  воспитания, усугубляемые плохой воспитательной работой в школе. Характерно, что  для подавляющего большинства семей  подростков – правонарушителей типичны  стяжательство, собственническая психология, неуважение к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, создающие ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших  причин появления трудных детей.

Именно неблагополучные  взаимоотношения в семье делают положение подростков исключительно  тяжелым. Личность ребенка здесь  постоянно ущемляется. И хулиганство, грубость подростков возникают часто  как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, не обладающих педагогическим тактом, на считающихся с детьми – школьниками. Многие родители или  не умеют правильно воспитывать  детей, или не могут из-за целого ряда причин.

Информация о работе Социальная работа с трудными подростками